Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:59, курсовая работа
Почти каждая компания в той или иной степени занимается маркетинговыми исследованиями, изучением рынка, на котором она работает. Конечно, не всегда «объективно» и тем более «систематически». Тем не менее, сбор информации о состоянии и перспективах рынка, о конкурентах (ассортимент, цены, маркетинговая политика) и потребителях (поведение и предпочтения) хотя бы в простейшей, интуитивно понятной форме осуществляют почти все участники рынка. Нет необходимости доказывать, что полнота и актуальность маркетинговой информации в значительной степени определяют успех компании на рынке. Эффективные решения не могут основываться на интуиции или простых рассуждениях.
Введение
I. Основные этапы маркетинговых исследований
1.1 Выявление проблем и формулирование целей исследований
1.2 Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации
1.3 Планирование и организация сбора первичной информации
1.4 Систематизация и анализ собранной информации
1.5 Представление полученных результатов исследования
II. Маркетинговое исследование «Как путешествуют и отдыхают россияне
Заключение
Библиографический список
Приложения
Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недостатка, повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в ответах в связи с неправильной трактовкой опрашиваемым заданного вопроса.
В зависимости от формы различают два типа вопросов: открытые и закрытые.
Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа ( например: «Укажите важные для Вас характеристики компьютера» ).
Закрытые вопросы
предоставляют опрашиваемому
Открытые вопросы предпочтительней при предварительных исследованиях, направленных на выяснение характера проблемы. Их недостаток состоит в том, что возникают трудности перед исследователем при анализе ответов из-за расхождений оттенков слов и выражений и невозможности их однозначной интерпретации. Поэтому на практике наиболее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.
Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны, и отвечать следующим требованиям:
1) Вопрос должен быть ясным и понятным опрашиваемому и не допускать двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в формулировку вопроса, были понятны опрашиваемому;
2) Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например: «Не считаете ли Вы, что не следует »);
3) Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например: «до 20; 21-30; 31-40; более 40);
4) Вопросы не должны содержать слова «часто», «очень часто», «много», «мало», «редко», и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.
Состав и последовательность вопросов анкеты так же не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:
1) Следует избегать вопросов, носящих праздный характер;
2) В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах;
3) Последовательность
вопросов должна учитывать их
логическую взаимосвязь, в
4) Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к., при их постановке возрастет вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу;
5) Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.
6) Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием «вилки».
7) Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиваться 10-15 вопросами), т.к., чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.
После разработки анкеты важно провести её опробование в реальных условиях, т.е. провести анкетирование с её помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету вопросов. Опыт показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, её опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести её доработку, т.е. лучше адаптировать её к подлежащей опросу аудитории. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования. Организация и проведение сбора информации представляет собой очень ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был выбран личный опрос. Ответственность обусловлена, прежде всего, опасностью получения в результате опроса недостоверной информации, причинами которой являются:
- Труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых, ведущая либо к значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходимостью совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к смещению результатов опроса в связи с недостаточно полным охватом этой категории опрашиваемых;
- Отказы опрашиваемых участвовать в опросе;
- Неискренность или пристрастность опрашиваемых;
- Неискренность или пристрастность интервьюеры. Степень негативного влияния указанных выше факторов на результаты опросов зависит от организации сбора информации и контроля над ними [5].
Организация сбора информации включает:
В процессе непосредственного сбора данных большое значение приобретает текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимость оперативные поправки в организацию этой работы. После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их поступления производится их систематизация и анализ.
1.4 Систематизация и анализ собранной информации
Систематизация
первичной информации состоит обычно
в классификации вариантов
Завершающим этапом исследования является представление отчета о его результатах, который нередко сопровождается выступлением исполнителя с докладом перед представителями заказчика [2, c. 59].
1.5 Представление полученных результатов исследования
Как правило, отчет
о результатах исследования готовится
в двух вариантах: подробном и
сокращенном. Подробный вариант
представляет собой полностью
Обычно содержание
отчета и основные требования к нему
предварительно согласуются с заказчиком
и поэтому могут иметь
1) Цель обследования
2) Для кого и кем оно проведено
3) Общее описание генеральной совокупности, охваченной обследованием
4) Размер и характер выборки, а так же описание применяемых методов
взвешенного отбора
5) Время проведения обследования
6) Использованный метод обследования
7) Адекватная характеристика лиц, проводивших обследование, и всех применявшихся методов контроля
8) Экземпляр анкеты
9) Фактические результаты
10) Базовые показатели, использовавшиеся для исчисления процентов
11) Географическое распределение проведенных опросов
В заключении следует
подчеркнуть, что успешное проведение
исследования требует тесного контакта
между исследовательским
1) Формулировка целей исследования.
В разгар летних отпусков агентство маркетинговых исследований Profi Online Research провело опрос среди жителей городов- миллионников, решив выяснить, как наши соотечественники предпочитают отдыхать, какие туристические агентства знают, как выбирают туры, куда ездят, где обычно останавливаться во время отдыха, какой тип отдыха предпочитают [6].
2) Сбор и анализ
вторичной маркетинговой
Использовались внутренние и внешние источники вторичной информации: электронная информационная база компании Profi Online Research, информационные городские справочники, газеты, журналы, теле и радиореклама.
3) Планирование и организация сбора первичной информации.
Для сбора первичной информации был выбран метод online-опроса. Разработана анкета. Определен объем выборки- 1200 человек (жители российских городов- миллионников).
Вопросы анкеты.
- Каких из представленных в данном списке туроператоров Вы знаете?
- Как Вы предпочитаете
покупать себе путевку:
- При поездке за границу Вы самостоятельно покупаете билеты и бронируете отель, не обращаясь в турагентство. Насколько Вам может быть интересна такая схема в будущем?
- Какая «звездность» отеля для Вас является минимально приемлемой?
- Занимаетесь ли Вы спортом регулярно (1 раз в неделю и чаще)?
- Как часто
вы занимаетесь спортом,
- Чего Вам не хватает для того, чтобы начать заниматься спортом или делать это чаще? Выберите одну-три наиболее значимых причины.
4) Систематизация и анализ собранной информации.
Исследование
показало достаточно высокую степень
осведомленности россиян о
Выяснилось, что более чем половине участников исследования известен такой туроператор как «Tez Tour». Cо значительным отставанием от лидера (по уровню знания с подсказкой), второе место занял «Натали Турс». О нем оказались осведомлены около 1/3 опрошенных. На третьем месте — «Пегас Туристик»: его знают немного более ¼ респондентов (см. рис. №1).
Наши соотечественники продолжают осваивать туристические ресурсы стран, в которых можно отдохнуть за сравнительно небольшие деньги. Речь здесь, в первую очередь, идет о таких государствах, как Турция и Египет. Неудивительно, что компании, занявшие первое и третье места в рейтинге туроператоров, активно работают именно с этими странами. Четвертое место разделили операторы «Нева» и «Мостравел»: первый сотрудничает преимущественно с курортами Восточной Европы, второй, также как и туроператоры-лидеры, — в основном с Турцией и Египтом. Многие участники исследования указали, что также знают «Пилигрим-тур» (15%), «Инна тур» (12%), «Зевс-Трэвел» (9%) и др.
Однако около 23% респондентов, даже с подсказкой, не смогли вспомнить ни одну знакомую им компанию. «Скорее всего, эти люди не уделяют большого внимания, кому они платят деньги. Такие клиенты смотрят, в первую очередь, на стоимость тура и страну. Данное явление можно объяснить и тем, что «неосведомленная» часть граждан, возможно, не практикует отдых за границей, либо занимается покупкой туров и оформлением всех необходимых документов самостоятельно», — комментирует ситуацию директор по развитию Profi Online Research Елена Смирнова (см.рис.№ 1).
Информация о работе Маркетинговое исследование в туристической компании