Маркетинговое исследование рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение маркетингового исследования рынка услуг и формирование маркетинговых решений в области распределительной политики.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) рассмотрение теоретического аспекта проведения маркетингового исследования;
2) на примере предприятия нефтегазовой отрасли идентификация проблемы его функционирования, определение цели проведения исследования;
3) выбор подходящего метода исследования для достижения поставленной цели с использованием вторичной и первичной информации;
4) обоснование выбора маркетингового решения на основе использования маркетинговых данных

Файлы: 1 файл

Итоговая ГеоИнТЭК.docx

— 476.98 Кб (Скачать файл)

При сегментировании, определении  портрета потенциального потребителя, определения конкурентов и их доли рынка проводится традиционный анализ.

Изучаются данные из внешних  и внутренних источников. Данные анализа  финансово-хозяйственной деятельности, отчеты конкурентов, Росстат, газеты, журналы.[21]

Таким образом, в данном маркетинговом  исследовании для решения задач  используются первичные и вторичные  данные. Для выявления степени  удовлетворенности услугами, отношения  к компании, требований и предпочтений заказчиков используется полевой метод. Проводится анкетирование потребителей. Для решения остальных задач  используется кабинетный метод. Для  оценки конкурентоспособности рассчитывается сводный индекс конкурентоспособности  параметрическим методом. Для оценки ситуации на рынке, внешней среды, определения  доли рынка ООО МП «ГеоИнТЭК» и ее конкурентов анализируются вторичные данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Обработка первичной  (вторичной) маркетинговой информации

Для того чтобы оценить  ситуацию на рынке и влияние внешней  среды на снижение объемов продаж в ООО МП «ГеоИнТЭК» проводится кабинетное исследование с использованием вторичной информации. Источниками являются Росстат, периодическая литература - журналы «Нефть России», «Нефтяной сервис», «Территория Нефтегаз».

При анализе ситуации на рынке необходимо учесть, что на объем услуг, предоставляемых ООО  МП «ГеоИнТЭК» и ее конкурентами во многом влияет состояние в отрасли. В данном случае ООО МП «ГеоИнТЭК» специализируется на выполнении нефтесервисных работ в нефтедобывающей отрасли. Несмотря на кризис, объемы потребления услуг в России растут. (Рис. 2.1.)

 

 

Рисунок 2.1. Динамика объема потребления услуг

 

Прогнозируется плавный  рост, обусловленный проявление отложенного  спроса и потребностью в услугах, обеспечивающей реализации более сложных  производств и инфраструктурных проектов. По оценкам участников, рынок  нефтесервисных услуг в 2011 году вырос на 21%, при этом увеличился интерес к использованию высокотехнологическому оборудованию при выполнении работ.

По данным экспертов, объем  рынка сервисных услуг в 2011 году вырос в 1.5 раза по сравнению с 2009 годом и составил порядка 400 млн. долл. Положительная динамика роста  сегмента сервисных услуг сохраняется. По оценкам некоторых экспертов  объем этого сегмента составит к 2015 году порядка 900 млн. долл. При этом рынок сервисных услуг растет быстрее рынка продаж самого оборудования, что связано с развитием технологий и повышением требований к качественному  обслуживанию современного оборудования. Развитию сервисных услуг также  способствует тенденция вывода скважин  из обслуживания собственными подразделениями  и передача обслуживания независимым  сервисным компаниям. [20]

Таким образом, можно сделать  вывод, что спрос на промысловые  исследования, супервайзерское сопровождение и т.д. Следовательно, снижение объемов потребления в ООО МП «ГеоИнТЭК» не может быть обусловлено снижением спроса со стороны нефтедобывающих компаний.[4]

Перед тем как провести сегментацию рынка необходимо выявить  критерии сегментации. Сегментацию  потребителей проведем по отраслевой принадлежности. Потребителями нефтесервисных услуг являются предприятия нефтедобывающей, нефтехимической, судостроительной, энергетической, агропромышленной отрасли. Каждой отрасли требуется выполнение работ особой специфики. Компания ООО МП «ГеоИнТЭК» специализируется на оказание нефтесервисных услуг предприятиям нефтедобывающей отрасли. Для определения более узкого сегмента, можно сегментировать потребителей по географическому признаку.[43]   

Таблица 2.1

Сегментация по географическому  признаку

 

Регион

Доля скважин, %

Европейская часть

29,0

Западная Сибирь

68,0

в том числе:

 

ХМАО

56,8

ЯНАО

8,0

Томская область

2,1

Новосибирская область

0,4

Омская область

0,3

Юг Тюменской области

0,3

Восточная Сибирь

0,3

в том числе:

