Маркетинговое исследование рынка грузовых автомобилей «КамАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Основной целью маркетингового исследования является изучение рынка грузовых автомобилей «КамАЗ».
В соответствии с поставленной целью основными задачами маркетингового исследования являются:
описание и преимущество продукции;
сегментирование рынка;
анализ потребителей;
оценка конкурентов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Характеристика объекта исследования ……………………... 6
1.1. История ОАО «КамАЗ» …………………………………. 6
1.2. Особенности функционирования Акционерного общества «КАМАЗ» ……………………………………………………………... 10
2. Анализ рынка грузовых автомобилей ………………………. 11
2.1. Рынок грузовых автомобилей …………………………... 11
2.2 Преимущества продукции ОАО «КамАЗ» ……………... 16
2.3 Вывод ……………………………………………………... 19
3. Структура товарного рынка …………………………………. 20
3.1. Методика исследования рынка грузовых автомобилей .. 20
3.2. Поведение потребителей ………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………………. 26
Список использованной литературы ………………………………... 28
Приложение ………………………………………………………….... 29

Файлы: 1 файл

исследование.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Методология  исследования товарного рынка.

3.1. Методика исследования рынка грузовых автомобилей.

 

Предварительный анализ рыночной ситуации показал, что российский рынок  грузовых автомобилей характеризуется  ростом, постепенно увеличиваются объемы отечественного производства. В 2012 году объем рынка составил 244 тыс. машин, в том числе на внутренний рынок поступило 207 тыс. автомобилей, произведенных отечественными предприятиями.

Преимущественную часть  российского рынка грузовых автомобилей  составляют машины отечественного производства.

Для ряда отечественных предприятий в 2012 году был характерен рост выпуска грузовых автомобилей, это: группа «ГАЗ», ОАО «КамАЗ», ОАО «Автомобильный завод «Урал». Некоторые предприятия - ОАО «ЗИЛ», ОАО «ИЖ-Авто» - несколько снизили объемы производства.

Итак, перед нами стоит  задача исследовать проблему развития рынка грузовых автомобилей. В первую очередь изучение рынка включает в себя изучение потребителей - их интересов, финансовой и покупательной способности  и анализ конкурентов.

В соответствии с поставленными  задачами методика проведения маркетингового исследования включала:

1. определение сегментов  потенциальных покупателей грузовых  автомобилей:

Сегментация рынка представляет собой маркетинговую процедуру  разбивки рынка на участки по различным  признакам.

Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, продуктов или  предприятий, обладающих определенными общими признаками. Сегментирование любого рынка может быть осуществлено разными путями по множеству признаков, с учетом множества факторов. Объектами сегментирования являются потребители, товары и сами предприятия.

Основные критерии сегментации  товаров потребительских товаров: географические, демографические, экономические, социальные, культурные, психографические, национальные, половозрастные и др.

Для проведения полевого исследования - опроса была разработана анкета (см. приложение). Целью опроса являлось определение покупательских предпочтений и выявление конкурентов предприятия.

Первый блок вопросов анкеты позволил определить опыт приобретения грузовых автомобилей и структуру респондентов, уже купивших грузовой автомобиль; потенциальный спрос на грузовые автомобили и выявить основные причины, по которым респонденты не считают целесообразным это делать.

Вопросы второго  блока давали возможность определить привлекательные марки грузовых автомобилей и основных конкурентов.

Третий блок вопросов позволил получить информацию о предпочтительных технических характеристиках грузовых автомобилей. Так же в этом блоке были выявлены основные показатели грузовых автомобилей, которыми руководствуются респонденты при выборе товара. Респондентам были предложены цены на грузовые автомобили, установленные на основе реальных цен продажи машин через действующие специализированные магазины.

Четвертый блок вопросов позволил определить спрос на дополнительные услуги. Этими услугами являлись услуги по доставке грузовых автомобилей и  услуги по их оборудованию: нанесение  антикоррозийного покрытия, установка  противоугонного устройства, магнитолы. А так же вопросы помогли выявить  предпочтения потребителей в отношении  дополнительных рекламных каналов.

И, наконец, пятый блок вопросов непосредственно касался грузовых автомобилей «КамАЗ».

3. проведение полевого  исследования:

Анкетирование проводилось  в течение месяца. в выборке  исследования участвовали 45 человек - население города Екатеринбург, в  возрасте от 18 до 50 лет

4. анализ результатов  и выработку предложений:

Для обработки полученных данных в результате маркетингового исследования был использован метод  качественного измерения. Качественные показатели выявляют отношение потребителей к товару, восприятие, основанное на знаниях и эмоциях, предпочтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Поведение потребителей.

 

На первом этапе опроса было выявлено, что на вопрос: «Имеется ли у Вас грузовой автомобиль?»  респонденты ответили следующим  образом:

Опрос позволил определить, что более 50% респондентов предпочитает грузовые автомобили отечественного производства. Наиболее привлекательными марками  грузовых автомобилей являются: «КамАЗ», «ГАЗ», «ЗИЛ».

