Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:38, курсовая работа
Формулировка и обоснование проблемы исследования. Любой руководитель организации стремится к эффективной и конкурентоспособной деятельности на рынке. Сегодня непросто производить или продавать продукт, чтобы обеспечить устойчивый спрос на рынке. Недостаточным уже становится просто донесение информацию до потребителя о том, что товар или услугу, возможно, приобрести по такому-то адресу.
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как давно Вы пользуетесь услугами ОАО «Мегафон»
Услугами ОАО «Мегафон» большинство опрошенных пользуются от 1 до 4 лет (74 % опрошенных). В принципе, если учесть, что компания ОАО «Мегафон» функционирует на рынке республики Татарстан около 8 лет и что возраст респондентов от 21 до 22 года, то пользование услугами ОАО «Мегафон» около 4 лет — это хороший результат для компании. Так как ОАО «Мегафон» только начала заниматься услугами домашнего Интернета, то соответственно, респонденты пользуются услугами «Мегафон» менее 1 года (18 % респондентов). Также есть респонденты, которые пользуются услугами ОАО «Мегафон» от 4 до 8 лет (8 респондентов). Это означает, что этим респондентам очень нравится качество связи, обслуживания ОАО «Мегафон» и, что для студентов очень удобно пользоваться этими услугами.
Мнения респондентов относительно качества предоставляемых услуг распределяются следующим образом:
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что опрошенные:
а) либо просто очень сильно интересуются компанией, предоставляющей им и их друзьям услуги сотовой связи и Интернет-услуг, и поэтому постоянно находятся в курсе всех событий, с ней происходящих;
б) либо просто настолько довольны качеством предоставляемых услуг, обслуживанием абонентов и в целом компанией ОАО «Мегафон».
Но есть также 40 % опрошенных, которые не знают о последних новостях компании ОАО «Мегафон». Этим людям в принципе безразлична судьба этой компании. На этот вопрос также ответили отрицательно и те респонденты, которые не совсем довольны качеством предоставляемых компанией ОАО «Мегафон» услуг. Таким образом, компания ОАО «Мегафон» может потерять 40 % своих клиентов по причине их недовольства качеством предоставляемых услуг.
По поводу цен на услуги предоставляемых ОАО «Мегафон» респонденты ответили не лучшим образом для компании.
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «По Вашему мнению, цены на услуги, предоставляемые ОАО «Мегафон»?»
Большинство респондентов ответили, что цены на услуги «Мегафон» приемлемые (68 % опрошенных). Но некоторые опрошенные рядом с ответом прокомментировали, что они были бы только рады, если бы компания ОАО «Мегафон» хотя бы немного снизила цены на услуги. Остальные респонденты (28 % опрошенных) все же написали, что цены на услуги довольно высокие. Они аргументировали это тем, что компания завышает свои цены лишь из-за своего известного брэнда. И лишь 4 % опрошенных отметили, что цены на услуги ОАО «Мегафон» довольно низкие. Так думают те люди, чей семейный доход на душу населения составляет более 35 000 рублей.
1)
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Проранжируйте провайдеров республики Татарстан по качеству связи?»
Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Проранжируйте провайдеров республики Татарстан по ценам на услуги?»
Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Проранжируйте провайдеров республики Татарстан по имиджу компаний?»
Итак, можно сделать вывод, что компания ОАО «Мегафон» занимает лидирующую позицию по качеству связи и имиджу компании среди других операторов, таких как: ОАО «Дом.ру» и ОАО «Летай». Но большинство респондентов думают, что цены на предоставляемые услуги ОАО «Мегафон» чересчур завышены, поэтому компания занимает лишь второе место.
Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос «Нравится ли Вам логотип ОАО «Мегафон»?
По результатам исследования, респонденты относятся доброжелательно к логотипу компании ОАО «Мегафон». Респондентам КГУКиИ женского пола очень нравится логотип компании ОАО «Мегафон», что составило 64 % опрошенных. Большинство респондентов мужского пола выбрали второй вариант ответа «скорее нравится, чем не нравится» (80 % опрошенных). Также были респонденты, которым совершенно не нравится логотип (8 % опрошенных). Эти респонденты мужского пола аргументировали это тем, что логотип очень надоедает и пора бы его уже менять. Таким образом, очевидно, что респонденты положительно реагируют на логотип, что обуславливает успех компании ОАО «Мегафон».
Рис. 9. Распределение ответов респондентов на вопрос «Средимесячный доход Вашей семьи в расчете на одного человека?»
Из рисунка 9 видно, что уровень дохода семьи в расчете на одного человека респондентов КГУКиИ, которые пользуются услугами ОАО «Мегафон» ниже среднего, то есть составляет 8 000 – 16 000 рублей. Это означает, что всю рекламную политику нужно вести именно среди этой целевой группы. Ведь среди респондентов есть и такие, которые в течение длительного времени пользуются услугами компании ОАО «Мегафон» и они очень довольны качеством связи.
Большинство опрошенных респондентов имеют среднее образование, т. к. являются студентами четвертого курса КГУКиИ (94 % респондентов). 6 % опрошенных имеют среднюю специальность.
Проведенное маркетинговое исследование показало, что реклама ОАО «Мегафон» не запоминается у респондентов, так как треть респондентов не смогли вспомнить, о чем была последняя им увиденная реклама на телевидении. Большинство респондентов смогли лишь ответить, что по телевидению идет реклама про мобильную связь. Два респондента ответили, что по телевидению видели рекламу про «возможность звонка за счет друга». Один респондент ответил, что последняя увиденная им реклама была про то, как человек стоит на зеленом шаре, на котором указан логотип компании ОАО «Мегафон» и общается по телефону, то есть реклама про роуминг. Также среди респондентов есть и такие, которые практически не смотрят телевизор и уж тем более рекламы. Некоторые респонденты на этот вопрос написали слоган компании ОАО «Мегафон» - «Будущее зависит от тебя». Таким образом, в рекламе по телевидению запоминается в большинстве случаев слоган и логотип компании ОАО «Мегафон». Скорее всего, это обуславливается тем, что в некоторых рекламах компании ОАО «Мегафон» чересчур много движений. И соответственно респонденты смотрят и запоминают то, как танцуют и двигаются в этой рекламе. А слова рекламы между этим проходят «мимо ушей». Респондентам такие рекламы очень нравятся. Но следует рекламному отделу компании ОАО «Мегафон» подумать над тем, чтобы в таких рекламах еще и запоминались слова. Таким образом, реклама на телевидении значительно будет эффективнее.
РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ ПО МЕТОДАМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ «МЕГАФОН»
Сделаем основные выводы из анализа данных анкет опрошенных респондентов, исходя из основных задач данного исследования.
Из проведенного исследования выявили, что некоторые респонденты, студенты КГУКиИ, о времени функционирования компании «Мегафон» на рынке республики Татарстан не имеют точного представления. Возможно, это связано с тем, что компания ОАО «Мегафон» начала активно вести рекламную политику только последние несколько лет. По результатам видно, что есть и такие респонденты, которые слышали о компании еще до появления брэнда на рынке республики Татарстан. Исходя из того, что компании функционирует на рынке республики Татарстан около 8 лет – это неплохой результат.
Респонденты КГУКиИ, по результатам проведенного исследования не так давно знают о брэнде ОАО «Мегафон». Меньше половины опрошенных знают про компанию «Мегафон» примерно 4 года. 1 респондент мужского пола знает о компании ОАО «Мегафон» более 7 лет, в то время как на рынке республики Татарстан компания «Мегафон» функционирует около 8 лет. Большинство респондентов среди четвертого курса осведомлены о компании ОАО «Мегафон» менее года.
Проведенное маркетинговое исследование показало, что реклама ОАО «Мегафон» не запоминается у респондентов, так как треть респондентов не смогли вспомнить, о чем была последняя им увиденная реклама на телевидении, что подтверждает гипотезу данного исследования. В рекламе по телевидению запоминается в большинстве случаев слоган и логотип компании ОАО «Мегафон».