 

Красноярский край

0,0

Иркутская область

0,1

Якутия

0,2

Дальний Восток

2,6

в том числе:

 

Сахалинская область

2,6

Чукотка

-

Российская Федерация

100


 

Таким образом, после сегментации  по географическому признаку можно  выделить, что Западная Сибирь является наиболее привлекательным сегментом. Компания ООО МП «ГеоИнТЭК» предоставляет услуги по Тюменской области, то есть охватывает регионы ХМАО, ЯНАО, и юг Тюменской области. В совокупности доля потребителей составляет 65,1%.[11]

        В  данном сегменте (нефтедобывающие  компании Тюменской области) потребителей  можно разделить на крупные  компании (ВИНК), средние компании,

малые компании. Выделим  целевой сегмент, обозначив критерии и распределив баллы от 0 до 2, где 0 - наименее привлекательный для  исследуемой компании, 1 средней  привлекательности, 2 - наиболее привлекателен:

Таблица 2.2.

Выбор целевого сегмента

Критерий

Крупные

компании

Крупные

компании

Крупные

компании

Емкость рынка по количеству заказов

1

2

1

Емкость рынка по суммам сделок

2

0

1

Конкуренция

1

2

1

Объем одного заказа и сроки  выполнения

0

2

2

Требуемый опыт работы и  имидж

0

2

1

По уровню сложности организации  работ

0

1

1

Итого

4

9

7


 

       Таким  образом, из представленных расчетов  целевым сегментом можно считать  малые и средние предприятия.  Для того, чтобы более точно обозначить потребителя и выбрать конкурентов, необходимо составить портрет потенциального потребителя:

  1. по географическому признаку - Тюменская область;
  2. по отраслевой принадлежности - нефтедобывающие предприятия;
  3. по требованию к компании - независимые сервисные компании;
  4. по требованию к качеству услуг - невысокие требования;
  5. по требуемому ассортименту услуг: супервайзинг строительства,  освоение, испытание и ремонт скважин; промысловые исследования;
  6. по требуемому уровню сложности организации работ - ограниченной сложности;
  7. по стажу работы, известности фирмы - не очень высокие требования;
  8. по необходимому объем услуг в ограниченный срок - небольшие объемы услуг.

Следовательно, потенциальные  потребители ООО МП «ГеоИнТЭК» - средние нефтедобывающие- предприятия Тюменской области, согласные сотрудничать с независимыми сервисными компаниями, предъявляющие не очень высокие требования к известности фирмы и стажу работы на рынке. Потенциальным потребителям необходим небольшой объем услуг, выполненный в кратчайшие сроки. Они согласны оплачивать услуги ограниченной сложности по средним ценам.

Далее необходимо обозначить конкурентов, работающих в данном сегменте с потенциальными потребителями  и выявить долю рынка ООО МП «ГеоИнТЭК» и ее конкурентов в выбранном сегменте. Емкость рынка нефтесервисных услуг в данном сегменте 492,4 млн руб. Нефтесервисные компании, работающие в данном сегменте: ООО МП «ГеоИнТЭК» (объем заказов 42,3 млн руб.), ООО «Нефтьсервис» (объем заказов 68,2 млн руб.); ООО «Буровой супервайзинг» (объем заказов 91,6 млн руб.), Геомакс (объем заказов 32,1 млн руб.), Геоконтроль (объем заказов 34,8 млн руб.), Нефтедебит (объем заказов 27,3 млн руб.), Другие (объем заказов 37,3 млн руб.), Сибирское управление по строительству скважин (объем заказов 23,8 млн руб.), ДИ СИ Супервайзинг (объем заказов 29,7 млн руб.), Геоинформ (объем заказов 31,6 млн руб.), Ингеотех (объем заказов 26,8 млн руб.) и др.[12]

На рынке большое число  конкурирующих компаний. Конкурентов  с долей рынка от 5% до 19% насчитывается  около 10. Наибольшая доля 19% - ООО «Буровой супервайзинг», ООО «Нефтьсервис» - 14%, ООО МП «ГеоИнТЭК» - 9%.

Оценивать конкурентоспособность  ООО МП «ГеоИнТЭК» будем в сравнении с ООО «Буровой супервайзинг», ООО «Нефтьсервис», так как они занимают наибольшие доли на рынке и многие постоянные клиенты ООО МП «ГеоИнТЭК» стали сотрудничать с данными компаниями.

