Маркетинговое исследование рынка грузовых автомобилей «КамАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Основной целью маркетингового исследования является изучение рынка грузовых автомобилей «КамАЗ».
В соответствии с поставленной целью основными задачами маркетингового исследования являются:
описание и преимущество продукции;
сегментирование рынка;
анализ потребителей;
оценка конкурентов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Характеристика объекта исследования ……………………... 6
1.1. История ОАО «КамАЗ» …………………………………. 6
1.2. Особенности функционирования Акционерного общества «КАМАЗ» ……………………………………………………………... 10
2. Анализ рынка грузовых автомобилей ………………………. 11
2.1. Рынок грузовых автомобилей …………………………... 11
2.2 Преимущества продукции ОАО «КамАЗ» ……………... 16
2.3 Вывод ……………………………………………………... 19
3. Структура товарного рынка …………………………………. 20
3.1. Методика исследования рынка грузовых автомобилей .. 20
3.2. Поведение потребителей ………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………………. 26
Список использованной литературы ………………………………... 28
Приложение ………………………………………………………….... 29

Файлы: 1 файл

исследование.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Уральский государственный университет  путей сообщения»

(УрГУПС)

 

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Управление в социальных

и экономических системах»

 

 

Исследовательская работа

по дисциплине: «Маркетинг»

на тему:  «Маркетинговое исследование рынка грузовых автомобилей «КамАЗ»»

 

 

Проверила:

Завьялова

Выполнили:

Ст. гр. Мт-221

Попова Я.В.

Гурьянова Е.Е.


Глушков В.Д.

 

 

Екатеринбург

2012


Содержание.

 

Введение ………………………………………………………………. 3

1. Характеристика объекта  исследования ……………………... 6

1.1. История ОАО «КамАЗ» …………………………………. 6

1.2. Особенности функционирования Акционерного общества «КАМАЗ» ……………………………………………………………... 10

2. Анализ рынка грузовых автомобилей ………………………. 11

2.1. Рынок грузовых автомобилей  …………………………... 11

2.2 Преимущества продукции  ОАО «КамАЗ» ……………... 16

2.3 Вывод ……………………………………………………... 19

3. Структура товарного рынка …………………………………. 20

3.1. Методика исследования рынка грузовых автомобилей .. 20

3.2. Поведение потребителей ………………………………… 23

Заключение ……………………………………………………………. 26

Список использованной литературы ………………………………... 28

Приложение ………………………………………………………….... 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

В условиях жесткой конкуренции  и роста издержек непременным  условием выживания субъекта экономики  становится маркетинг. Интерес к  этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число  организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере и некоммерческой сфере осознают, как именно маркетинг  способствует их более успешному  выступлению на рынке. Это касается как нашей страны, находящейся  сейчас в переходном периоде, так  и США, где многие предприятия  добывающей и тяжелой промышленности также лишь недавно обратились к маркетингу.

Маркетинг (от английского market - рынок ) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг.

Уже в течение многих лет  отрасль автомобилестроения является наиболее прибыльным и интенсивно развивающимся  видом промышленности. С каждым годом  увеличивается численность автовладельцев, расширяется модельный ряд автомобилей. Появляется все больше марок, моделей  автомобилей способных удовлетворить  любые потребности и желания клиентов, на любой вкус.

В России рынок «средств передвижения» получил большое  распространение. Поэтому, выбирая  вид товара, подлежащего маркетинговому исследованию, мы остановили свой выбор на грузовых автомобилях, а именно - «КамАЗ».

В современных рыночных условиях каждый производитель или продавец товаров и услуг должен выявлять предпочтения потребителей, сегментировать рынки и организовать эффективную  сбытовую сеть и кампанию стимулирования сбыта для обеспечения эффективной  деятельности предприятия. Поэтому  все эти знания и навыки необходимы современным специалистам в области  экономики, управления и предпринимательской  деятельности. Основой маркетинга являются комплексные маркетинговые исследования.

Данное маркетинговое  исследование носит название «Маркетинговое исследование рынка грузовых автомобилей «КамАЗ».

Основной целью маркетингового исследования является изучение рынка грузовых автомобилей «КамАЗ».

В соответствии с поставленной целью основными задачами маркетингового исследования являются:

    • описание и преимущество продукции;
    • сегментирование рынка;
    • анализ потребителей;
    • оценка конкурентов.

В соответствии с поставленными  задачами методика проведения маркетингового исследования включает:

      1. проведение кабинетного исследования:

Любое маркетинговое исследование целесообразнее начинать с кабинетных исследований, предполагающих предварительный  анализ вторичной информации. К кабинетным маркетинговым исследованиям можно  отнести: анализ потенциала предприятия, анализ конкурентов. По-видимому, целесообразнее начинать с анализа потенциала предприятия  для того, чтобы на фоне выявленных сильных и слабых сторон, своей фирме четче определить сильные и слабые стороны конкурентов, а также позитивные и негативные факторы среды предприятия. Цель анализа потенциала - выявить возможности предприятия. В центре внимания находятся вопросы: «Какие особые способности имеет фирма?», «В каких областях она имеет достаточной компетенции?».

Важной сферой анализа  при кабинетных исследованиях является также и оценка конкурентов предприятия. Анализ конкурентов должен начинаться, прежде всего, с определения фирм, которые можно отнести к кругу  реальных или потенциальных конкурентов. Для выявления конкурентов могут  быть использованы справочники по российским производителям товаров и услуг.

      1. определение сегментов потенциальных покупателей автомобилей;
      2. разработка вопросника (анкеты);
      3. проведение полевого исследования:

В качестве методов получения  информации в полевых исследованиях  используются: опрос, наблюдение, эксперимент, панель и экспертные оценки. Опрос - это выявление позиции людей  или получение от них справки  по какому-либо вопросу. Приблизительно 90% полевых исследований используют этот метод. При письменном опросе участники  получают опросные листы (анкеты), которые  они должны заполнить и отослать по назначению. В данном исследовании был использован метод опроса.

5. анализ результатов и выработка предложений.

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  объекта исследования.

1.1 История ОАО  «КамАЗ».

 

К середине 60-х годов 20-го века экономике СССР стало не хватать  парка грузовых автомобилей. Выпуск имеющихся на то время моделей, даже при резком повышении их количества, не обеспечил бы необходимый рост грузооборота. Необходимо было выпустить  новый грузовик, который был бы способен резко повысить производительность труда на транспорте. Ни один из действующих  автомобильных заводов страны выполнить  такую задачу не мог. Требовались  совершенно новые современные грузовики - комфортабельные, мощные, универсальные, способные эффективно эксплуатироваться в любых климатических и дорожных условиях и заполнить нишу автомобилей грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.

В середине 1969 г. было принято  Постановление ЦК КПСС и Совета Министров  СССР о строительстве комплекса  заводов по производству большегрузных  автомобилей в Набережных Челнах. По своему географическому положению  Набережные Челны находились в самом  центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга и близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением строительными материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в будущем - транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации «Камгэсэнергострой» позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей. На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты из всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей.

13 декабря 1969 г. был  вынут первый ковш земли на  строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год. Комплекс заводов на Каме занял территорию в 22 квадратные мили.

Май 1974 г. - в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа собран первый двигатель.

Декабрь 1975 г. - на заводе двигателей собран силовой агрегат N1 по временной технологии, но собственными силами.

16 февраля 1976 г. - с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый камский грузовик. Правительство СССР утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки.

29 декабря 1976 г. - Государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР. В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.

1987 год - создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». В 1994 году введен в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год.

1988 год - по подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством.

25 июня 1990 г. - правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. Устав акционерного общества «КАМАЗ» утвержден на общем собрании 11 августа 1990 года. Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путем преобразования производственного объединения «КамАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N616 от 25.06.90 г. ОАО «КАМАЗ» стало одним из первых акционерных обществ в Советском Союзе.

14 апреля 1993 г. - пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях - восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. Благодаря поддержке правительств России и Татарстана, камазовцам менее чем за год удалось восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара.

30 августа 1999 г. с конвейера  выпущены 1600000-й большегруз и более  2 миллионов дизельных двигателей.

2000 - Разработка и выпуск двигателей, соответствующих экологическим требованиям «Евро-2»;

2003 - Выпущено свыше 1,7 млн. грузовых автомобилей и 2,3 млн. двигателей;

2003 - Освоено производство среднетоннажных грузовиков грузоподъемностью 3-5 т;

2003 - Выпущен 250-тысячный с начала производства микролитражный автомобиль «Ока»;

2003 - Разработана первая модель автобуса НЕФАЗ класса Турист на шасси КАМАЗ;

2003 - Изготовлены полноприводные седельные тягачи КАМАЗ-65226 полной массой 97 тонн при допустимой нагрузке на седельно-сцепное устройство 27 тонн;

2004 - Сертифицирован двигатель, соответствующий экологическим требованиям «Евро-3»,

2005 - «Zaenradfabric» и «КАМАЗ» создали совместное предприятие по производству коробок передач.

Сегодня группа ОАО «КАМАЗ» - это единый производственный комплекс, расположенный в городе Набережные Челны, включающий в себя 9 крупных специализированных заводов и все технологические переделы современного машиностроения. Россия энергично внедряется в мировую экономику, стремясь занять в ней достойное место. И без мощной, конкурентоспособной и активно работающей по всему миру автомобильной компании ей этого добиться не удастся. На мировом рынке приходится работать в условиях жесточайшей конкуренции. Миссия «КАМАЗа» в экономике России поднимается на уровень государственной важности. Включение компании в число 18 важнейших акционерных обществ России с солидной государственной долей в уставном капитале можно рассматривать как документальное признание этого факта. Основной задачей «КАМАЗа» на ближайшую и среднесрочную перспективу стала необходимость возвращения полноценного международного признания компании как одного из ведущих производителей грузовой автотехники.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности функционирования Акционерного общества «КАМАЗ».

 

Сущность общества.

Открытое акционерное  общество «КАМАЗ» создано в 1990 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1990 года № 616 в порядке преобразования Производственного объединения  «КАМАЗ», основанного в 1969 году.

ОАО «КАМАЗ» - крупнейшая автомобилестроительная компания России, обеспечивающая транспортную безопасность страны. ОАО «КАМАЗ»  входит в первую десятку производителей тяжелых грузовиков и занимает 8-ое место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей.

В государственной собственности  находится 45,6% акций ОАО «КАМАЗ» (в федеральной собственности- 34,0%, в собственности Республики Татарстан - 11,6%), в собственности юридических  лиц - 51,5% акций и в собственности  физических лиц - 2,9% акций ОАО «КАМАЗ». По состоянию на 3 сентября 2004 года (дата составления списка лиц, имеющих  право на участие во внеочередном Общем собрании акционеров ОАО «КАМАЗ», созванном 29 октября 2004 года) всего 88 287 акционеров ОАО «КАМАЗ».

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка грузовых автомобилей «КамАЗ»