Когда респонденты слышат слово «Мегафон», у них возникают разнообразные ассоциации с этим словом. У кого-то слово «Мегафон» ассоциируется с их слоганом, у кого-то из-за цвета логотипа компании, у кого-то с мобильной связью и Интернет-услугами.
По результатам исследования выявилось, что респонденты выбирают услуги ОАО «Мегафон» из-за хорошего качества связи и имиджа компании. Это обуславливается тем, что респондентами являются студенты четвертого курса. Молодежь находится всегда в движении, соответственно качество связи для них важный элемент. Также студентам важен имидж той компании, услугами которой они пользуются, ведь молодежь стремится всегда быть впереди всех. Таким образом, мы подтвердили гипотезу данного исследования о том, что потребители предпочитают услуги ОАО «Мегафон» из-за хорошего качества связи.
В ходе исследования выявилось, что респонденты обо всех последних новостях компании ОАО «Мегафон» очень хорошо осведомлены. Это обуславливается тем, что респонденты:
а) либо просто очень сильно интересуются компанией, предоставляющей им и их друзьям услуги сотовой связи и Интернет-услуг, и поэтому постоянно находятся в курсе всех событий, с ней происходящих;
б) либо просто настолько довольны качеством предоставляемых услуг, обслуживанием абонентов и в целом компанией ОАО «Мегафон».
Проведенное маркетинговое исследование показало, что респонденты относятся доброжелательно к логотипу компании ОАО «Мегафон». Респондентам КГУКиИ женского пола очень нравится логотип компании ОАО «Мегафон».
Итак, все поставленные гипотезы в ходе исследования подтвердились. Молодежь доброжелательно относится к услугам, имиджу и качеству связи ОАО «Мегафон». Единственное, что не совсем нравится респондентам – цена на предоставляемые услуги. По их мнению, цены на услуги ОАО «Мегафон» слишком завышены и нужно их снизить. Следовательно, компании ОАО «Мегафон» также следует работать на этой целевой аудитории, только ей нужно рассмотреть цены на услуги.
По низким ценам на услуги первое место среди респондентов занимает провайдер ОАО «Дом.ру». Получается, что это явный конкурент для компании ОАО «Мегафон», ведь для студентов с доходом ниже среднего на одного человека на первом месте стоит цена. Уровень дохода семьи в расчете на одного человека респондентов КГУКиИ, которые пользуются услугами ОАО «Мегафон» ниже среднего, то есть составляет 8 000 – 16 000 рублей.
Компании ОАО «Мегафон» следует изменить рекламную политику на телевидении, то есть сделать так, чтобы запоминалась не только действующая в ней картина, но и информация, которую компания желает донести до потребителя. Также нужно выпустить рекламу про домашний Интернет ОАО «Мегафон» на телевидении, чтобы потребители знали о такой услуге. Если же ОАО «Мегафон» выпускает те тарифные планы, которые ориентированы на молодежь, то не рекомендуется выпускать рекламу по телевидению, так как в ходе исследования выявилось, что молодежь практически не смотрит телевизор. Поэтому рекламу нужно делать на щитах, баннерах и веб-сайтах, так как это будет эффективнее для компании.
Чтобы привлечь потребителей нужно не только снизить цены на тарифы, но и ввести некоторые бонусы и акции. Ведь компания ОАО «Мегафон» ориентирована на молодежь, а молодежь любит новшества, бонусы и различные акции. К примеру, можно при подключении к Интернету второй месяц сделать в подарок. Либо если клиент приводит на подключении своего друга, то этому клиенту «Мегафон» внести на счет определенную сумму денег, то есть бонус. И это будет положительное позиционирование компании, ведь когда потребители будут хорошо отзываться о компании, имидж ОАО «Мегафон» будет расти, соответственно увеличатся клиенты, и компания сможет еще больше снизить цены на услуги.