Из тех респондентов, которые  приобрели бы грузовой автомобиль «КамАЗ», приверженцами этой марки являются 93%.

На вопрос: «Что Вы считаете важным при выборе грузового автомобиля?»  респонденты ответили следующим  образом: «технические характеристики» - 62%, «цена» - 27%, «популярность марки» - 11%.

 

 

Приемлемой ценой оказалась  цена 800-900 тыс.руб.

Наиболее важная характеристика - мощность двигателя (43%), затем - расход топлива (31%), максимальная скорость (25%), другое (1%).

Что касается цвета, то предпочтения были отданы белому, красному и синего цветов.

Вопросы, касающиеся грузовых автомобилей «КамАЗ» выявили следующие тенденции: наиболее привлекаемым свойством грузового автомобиля «КамАЗ» является его качество. Так ответило большинство респондентов - 72%. Далее следует цена - 23% и внешний вид - 5%.

Затем респондентам было предложено выбрать из двух марок грузовых автомобилей  «КамАЗ» одну исходя из их параметров. Ответы распределились приблизительно пополам. Марку «КамАЗ 5360» предпочли 58% и этим выбором послужили такие  свойства этой марки как: номинальная  мощность двигателя (257,3 КВт) и максимальная скорость (125 км/ч), которые являются значительно выше, чем у «КамАЗ 53212» (154,4 КВт и 100 км/ч). Марку «КамАЗ 53212» предпочли 42% опрашиваемых. Такой  выбор они сделали исходя из цены (1034000 руб.), которая ниже, чем у  грузового автомобиля «КамАЗ 5360» (1124000 руб.).

Опрос позволил выявить и  основных конкурентов «КамАЗ». На рынке  действует порядка 12 серьезных конкурентов: ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ, НефАЗ, ИжАвто, САЗ, БЗКТ, Автотор, Урал, Бецема, УАМЗ, Русич-КЗКТ. Большинство же из них имеют более  высокую цену (из-за транспортных затрат), а качество грузовых автомобилей  «КамАЗ» ничуть не уступает им по качеству, так как для их производства применяется  современное оборудование, над разработкой  автомобилей трудятся компетентные сотрудники. Таким образом, основными  конкурентами ОАО «КамАЗ» являются все перечисленные.

И, наконец, на вопрос анкеты: «Собираетесь ли вы в ближайшем будущем  приобрести грузовой автомобиль?». Респонденты  ответили следующим образом: «да» - 31%, «нет» - 69%.

Таким образом, была получена следующая модель поведения потребителя: потребитель осознает рутинность и  новизну покупки, формирует требования к техническим показателям, рассылает  запросы поставщикам, проводит оценку и выбор полученных предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Маркетинговое исследование проводилось для комплексного анализа  рынка грузовых автомобилей «КамАЗ».

Предварительный анализ рыночной ситуации показал, что рынок грузовых автомобилей характеризуется ростом, увеличиваются, хотя и незначительно, объемы отечественного производства.

Для ряда отечественных предприятий в 2012 году был характерен рост выпуска грузовых автомобилей, это: группа «ГАЗ», ОАО «КамАЗ», ОАО «Автомобильный завод «Урал». Некоторые предприятия - ОАО «ЗИЛ», ОАО «ИЖ-Авто» - несколько снизили объемы производства.

Лидером на рынке грузовых автомобилей является ОАО «КамАЗ», входящее в десятку крупнейших мировых производителей. В 2011 году по объему реализации «КамАЗ»у принадлежало 38% российского рынка грузового транспорта. В текущем году ОАО «КамАЗ» планирует реализовать 34 тыс. грузовых автомобилей, в том числе 8,5 тыс. машин на экспорт. При выполнении намеченной задачи объем реализации в стоимостном выражении увеличится в 1,13 раза - до 38 млрд. рублей. По прогнозам, рентабельность производства в текущем году достигнет 5,5% .

Для достижения цели маркетингового исследования одной из важнейших  задач было выявление потенциальных  клиентов-потребителей грузовых автомобилей. В результате маркетинговых исследований выявлены следующие сегменты потенциальных  покупателей грузовых автомобилей, которыми оказались:

· государственные промышленные предприятия;

· совместные предприятия;

· кооперативы;

· физические лица - это сельские и городские покупатели, нуждающиеся в прочной и нужной машине.

Анализ осуществлялся  по экономическим, демографическим, социальным, производственно-экономическим критериям.

Методика проведения маркетингового исследования включала:

1. определение сегментов  потенциальных покупателей грузовых автомобилей;

2. разработку вопросников (анкеты);

3. проведение полевого исследования;

4. анализ результатов и выработку предложений

Анкетирование проводилось  в течение месяца. В опросе участвовали 45 человек от 18 до 50 лет.

Наибольший процент людей  купивших и собирающихся приобрести грузовой автомобиль приходится на возраст  от 34 до 49 лет и наверняка не являются будущими покупателями товара - респонденты 40-50 лет с доходом до 5000 руб.

Большинство населения предпочитает грузовые автомобили отечественного производства. Наиболее привлекательными марками  грузовых автомобилей являются: «КамАЗ», «ГАЗ», «ЗИЛ».

При выборе грузового автомобиля покупатели, прежде всего, руководствуются  техническими характеристиками. Приемлемой ценой оказалась цена 800-900 тыс. руб.

Наиболее важная характеристика - мощность двигателя, затем расход топлива, максимальная скорость.

Главные достоинства грузовых автомобилей «КамАЗ» - простые в  обслуживании, надежные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными  расходами по оптимальным ценам, а так же удовлетворение любых  запросов потребителей.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Маркетинг в машиностроении: Методические указания для студентов заочной формы обучения специальности 060800.01 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения» / Составитель: О.А. Ахмадеева. Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2004. - 31 с.

2. Маркетинг: Учебник / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1999.

3. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Экономистъ, 2004. - 568 с.

4. Сборник задач по курсам «Основы маркетинга» и «Маркетинг в машиностроении» (для специальности 0608.01 - Экономика и управление на предприятиях машиностроения). / Составитель: В.М. Чезганов. - Набережные Челны: КамПИ, 2001, 60 с.

5. Автомобильная промышленность, 2010, № 3.

6. Вопросы экономики, 2006, № 9.

7. Грузовик & , 2011, № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Анкета.

 

Просим Вас принять  участие в настоящем маркетинговом  исследовании. Выбрав вариант, который  наиболее правильно выражает Ваше мнение, обведите кружочком его букву. Пожалуйста, не пропускайте ни одного вопроса. Анкета анонимная, свою фамилию указывать  не надо.

1. Есть ли у Вас грузовой автомобиль? 
А –Да      Б - Нет

Если «нет», то собираетесь  ли Вы в ближайшем будущем приобрести грузовой автомобиль? 
А –Да     Б - Нет

2. Грузовые автомобили какого производства Вы предпочитаете? 
А - Российское производство  

Б - Зарубежное производство

3. Какую марку грузового автомобиля Вы бы приобрели? 
A - КамАЗ 
Б - ЗИЛ 
В - УАЗ 
Г - НефАЗ 
Д - ИжАвто 
Е - ГАЗ

4. Являетесь ли Вы приверженцем одной и той же марки грузового автомобиля? 
А - Да 
Б - Нет

5. Что Вы считаете важным при выборе грузового автомобиля? 
А - цена 
Б - популярность марки 
В - технические характеристики

6. Какая цена грузового автомобиля для Вас является приемлемой? 
А - от 600000 до 700000 тыс. руб. 
Б - от 800000 до 900000 тыс. руб. 
В - свыше 900000 тыс. руб.

7. Какие технические характеристики для Вас важны? 
А - мощность двигателя 
Б - максимальная скорость 
В - расход топлива 
Г - другое (укажите что именно)

8. Какой цвет грузового автомобиля Вас устраивает? 
А - Белый 
Б - Синий 
В - Красный 
Г - Черный 
Д - другое (укажите какой именно)__________________

9. Какие фирмы, торгующие грузовыми автомобилями, Вы знаете?_______________________________________

10. Готовы ли Вы оплатить услуги продавца по доставке грузового автомобиля? 
А - Да 
Б - Нет

11. Укажите, пожалуйста, какие услуги продавца по оборудованию грузового автомобиля Вы готовы оплатить? 
А - Нанесение антикоррозийного покрытия 
Б - Установка противоугонного устройства 
В - Установка магнитолы

12. Подвержены ли Вы влиянию рекламы по радио, по телевидению, в прессе, на щитах? 
А - Да 
Б - Нет

13. Что привлекает Вас в грузовом автомобиле «КамАЗ»? 
А - качество 
Б - цена 
В - внешний вид

14. Имеются следующие параметры грузовых автомобилей «КамАЗ 5360» и «КамАЗ 53212». Какой грузовой автомобиль Вы предпочтете?

Параметры 

Грузоподъемность 

Цена, руб. 

Максимальная скорость, км/ч 

Номинальная мощность двигателя, КВт 

Собственная масса, т

КамАЗ 5360 

10

1124000

125

257,3

8  

КамАЗ 53212 

10

1034000

100

154,4

8,2


 
15. Собираетесь ли Вы в ближайшем будущем приобрести грузовой автомобиль «КамАЗ»? 
А - Да 
Б - Нет

16. Укажите, пожалуйста, сведения о себе: 
возраст_______________________________ 
пол__________________________________ 
род деятельности______________________ 
уровень дохода (высокий, средний, низкий)_____________________________________ 
место жительства (район)_______________ 
состав семьи_________________________
образование___________________________

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка грузовых автомобилей «КамАЗ»