Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа
Основной целью маркетингового исследования является изучение рынка грузовых автомобилей «КамАЗ».
В соответствии с поставленной целью основными задачами маркетингового исследования являются:
описание и преимущество продукции;
сегментирование рынка;
анализ потребителей;
оценка конкурентов.
Введение ………………………………………………………………. 3
1. Характеристика объекта исследования ……………………... 6
1.1. История ОАО «КамАЗ» …………………………………. 6
1.2. Особенности функционирования Акционерного общества «КАМАЗ» ……………………………………………………………... 10
2. Анализ рынка грузовых автомобилей ………………………. 11
2.1. Рынок грузовых автомобилей …………………………... 11
2.2 Преимущества продукции ОАО «КамАЗ» ……………... 16
2.3 Вывод ……………………………………………………... 19
3. Структура товарного рынка …………………………………. 20
3.1. Методика исследования рынка грузовых автомобилей .. 20
3.2. Поведение потребителей ………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………………. 26
Список использованной литературы ………………………………... 28
Приложение ………………………………………………………….... 29
В единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» входят подразделения, заводы и дочерние общества по разработке, производству, сборке автотехники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции.
2. Анализ рынка грузовых автомобилей.
2.1 Рынок грузовых автомобилей.
Российский рынок грузовых
автомобилей характеризуется
Однако в целом в 2012 году российский рынок грузовых автомобилей вырос по сравнению с 2011 годом на 4,3%, составив 244 тыс. машин. На внутренний рынок поступило 207 тыс. автомобилей, произведенных отечественными предприятиями, что на 0,7% превышает показатель 2011 года.
По прогнозам, к 2015 году объем российского рынка грузовых автомобилей достигнет 330 тыс. машин. В соответствии с тенденциями спроса наиболее многочисленным и динамично развивающимся сегментом российского рынка грузовых автомобилей являются автомобили грузоподъемностью менее 5 тонн. По итогам 2011 года доля автомобилей грузоподъемностью менее 5 тонн составила в натуральном выражении 77% от общего объема продаж грузовых автомобилей.
Преимущественную часть российского рынка грузовых автомобилей составляют машины отечественного производства. Так, в 2012 году доля грузовых автомобилей, произведенных российскими предприятиями, составила около 85% от объема рынка (207 тыс. машин), 37 тыс. грузовых автомобилей или 15% от объема рынка было импортировано. По сравнению с показателем 2011 года в 2012 году доля грузовых автомобилей, импортируемых в Россию, несколько возросла (на 3%). По мнению аналитиков компании «Информанализ», увеличение объемов импорта грузовых автомобилей грузоподъемностью менее 5 тонн на фоне некоторого (1-5% в год) сокращения объемов отечественного производства выступает одной из основных тенденций этого сегмента российского рынка грузовых автомобилей.
Наряду с увеличением импорта растет и экспорт российских грузовых автомобилей, однако на сегодняшний день объемы импорта существенно превышают объемы экспорта российских грузовиков.
Основным конкурентным преимуществом отечественных грузовиков перед машинами зарубежного производства является более низкая цена. Однако по качеству отечественные модели зачастую уступают зарубежным. Как отмечают эксперты, ценовое преимущество грузовых автомобилей отечественного производства перед иномарками постепенно, но необратимо сокращается. Рыночные цены из месяц в месяц уверенно растут и их годовой индекс не опускается пока ниже 15% .
Лидером на российском рынке грузовых автомобилей является ОАО «КамАЗ», входящее в десятку крупнейших мировых производителей. В 2011 году по объему реализации «КамАЗу» принадлежало 38% российского рынка грузового транспорта. В текущем году ОАО «КамАЗ» планирует реализовать 34 тыс. грузовых автомобилей, в том числе 8,5 тыс. машин на экспорт. При выполнении намеченной задачи объем реализации в стоимостном выражении увеличится в 1,13 раза - до 38 млрд. рублей. По прогнозам, рентабельность производства в текущем году достигнет 5,5% .
Основным производителем грузовиков грузоподъемностью менее 5 тонн является группа «ГАЗ». В 2011 году доля автомобилей «ГАЗ» различных модификаций составила не менее 74% от общего объема отечественного производства грузовиков грузоподъемностью 1-3 тонны. Основная часть малотоннажных грузовых автомобилей отечественного производства (около 73%), где главенствует группа «ГАЗ», распределена в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах. В Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах серьезную конкуренцию продукции отечественного автопрома составляют машины зарубежного производства аналогичного класса.
ОАО «Автомобильный завод «Урал» в 2011 году имел одни из наиболее высоких показателей роста среди предприятий автопрома СНГ. Предприятие тратит значительное количество сил и средств на запуск проекта дорожных грузовиков. На предприятии организовано серийное производство «дорожников», которое в ближайшей перспективе перейдет на главный конвейер. В соответствии с модульным принципом проектирования сформирован широкий ряд взаимозаменяемых узлов и агрегатов, дополнительного оборудования и опций.
