Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать теоретическое значение маркетинга в повышении эффективности предприятия и доказать его важность на практике, используя примеры отечественных и иностранных фирм.

Содержание работы

Введение
Маркетинг на предприятии
Сущность маркетинга. Его цели и функции
Задачи, принципы и методы организация маркетинговой деятельности предприятия
Маркетинговое планирование на предприятии
Маркетинговые исследования предприятия
Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия
Товарная политика предприятия
Ценовая политика предприятия
Сбытовая политика предприятия
Заключение
Глоссарий
Список источников литературы

Файлы: 1 файл

Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Продукт превращается в  товар при использовании на него инструментов маркетинга, к которым  относятся дизайн, реклама, правильно  налаженный сбыт, прочная связь с  общественностью.

Таким образом, товар для маркетолога состоит из продукта, его поддержки и инструментов маркетинга.

Маркетинг целиком и  полностью зависит от потребителя. Маркетинг зависит от потребностей и запросов потребителя, поэтому  предприятие просто вынуждено изменять свою товарную стратегию, создавая новые товары.

Продукт, предлагаемый предприятием на рынке, можно классифицировать следующим  образом:

  • продукция (руда производства горно-добывающего предприятия, чугун металлургического комбината и т.д.);
  • товары (машины, одежда, мебель, продукты питания и др.);
  • работы (строительные, монтажные, ремонтные и др.);
  • услуги (финансовые, туристические, услуги связи и т.д.).

Для проведения эффективного маркетинга, прежде всего, следует определить, какой товар может называться новым. Товар, который не имеет аналогов на рынке, который является практическим актуальным воплощением научного прорыва, естественно называется новым товаром16. Таких товаров на рынке очень мало, примером могли служить аппараты копирования и сканирования и беспроводная сотовая связь.

Товар, который имеет  ярко выраженное качественное отличие  от своего предшественника товара-аналога. Товар новый для определенного  рынка. Например, гоночные автомобили являлись товарами рыночной новизны  в России в 90-х годах. Старый товар, уже бывший на рынке, но нашедший себе новое применение.

Конечно, предприниматель  рискует, начиная исследования нового товара, так как не знает, окупятся ли его затраты. На такой случай и  существует служба маркетинга, которая  помогает предпринимателю снизить  риск до минимума, предлагая правила для создания нового товара и, таким образом, повышая прибыль и эффективность предприятия.

Маркетинг должен сопровождать товар на всем пути его жизненного цикла. Закон новых товаров можно  рассмотреть с точки зрения жизненного цикла как: предприятие будет иметь максимальную прибыль и эффективность только тогда, когда жизненные циклы различных товаров перекрывают друг друга.

Товарная политика на предприятии решает задачи создания нового товара, связана со сферой производства. Разработки маркетинга в этой области помогают предпринимателю избежать многих ошибок, подстерегающих его в данной стадии хозяйственной деятельности. Поэтому можно четко сказать, что маркетинговая товарная политика помогает повысить эффективность фирмы.

 

2.3 Ценовая политика предприятия

 

В область ценовой  политики предприятия входят проблемы оптовых и розничных цен, все  стадии ценообразования, тактика определения  начальной цены товара, тактика изменения  цены под влиянием внешних факторов. Решая эти вопросы, маркетологи устанавливают на продукцию наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыли, а, значит, и эффективности фирмы17.

В зависимости от реализационной цепи можно выделить несколько типов  цен. Оптовые цены предприятий –  это цены, по которым предприятие продает продукцию оптовому покупателю. Эта цена состоит из себестоимости продукции и прибыли предприятия. Оптовые цены торговли - цены, по которым оптовый посредник продает товар розничному продавцу. Цена включает в себя себестоимость, прибыль и снабженческо-сбытовую скидку (издержки оптового поставщика). Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю. Она включает в себя также торговую скидку (издержки розничного торговца)18.

К внешним факторам процесса ценообразования относятся:

  • потребители, как фактор, который всегда занимает доминирующее положения в современном маркетинге.
  • рыночная среда, как фактор, который характеризуется степенью конкуренции на рынке, важный, чтобы выделить, является ли предприятие аутсайдером или лидером, принадлежит ли к группе лидеров или аутсайдеров.
  • участники каналов товародвижения, как фактор, который влияет на цену как поставщиков, так и посредников, причем важно заметить, что наибольшую опасность для производителя представляет повышение цен на энергоносители, поэтому эту отрасль старается контролировать государство.
  • государство, которое влияет на цену путем косвенных налогов на предпринимательство, установлением антимонопольных и демпинговых запретов.

Стратегия ценообразования - это выбор  предприятием стратегии, по которой должна изменяться исходная цена товара с максимальным для фирмы успехом, в процессе продвижения на рынке. Следует выделять различные стратегии в зависимости от товара (нового или уже существующего)19.

Стратегия «снятия сливок» (skim pricing) предполагает сначала продажу товара по очень высокой цене для того слоя общества, который не заботится о финансовом крахе, далее цена постепенно снижается до уровня среднего класса, а потом и до уровня массового потребления.

Стратегия повышения цены действенна лишь в том случае, когда спрос на продукцию стабильно растет, конкуренция сведена к минимуму, покупатель узнает товар.