       Оценка  конкурентоспособности проводится  параметрическим методом. На начальном  этапе рассмотрим краткую характеристику  компании и ее прямых конкурентов. [21]

      «ГеоИнТЭК» один из ведущих поставщиков более десяти лет занимается выполнением работ в сфере нефтесервиса. Она имеет связи с широким кругом производителей и конечных потребителей. Персонал высокой квалификации. Ценовая политика фирмы заключается в гибком стремлении к тому уровню цен, который был бы максимально доступен нашим заказчикам. Фирма также готовы рассматривать различные схемы оплаты, включая бартер, взаимозачеты, векселя и т.п. Ее устойчивые региональные устойчивые региональные связи с крупнейшими российскими и зарубежными производителями и поставщиками способствуют быстрому и четкому выполнению работ на основе предоставляемого. [13]

       ООО  «Нефтьсервис» - 6 лет работает в сфере предоставления нефтесервисных услуг, зарекомендовала себя как надежный и обязательный партнер. Предоставляет услуги по поставке, монтажу, наладке и сервису оборудования. Сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными производителями. В компании высокий уровень сервиса при низких конечных ценах за услуги. Шестилетний опыт работы, высокая квалификация специалистов и постоянные связи с тысячами организаций. Пройденный путь становления и развития позволил не только увеличить объемы реализуемой продукции в десятки раз, но и создать собственные деловые традиции ведения бизнеса, основанные на принципах надежности, партнерства и взаимного доверия.[13]

Вторым этапом на основе матрицы оценки нефтесервисных компаний, приводимой в приложении 2. и данных приведенных выше о компании и ее конкурентах оценим исследуемые компании.

 

Таблица 2.3

Сравнительная характеристика ООО МП «ГеоИнТЭК» и конкурентов

Оцениваемые параметры

Значимость

ООО МП «ГеоИнТЭК»

ООО «Буровой супервайзинг»

ООО «Нефтьсервис»

1

2

3

4

5

Качество услуг

1,0

Средний уровень качества, практически нет претензий к  работе (2)

Высокий уровень качества, жалоб нет(З)

Высокий уровень качества, жалоб нет(З)

Стаж работы на рынке

0,6

Более 3 лет(1)

Более 10 лет (3)

6 лет (2)

Уровень квалификации персонала

0,6

Оказание услуг ограниченного  уровня сложности (2)

Персонал высокой квалификации (3)

Высокая квалификация специалистов(3)

Репутация и имидж

0,8

Надежный поставщик услуг(2)

Один из ведущих поставщиков (3)

Надежный и обязательный партнер (2)


Возможный объем поставки и срок оказания услуг

0,8

Ограниченный объем выполнения работ, кратчайшие сроки оказания услуг (2)

Любы е объемы работ  в кратчайшие сроки (3)

Ограниченный объем работ, кратчайшие сроки (2)

Соблюдение сроков, графиков выполнения

0,9

Случаются

несоблюдения сроков выполнения работ (2)

Услуги оказываются всегда в срок (3)

Услуги оказываются всегда в срок (3)

Продолжение табл.2.3.

Ассортимент услуг

0,6

Промысловые исследования, супервайзерское сопровождение, лабораторные и полевые исследования, услуги в области экологии (3)

Промысловые исследования, супервайзерское сопровождение, лабораторные и полевые исследования, услуги в области экологии (3)

Промысловые

исследования,

супервайзерское

сопровождение,

лабораторные и

полевые

исследования(З)

Цена (сравнительный анализ цены/качество)

1,0

Средний уровень цен (2)

Средний уровень цен (2)

Низкий уровень цен

(3)


 

На основе формулы (1.1) рассчитаем индекс конкурентоспособности исследуемых  компаний: для ООО МП «ГеоИнТЭК» - 1,38; для ООО «Буровой супервайзинг» - 2,15; для ООО «Нефтьсервис»- 1,88. Таким образом, наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает фирма ООО «Буровой супервайзинг». Услуги ООО МП «ГеоИнТЭК» менее конкурентоспособны.

Для выявления степени  удовлетворенности услугами, отношения  к компании, требований и предпочтений заказчиков проводим опрос 50 респондентов. Анкета представлена в приложении 1.

Результаты обрабатываем с помощью бальной оценки ответов  на анкете (таблица 2.4). Баллы в таблице  распределены таким образом, что 0 - неудовлетворительно, 1- удовлетворительно, 2 - хорошо. По результатам ответа на первый вопрос распределяем респондентов на группы: постоянные клиенты, предприятия, которые пару раз пользовались услугами данной компании и предприятия, некогда  не пользовавшиеся услугами, но слышавшие  о компании. Отдельную категорию  составляют компании, которые при  ответе на первый вопрос отметили, что  никогда не слышали об ООО МП «ГеоИнТЭК». Их ответы не понадобятся для исследования.[10]

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка услуг