Маркетинговая среда фирмы. Факторы, определяющие микро- и макросреду маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель работы – изучить факторы анализа внешней среды предприятия на примере ОАО «Дальсвязь».
Для решения поставленных целей предстоит решить следующие задачи:
-определить понятие внешней среды организации и определить основные факторы, влияющие на неё;
- изучить внешнюю среду на примере ОАО «Дальсвязь» на макро- и микроуровне;
-выделить угрозы и возможности предприятия.

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

ОАО "Дальсвязь" входит в холдинг ОАО "Связьинвест"

Магаданский филиал ОАО «Дальсвязь»  является лидером на рынке телекоммуникаций Магаданской области, более 90 % населения  пользуется услугами связи нашего филиала. Они предоставляют весь комплекс традиционных и современных видов  услуг связи:

-местная, внутризоновая  телефонная и телеграфная связь;

-передача данных и услуги  сети Интернет;

-сотовая связь стандарта  GSM-900;

-эфирное вещание радиотелевизионных  программ;

-предоставление услуг  проводного радиовещания;

-предоставление в аренду  каналов связи и физических  линий.

На территории области  действует 55 АТС, из них ГТС - 31, СТС - 24. Монтированная ёмкость составляет 88 546 номеров, в том числе ГТС - 84 186, СТС - 4 360.

По уровню плотности фиксированной  связи Дальневосточный федеральный  округ занимает 4-е место в РФ (27,7 телефонных аппаратов на 100 чел). В Магаданской области достигнута наибольшая телефонная плотность - 42 телефонных аппарата на 100 чел. Уровень телефонизации  в Магадане составляет 44,3 телефонных аппарата на 100 чел, а в сельских районах  – 27,6.

Количество телефонов  на 100 человек по городской телефонной сети - 39,85 единиц, по сельской местности - 20,7 единиц.

Внутризоновая телефонная сеть обеспечивает организацию автоматической и полуавтоматической связи между  абонентами областного центра и абонентами районных центров. В Магадане эксплуатируется  АМТСЦ S-12 А-1000 с распределенным программным  управлением монтированной емкости 1920 каналов и линий. В райцентрах Усть-Омчуг, Сусуман, Северо-Эвенск, Ягодное  междугородная связь осуществляется посредством станций АТСКЭ «Квант», в городах Палатка, Ола, Омсукчан, Сеймчан – посредством станций  АТСК-100/2000. В Магадане и районных центрах действует система персонального  радиовызова, на начало 2008 года число  абонентов системы персонального  радиовызова составило около 3000. С 2001г. в Магадане действует сотовая  связь стандарта GSM-900. Услугами сотовой  связи пользуется более 43 000 абонентов.

 

2.2 Анализ макроокружения

 

В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая компонента.

Для оценки экономической  компоненты макроокружения организации  необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое  положение Сибирского федерального округа и входящих в него краев  и областей в настоящее время.

Изучив экономические  показатели за 2006-2009 г. в Дальневосточном  федеральном округе и в стране в целом, которые характеризуют  экономическую компоненту макроокружения ОАО «Дальсвязь» можно сделать  вывод, что на данном этапе времени  существующие тенденции оказывают  благоприятное влияние на организацию  в целом.

В связи с наметившейся стабилизацией и значительным экономическим  ростом происходит усовершенствование структуры, качества и укрупнение центров  связи. Как в регионе, так и  в целом по стране, увеличиваются  объемы услуг связи, также происходит распространение качественно новых  услуг связи, таких, как IP телефония, Интернет, сотовая связь, о чем  свидетельствует увеличение сотовых  и Интернет - компаний, как в регионе, так и по стране в целом. В результате в ОАО «Дальсвязь» за период с 2006 по 2009 год наметились не только процессы стабилизации, но и повышение уровня экономических показателей, в силу увеличения спроса на услуги телефонных компаний и соответственно рост объемов  оказываемых услуг и улучшение  их качества (в частности из –  за высокой конкуренции).

В настоящее время не очень  сложно найти потребителя, который  на данный момент не очень доволен  дорогостоящими услугами связи при  неудовлетворительном ее качестве. В  силу этих обстоятельств необходимо было осуществить снижение затрат на предприятиях, чтобы снизился уровень  цен на услуги телефонных операторов, что позволило выжить мелким предприятиям в сложившейся в стране экономической  ситуации.

Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как стабильную. Это результат прихода к власти Д. Медведева, в лице которого как  большинство россиян, так и мировая  общественность видят своего рода гаранта  политической стабильности в РФ. Д. Медведев проводит не только грамотную  внешнюю политику, но и внутреннюю, которая оказывает положительное  воздействие на ОАО «Дальсвязь».

Стабилизация ситуации в  политической сфере привела к  общему улучшению ситуации и в  других сферах, в том числе и  экономической, а, следовательно, появились  возможности для более эффективного использования своего потенциала всеми  субъектами хозяйствования.

Такую обстановку вокруг предприятия  оказывает и положительная экономическая  и политическая обстановка в дальневосточном  округе.

Правовая составляющая ОАО  «Дальсвязь» включает в себя Конституцию  РФ и Конституцию входящих в него краев и областей, законы и подзаконные  актами как федерального, так и  краевого (областного) значения, которые  регулируют деятельность юридических  и физических лиц, а также их объединений  на всей территории страны.

Правовая составляющая очень  сложна по структуре и поэтому  все спорные вопросы на каждой территориальной единице приходится решать сообща, ведь на каждой из единиц существуют самостоятельные нормативные  документы и акты, что само по себе немного затрудняет ведение  внутренней политики предприятия, но ОАО  «Дальсвязь» очень успешно удается  с этим справляться.

Правовая среда отрасли  связи регулируется федеральным  законом «О связи», в который были внесены поправки и обновления 09.05.2005 г., а в мае 2006 г. в него были дополнительно  внесены еще некоторые коррективы, поэтому она достаточна мобильна и закон «О связи» соответствует  всем требованиям современного законодательства.

Все это говорит о том, что правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере соответствует нормальному  функционированию организаций в  современных условиях, что является фактором, который ускоряет темпы  экономического развития.

Ситуация, складывающаяся в  социальной сфере оказывает значительное влияние на ОАО «Дальсвязь», так  как подавляющий объем услуг  организации потребляется населением, чей уровень доходов как видно  в сравнении с показателями 2006 года растет, постоянно происходят прибавки к пенсиям, очень активно  субсидируются расходы на связь  и другие услуги для пенсионеров, если не основных, то одних из основных потребителей услуг ОАО «Дальсвязь», разрабатываются новые тарифы, применяются  различные скидки, проводятся всевозможные акции. Но несмотря на это происходит увеличение смертности как в стране, так и в регионе в целом, что негативно сказывается на социальной обстановке в России, Но все таки, как выяснилось этот показатель не значительно влияет на потребление  услуг связи, поэтому социальную обстановку вокруг ОАО «Дальсвязь»  можно охарактеризовать как стабильную.

Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через  развитие производственного потенциала, которое определяется состоянием основных фондов предприятий. 

Ситуация с конца 2005 года изменилась в лучшую сторону. Так  за этот период был зафиксирован общий  рост объемов освоения капиталовложений и улучшение технологической  базы на предприятиях связи. Есть примеры  активного обновления производственной базы и внедрения новых технологий в организациях связи. Новые подходы  апробированы и успешно применяются  в связи, в частности развитие таких перспективных направлений, как Интернет, IP телефония требуют  установления новейшего и современного оборудования, что подтверждает ярко выраженная тенденция к увеличению пользователей данных услуг. За счет увеличения потребления таких услуг  большинство предприятий связи  за последнее время сменили устаревшее оборудования на современное, модернизировали  свою базу, что положительно сказывается  на всей отрасли связи.

Развитие технологии в  стране, казалось бы, напрямую влияет на деятельность, осуществляемую ОАО «Дальсвязь»  в силу того, что из-за своевременного обновления производственной базы уменьшаются  издержки, снижая при этом себестоимость  производимых услуг и, тем самым, повышая конкурентоспособность  продукции. Но все-таки данная компонента не оказывает сильного влияние на ОАО «Дальсвязь», так как современное  оборудование для таких предприятий  производится за рубежом.

Последняя составляющая макроокружения ОАО «Дальсвязь» - природно-географическая. Природно-сырьевые ресурсы нашего региона  развиты не во всех видах ресурсов, вследствие чего он является зависимым  от поставок сырья, материалов для промышленности и топлива со стороны. Это отрицательно отражается на предприятиях округа, так  как предприятиям приходится завозить сырье и топливо из других регионов.

 

2.3 Анализ микроокружения

 

Изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация  находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что  организация может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия, тем  самым она может активно участвовать  в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления  угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктуру.

 

 
 
 
 

При проведении анализа непосредственного  окружения ОАО «Дальсвязь» в  первую очередь необходимо рассмотреть  потребителей данной организации, которые  оказывают очень сильное влияние  на нее. Специфика производимого  ассортимента услуг такова, что ОАО  «Дальсвязь» является производителем услуг народного потребления, поэтому  подавляющее число потребителей – это физические лица (более 70% рынка). Но на долю юридических лиц, потребляющих услуги ОАО «Дальсвязь» также  приходится значительная доля от общего объема выпускаемых услуг (более 50% для делового сектора). Ведь юридические  лица также являются активными пользователями и сети Интернет и услуг сотовой  связи, которая занимает немалую  долю в ассортименте существующих услуг(75%), такими потребителями являются Пенсионный фонд, Администрация Магаданской  области, Сбербанк, таможня, городская  налоговая инспекция, НЗХК, кроме  того еще и ряд коммерческих предприятий  являются потребителями услуг ОАО  «Дальсвязь».

Необходимо при анализе  потребителей учитывать и тот  факт, что почти 80% услуг реализуется  не на федеральном, а на окружном рынке, поэтому необходимо расширять территорию потребителей.

Если же говорить о поставщиках, то сведения о названия фирм – поставщиков  являются конфиденциальными и данная информация не доступна для распространения. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что все поставщики дорогостоящего, новейшего и самого современного оборудования на предприятии – это  зарубежные фирмы. С одной стороны  положительная сторона этой ситуации заключается в том, что данное предприятие вовремя получает качественное оборудование, что хорошо сказывается  на потребителях услуг ОАО «Дальсвязь», но с другой стороны – это прямая зависимость от иностранного поставщика. При анализе микроокружения ОАО  «Дальсвязь» также следует изучить  конкурентов. В дальневосточном  федеральном округе у ОАО «Дальсвязь»  существуют несколько непосредственных конкурентов: по России - это "Мобильные  ТелеСистемы" (МТС), «Билайн» и "МегаФон". Приход этих компаний на рынок услуг  связи кардинально меняет конкурентную ситуацию в регионе. За счет масштаба и разрекламированного бренда такие компании могут экономить на многих статьях своего бюджета. А это означает, что они могут предложить более низкие цены для абонентов. В такой ситуации ОАО «Дальсвязь» приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть снижать цены на тарифы, а для этого нужно снизить затраты на производство, поэтому здесь не обойтись без продуманной и предусмотрительной политики, так как при всем при этом необходимо учитывать продвижение намеченной социальной политики по повышению заработной платы. Но пока влияние конкурентов можно назвать положительным, так как оно стимулирует развитие ОАО «Дальсвязь» и позволяет сделать свой рынок предложения более конкурентным.

Далее при анализе микроокружения следует исследовать рынок рабочей  силы. Но эта компонента оказывает  малое воздействие на ОАО «Дальсвязь», так как рынок рабочей силы в настоящее время насыщен  кадрами для работы на данном предприятии, и при необходимости набор  кадров будет произведен без особых затруднений. Малое влияние такого фактора, как рабочая сила объясняется  еще и тем, что ОАО «Дальсвязь»  постоянно ведет переподготовку кадров, ее переквалификацию и не имеет  проблем с ценными кадрами. При  оценке инфраструктуры следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась инфраструктурная составляющая.

А в завершение анализа  определим, какое воздействие (благоприятное  или же нет) оказывает сложившаяся  ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «Дальсвязь».

 

Построим профиль внешней  среды (см. таблица).

Факторы

Важность для отрасли A

Важность для фирмы B

Направление

Влияния C

Степень важности D=A*B*C

Поставщики

+3

+3

+1

+9

Рынок рабочей силы

+1

0

+1

0

Правовая среда

+2

+2

+1

+4

Потребители

+3

+3

+1

+9

Конкуренты

+2

+2

+1

+4

Состояние экономики

+3

+3

+1

+9

Политические

факторы

+2

+2

+1

+4

Природно-географические факторы

+2

+1

+1

+2

Уровень развития страны

+3

+3

+1

+9

Технологические факторы

+1

+1

+1

+1

Социальная компонента

+1

+1

+1

+1


 

Графический профиль внешней среды ОАО  «Дальсвязь»

 

Идеальный профиль  предприятия

Сравнение идеального профиля с графическим профилем ОАО «Дальсвязь»

 

Общая сумма  баллов составляет +52, что говорит  об общем благоприятном влиянии  внешней среды на ОАО «Дальсвязь»  и при сравнении графического профиля с идеальным видно, что  многие оценки совпадают, что опять  же говорит о том, что внешняя  среда предприятия находится  в благоприятном воздействии  на само предприятие. 

 

2.4 Возможности  ОАО «Дальсвязь»

 

По результатам  проведенного анализа можно смело  утверждать, что предприятие развивается  в правильном направлении и в  перспективе имеет хорошие шансы  стать ведущим предприятием связи  в регионе и выйти на уровень  страны. Это возможно, и предприятие  имеет неплохие шансы со своим  потенциалом и возможностями  выйти за пределы дальневосточного федерального округа, но его ожидают  на этом пути помимо хороших перспектив и некоторые опасности.

Информация о работе Маркетинговая среда фирмы. Факторы, определяющие микро- и макросреду маркетинга