Итак, при определении  цены, при прогнозе ее дальнейшего  изменения, при ее корректировке  предпринимателю очень важно не только не прогадать, но и завысить цену, что может прямым образом отразиться на спросе и отношении к фирме покупателей. Поэтому маркетологи анализируют все изменения и разрабатывают стратегии к установлению и корректировке цен, что способствуют повышению прибыльности и эффективности.

 

2.4 Сбытовая политика  предприятия

 

Система сбыта товара – одна из важнейших в маркетинговой  политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы  выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.

Одним из пунктов сбытовой политики предприятия является выбор  оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара - это организация  либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке20.

Реализация продукции  в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых  формирует соответствующий канал  распределения. Использование посредников  в сфере обращения выгодно прежде всего для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников  возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

В качестве посредников  могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и  магазины. Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.

Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации  процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.

Канал распределения  принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности  на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал распределения можно трактовать и как путь передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга. К ним следует отнести такие функции, как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения.

С понятием канала сбыта  продукции соотносятся понятия  протяженности и ширины канала сбыта. Протяженность канала сбыта - это  число участников сбытового процесса, то есть число посредников во всей сбытовой цепочке. Ширина канала сбыта - это количество независимых объектов сбытового процесса в определенной его стадии, например количество оптовых продавцов товара21.

Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием  рынка, потребителей, товара, конкурентов. Хотя маркетинговые исследования достаточно дорогие, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль.

Заключение

В развитой рыночной экономике  существует большое количество типов  предприятий, но ни на одном из них  в условиях жесткой конкуренции нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, автор сконцентрировал свое внимание на службе маркетинга, на том, как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить прибыльность, а, следовательно, и эффективность фирмы.

В рамках данной работы были проведены исследования по теме «Маркетинговая деятельность предприятия (организация, фирмы) и пути ее совершенствования». По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Маркетинговая политика предприятия – это логическое продолжение исследований. Маркетинг  сопровождает товар на всем пути от создания, определения цены, до стратегии  сбыта и продвижения.

  1. Организационная структура маркетинговой деятельности – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью. Для организации маркетинга не существует универсальной схемы. Реальное объединение маркетинговой деятельности чаще всего осуществляется по функциям или товарам. Организационная структура службы маркетинга может иметь одну из следующих ориентаций по: выполняемым функциям; товарам; рынкам и покупателям (потребителям); географическим регионам.
  2. Стратегический маркетинг – это постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, которые предназначены для конкретных групп покупателей и обладают особыми свойствами, отличающими их от товаров – конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество. Внедрение маркетинга – процесс, превращающий маркетинговые планы в рабочие задания и обеспечивающий такое их выполнение, чтобы достигались установленные планом цели;
  3. Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Хотя маркетинговые исследования достаточно дорогие, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на свежей почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т.д., и, таким образом, маркетинговые исследования повышают прибыльность и эффективность предприятия;
  4. План маркетинга – это организационно-управленческий документ, позволяющий свести воедино все виды маркетинговой деятельности в соответствии с целями фирмы, ее ресурсами (включая кадровые), организацией. Кроме того, маркетинговый план – это инструмент демократичного, гибкого рыночного управления фирмой;
  5. Товарная политика на предприятии решает задачи создания нового товара, связана со сферой производства. Разработки маркетинга в этой области помогают предпринимателю избежать многих ошибок, подстерегающих его в данной стадии хозяйственной деятельности. Поэтому можно четко сказать, что маркетинговая товарная политика помогает повысить эффективность фирмы;
  6. При определении цены, при прогнозе ее дальнейшего изменения, при ее корректировке предпринимателю очень важно не только не прогадать, но и завысить цену, что может прямым образом отразиться на спросе и отношении к фирме покупателей. Поэтому маркетологи анализируют все изменения и разрабатывают стратегии к установлению и корректировке цен, что способствуют повышению прибыльности и эффективности;
  7. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.

К сожалению, маркетинг, как функция управления и образ действия, пока не стал нормой повседневного поведения сотрудников всех структурных подразделений российских предприятий. Основные из проблем, препятствующие эффективному функционированию службы маркетинга, а также приводящие к снижению уровня маркетингового потенциала, можно условно разделить на внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния, и внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные, как правило, с ошибками и упущениями руководства и персонала.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Емкость рынка

объем продукции, который может  «поглотить» рынок без существенных изменений в своей структуре

2

Канал сбыта (распределения) товара

организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке

3

Контроллинг

регулирование, оперативное управление маркетинговыми действиями

4

Маркетинг

(от английского market - рынок) - комплексная  система организации производства  и сбыта продукции, ориентированная  на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ

5

Маркетинговая политика предприятия

включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке

6

Организационная структура маркетинговой деятельности

совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью

7

План маркетинга

организационно-управленческий документ, позволяющий свести воедино все  виды маркетинговой деятельности в  соответствии с целями фирмы, ее ресурсами (включая кадровые), организацией

8

Сегментация рынка

деление рынка на отдельные области  для закупки и сбыта товаров

9

Стратегический контроллинг  маркетинга

управляет потенциалом фирмы, обеспечивая  ее будущее

10

Стратегия ценообразования

выбор предприятием стратегии, по которой должна изменяться исходная цена товара с максимальным для фирмы успехом, в процессе продвижения на рынке

Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования