Маркетинговое исследование рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение маркетингового исследования рынка услуг и формирование маркетинговых решений в области распределительной политики.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) рассмотрение теоретического аспекта проведения маркетингового исследования;
2) на примере предприятия нефтегазовой отрасли идентификация проблемы его функционирования, определение цели проведения исследования;
3) выбор подходящего метода исследования для достижения поставленной цели с использованием вторичной и первичной информации;
4) обоснование выбора маркетингового решения на основе использования маркетинговых данных

Файлы: 1 файл

Итоговая ГеоИнТЭК.docx

— 476.98 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Проведение маркетингового исследования является актуальным в настоящее  время, так как помогает в ситуации неопределенности принять правильное решение, собрать нужную информацию и преобразовать ее в полезную, помогает понять клиентов фирмы, ее конкурентов, поставщиков. Исследованиям подвергается рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Результаты маркетинговых исследований используются для стратегического и текущего планирования, экономической и социальной деятельности предприятия, установления требований к качеству продукции, определения объемов производства, разработки экспортной политики, определения стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта, оценки эффективности работы предприятия, выработки предложений по корректировке его деятельности.

Целью данной работы является проведение маркетингового исследования рынка  услуг и формирование маркетинговых  решений в области распределительной  политики.

Реализация поставленной цели потребовала  решения следующих исследовательских  задач:

  1. рассмотрение теоретического аспекта проведения маркетингового исследования;
  2. на примере предприятия нефтегазовой отрасли идентификация проблемы его функционирования, определение цели проведения исследования;
  3. выбор подходящего метода исследования для достижения поставленной цели с использованием вторичной и первичной информации;
  4. обоснование выбора маркетингового решения на основе использования маркетинговых данных.

Объектом исследования является ООО  МП «ГеоИнТЭК».

         Компания специализируется на супервайзерском сопровождение процесса строительства, освоения и испытания скважин, а также промысловых исследованиях нефтяных, газовых и газоконденсатных скважин, лабораторных исследованиях пластовых флюидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОСТАНОВКА И ТЕХНОЛОГИЯ  МАРКЕТИНГОВОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Обоснование цели и  задачи маркетингового исследования

ООО МП «ГеоИнТЭК» специализируется на исследованиях нефтяных, газовых и газоконденсатных скважин, супервайзерском сопровождении строительства, освоения, испытания и ремонта скважин. Преимуществом Компании является то, что работы выполняются комплексно - от инженерно - геологического, супервайзерского сопровождения процесса строительства, освоения и испытания скважин, промысловых исследований скважин, отбора проб до лабораторных исследований, составления отчетов и выдачи рекомендаций, которые принимаются для оптимизации процесса освоения и испытания скважин, а так же для подсчета запасов.

В случае заключения договора на проведение газоконденсатных, газодинамических исследований развертывается производственная база в непосредственной близости от места проведения работ.

Головной офис и производственно - ремонтная база располагаются в  городе Тюмени. Цеха промысловых исследований в городах Надым, Новый Уренгой  и представительство в городе Ханты - Мансийск. За время своего существования Компания укрепила долгосрочные партнерские отношения со своими заказчиками, которыми являются подразделения ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО НК «РОСНЕФТЬ», подразделения ОАО «ТНК ВР» и др.

Весь комплекс исследований проводится в соответствии с современными требованиями отечественных и международных  стандартов качества.

Потребность в проведении маркетингового исследования в ООО МП «ГеоИнТЭК» обусловлена с проблемой, возникшей полтора года назад. В 2011 году снизилось количество и объем заказов по основным видам деятельности Компании - супервайзерское сопровождение и промысловые исследования. Соответственно снизились объемы получаемой прибыли. Компания потеряла нескольких своих постоянных заказчиков, с которыми планировала заключить крупные договора о выполнении сервисных услуг. Договор об обслуживании подписан с конкурирующими фирмами - ООО «Буровой супервайзинг» и ООО «Нефтьсервис», которые выиграли тендер на осуществление супервайзинга по строительству, освоению, испытанию и ремонту скважин. Таким образом, ООО МП «ГеоИнТЭК» не выиграло тендер по оказанию услуг значительным покупателям: ОАО «ЛУКОЙЛ» и «Норд Империал». Для того чтобы решить описанную выше проблему и выяснить причину проигранного тендера с крупными заказчиками необходимо провести маркетинговое исследование.

Целью проведения маркетингового исследования является увеличение объема заказов  услуг ООО МП «ГеоИнТЭК».

В ходе анализа проблемы можно предположить, что причиной уменьшения объема заказов  связано с тем, что услуги, предоставляемые  конкурентами - ООО «Буровой супервайзинг» и ООО «Нефтьсервис» являются более конкурентоспособными.

Для подтверждения или отвержения данной гипотезы и оценки конкурентоспособности  услуг, предоставляемых многопрофильным  предприятием ООО МП «ГеоИнТЭК» необходимо решить ряд задач:

  1. выявить различия в степени удовлетворенности услугами, предоставляемыми для потребителей;
  2. выявить требования и предпочтения постоянных заказчиков;

3)      выяснить отношение к ООО МП «ГеоИнТЭК»;

    1. оценить конкурентоспособность предоставляемых услуг ООО МП «ГеоИнТЭК» в сравнении с ООО Буровой супервайзинг» и ООО «Нефтьсервис»;
    2. провести сегментирование рынка, обозначить портрет потенциального потребителя, выявить конкурентов, определить доли рынка, занимаемые ООО МП «ГеоИнТЭК» и ее конкурентами;

6) оценить ситуацию на рынке  и внешнюю среду.

Таким образом, выявлены проблемы, возникшие в компании ООО МП «ГеоИнТЭК» - снижение объемов заказов, для решения которых необходимо провести маркетинговое исследование. В ходе анализа проблем обозначена цель исследования и выработана гипотеза о причине вызванных трудностей. Описаны задачи маркетингового исследования: оценка конкурентоспособности, определение долей рынка компании и конкурентов, оценка ситуации на рынке и внешней среды. Решение поставленных задач поможет справиться с проблемой.

 

1.2. Выбор методов сбора и технологии  обработки данных

Маркетинговое исследования является составной частью общей информационной системы. Сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля. При проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на; собраниях  акционеров; сообщения торгового  персонала; отчеты о командировках; обзоры жалоб и рекламаций потребителей, планы производства и НИОКР, деловая корреспонденция фирмы и др.

Внешними источниками являются данными международных организаций; законы, указы; постановления государственных  органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследователей и т.п. К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных. [10]

Сочетание вторичной и первичной  информации в требуемых объемах, содержании и качестве может привести к достижению целей исследования.

Первой задачей выбора методов  проведения маркетинговых исследований, что является начальным этапом разработки плана маркетинговых исследований, является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее походящий набор этих методов. [4]

Основными методами сбора  первичных маркетинговых данных являются: опрос, наблюдение, эксперимент  и имитационное моделирование. Выбор  конкретного метода зависит от цели исследования, изучаемого признака и  носителя этого признака.

Опрос позволяет выявить  систему предпочтений, на которые  ориентируется целевой рынок  потребителей при выборе определенных товаров, оценке различных форм обслуживания, покупке изделий различных фирм. Это самый распространенный метод  сбора данных в маркетинге. Он используется примерно в 90 % исследований.[21]

Опрос основан на устном или письменном обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования. В практике маркетинга применяются две основные формы  опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы  в присутствии анкетера или без  него. По форме проведения оно может  быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает также очным  и заочным. Точность результатов  опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит  от качества инструментария (анкеты или  бланки интервью).

К кабинетным методам сбора  информации методы работы с документами. Грамотный перевод первичных  и особенно вторичных данных в  целевую информацию требует знания методов анализа изучаемых данных. Всю совокупность носителей таких  данных и в первую очередь печатных называют документами.[25]

Можно выделить два основных типа анализа: традиционный, классический и формализованный, количественный (контент-анализ). Существенно различаясь между собой, они не исключают, а  взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба в конечном счете преследуют одну и ту же цель - получение интересующей маркетолога достоверной и надежной информации.

Анализ документов используется главным образом при работе с  вторичными данными и в первую очередь - социально-психологической  направленности.

Анализ статистической информации, обычно не имеющей маркетинговой  ориентации, направленна на извлечение из этой информации данных, необходимых  для проводимого исследования.[24]

Традиционный анализ позволяет  улавливать основные мысли и идеи, прослеживает генезис этих мыслей и  идей, выясняет логику их обоснования, взвешивает вытекающие из них следствия, выявляет логические связи и логические противоречия между ними, оценивает  их с точки змаркетинговых позиций. Данный вид анализа позволяет охватывать самые глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стремится как

Контент-анализ - это техника  выделения заключения, производимого  благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам  исследования характеристик текста. В практике работы с контент- анализом определились некоторые общие принципы, когда его применение представляется целесообразным. Применение метода рекомендуется во всех случаях, когда требуется высокая степень точности или объективности анализа.

 Исходя из поставленных  задач, в данном маркетинговом  исследовании проблем, возникших  в ООО МП «ГеоИнТЭК» применялись методы кабинетного и полевого исследования.

           Для выявления отношения к  компании, оценки степени удовлетворенности  предоставляемыми услугами используется  полевой метод. Для получения  первичной информации проводится  опрос потенциальных и реальных  потребителей услуг. Респондентами  являются сотрудники нефтедобывающих  компаний (50 человек). Опрос проводится  в письменной форме. Анкета (представлена  в приложении 1.) включает вопросы  закрытого типа, требующие ответа  «да» или «нет», альтернативные  вопросы, в которых необходимо  выбрать из ряда возможных  ответов один. Вопросы в анкете  нацелены выяснить мнения респондентов  относительно имиджа компании, доступности  информации о ней, ассортимента  предоставляемых услуг, качества  услуг, ассортимента поставляемого  оборудования, цен, предоставления  услуг в срок, квалификации работников  и выявления наличия претензий  к компании.[28]

         Для решения задач об оценке конкурентоспособности ООО МП «ГеоИнТЭК» используется также кабинетный метод. Проводится сбор данных из внутренних и внешних источников с целью расчета сводного индекса конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:

 

                                                         Jn=yZcLi*ji                                                    (1.1)

где п - число анализируемых количественных параметров; щ— вес i-ro параметрического индекса; jr параметрический индекс i-ro параметра. Этапы оценки конкурентоспособности товара делятся на:

  1. формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара;
  2. разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. 3-х бальную шкалу - от «1» (плохой признак) до «3» (признак отлично выражен);
  3. построение матрицы - таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт;
  4. расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различных показателей).[16]

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности рассматриваемых  компаний выделяются следующие: качество, цена, стаж работы на рынок, уровень  квалификации персонала, сроки предоставления услуг, репутация и имидж, соблюдение сроков, графиков поставки, ассортимент  услуг.

Для решения задач оценки ситуации на рынке и внешней среды  используется кабинетный метод. Анализируются  данные из внешних источников: Росстат, газеты, журналы.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка услуг