Среди импортируемых в
Россию грузовых автомобилей значительную
долю составляют тягачи и большегрузные
автомобили для строительства. В
ближайшие годы ожидается увеличение
доли импортных поставок легких грузовых
автомобилей, связанное с активным
выходом автомобильной
Автомобили грузоподъемностью 8-15 тыс. тонн как наиболее производительные и используемые в массовых перевозках грузов, особенно на дальние расстояния, в перспективе до 2015 года, вероятно, займут второе место по динамике увеличения спроса. Стимулом к увеличению потребности в таких автомобилях выступает развитие промышленности, как в России, так и за ее пределами, и международной торговли. На внутреннем рынке до 70% автомобилей рассматриваемого сегмента на сегодняшний день составляют иномарки, в связи с чем отечественной технике придется отвоевывать для себя «место под солнцем».
По автомобилям
Сформулируем основные выводы:
2.2 Преимущества продукции ОАО «КамАЗ».
Единый производственный
комплекс группы организаций ОАО
«КАМАЗ» охватывает весь технологический
цикл производства грузовых автомобилей
- от разработки, изготовления, сборки
автотехники и автокомпонентов
до сбыта готовой продукции и
сервисного сопровождения. Основные активы
компании аккумулированы в виде ее
основных средств производственного
комплекса в Набережных Челнах. В
него входят 13 крупных специализированных
подразделений по разработке, производству,
сборке автотехники и автокомпонентов,
а также сбыту готовой
ОАО «КАМАЗ» выпускает
широкую гамму грузовой техники:
грузовые автомобили (более 30 моделей,
свыше 400 комплектаций, автомобили с
правым рулем), прицепы, автобусы, тракторы.
Помимо этого производятся двигатели,
силовые агрегаты и различный
инструмент. За последние годы гамма
выпускаемой «КАМАЗом»
Производственные мощности предприятия /в год/:
- Грузовые автомобили -50 тыс.шт.
- Силовые агрегаты - 75 тыс. шт.
- Автобусы -1000 шт.
Поставка нашей продукции Министерству обороны Российской Федерации является ещё одним перспективным направлением деятельности компании. В феврале 2006 года ОАО «КАМАЗ» получило лицензии Федерального агентства по промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, предоставляющие права на разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружений и военной техники. В 2005 году бронеавтомобиль камазовской сборки «Выстрел» на выставке военной техники в Омске получил Гран-при.
Достижения ОАО «КАМАЗ»
определяются не только высоким качеством
и техническим уровнем
ОАО «КАМАЗ» имеет сборочные производства в 6 зарубежных странах: Польша, Казахстан, Азербайджан, Украина, Эфиопия и Вьетнам. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с «КАМАЗа». Ведётся работа по увеличению производственной мощности действующих и созданию новых сборочных производств в странах Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и Латинской Америки.
Преимущества продукции, выпускаемой ОАО «КАМАЗ» сегодня, это:
1. Простые в обслуживании,
надежные, качественные грузовые
автомобили с низкими
2. Удовлетворение любых запросов потребителей;
3. Широкая география продаж - техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях: в районах Крайнего Севера и в тропиках, в зонах пустынь и высокогорья;
4. Развитая сервисная
сеть в России и СНГ,
Все это позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ на уровне последних достижений мирового автомобилестроения. ОАО «КАМАЗ» проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и самостоятельную ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и известный критерий «цена+качество». Целью ценовой политики ОАО «КАМАЗ» является увеличение объема прибыли от продаж продукции путем установления конкурентоспособных цен, воспринимаемых потребителем, как денежный эквивалент пользы, которую принесет приобретенная продукция.
2.3 Вывод.
Акционирование занимает важное место в создании нормальных условий функционирования предприятий, являясь удобной формой для проведения их разгосударствления, позволяет организовать эффективный контроль за деятельностью управленческого аппарата. Акционерное общество привлекает огромные капиталы, что делает его более конкурентным от всех других видов предприятий. Без контроля государства такое предприятие может стать бесспорным лидером на рынке своего товара, то есть стать монопольным и регулировать ценовую политику в своих интересах, что приведет к остановке развития рынка товара. Что бы этого не произошло государство должно проводить антимонопольную политику. АО «КАМАЗ» - самое большое машиностроительное предприятие в России, на мировом рынке занимает 8-е место по производству дизельных двигателей. Такое большое предприятие государство регулирует за счет своего контрольного пакета (контрольный пакет составляет 45,6 %).
По сравнению с 2010 г. АО «КАМАЗ» к 2011 году увеличила производство машин в 1,5 раза больше, что сказалось на увеличении общего объема выручек. Чистая прибыль предприятия за счет этого выросла в 2,5 раза. Объем продаж на мировом рынке так же заметно вырос, он составляет 8,7 %.
Исходя из этого можно сделать заключение, что предприятие функционирует в нормальном режиме, является конкурентно-способным на внутреннем рынке и имеет большой потенциал на дальнейшее развитие. За счет технических нововведений производство расширяется без увеличения рабочего персонала, что ведет к увеличению дохода общества, и, в свою очередь, к росту номинальной цены акций.
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка грузовых автомобилей «КамАЗ»