Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:41, курсовая работа
Целью настоящей работы выбрано исследование теоретических и практических аспектов маркетинга применительно к сфере образовательных услуг, обзор современного состояния рынка образовательных услуг г. Нижнего Новгорода и разработка рекомендаций по активизации маркетинговой политики на местном рынке.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;
– рассмотрение рынка образовательных услуг;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования………………………………………………………………………..4
2. Исследование спроса на образовательные услуги в
Нижнем Новгороде……. ……………………………………………………… 12
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы…………………………………………. 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«Нижегородский
государственный
имени Н.А. Добролюбова»
Кафедра философии, социологии
и теории социальной коммуникации
Курсовая работа
по дисциплине «Маркетинговые исследования в связях с
общественностью»
на тему: «Маркетинговые исследования рынка образовательных
услуг»
Выполнил: Чимров В.С., студент ф-та английского языка сп-ти «связи с общественностью», группа 410б.
Руководитель: Костров Владимир Николаевич, Доктор экономических наук, профессор. Профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации. |
Нижний Новгород
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Специфика и особенности маркетинга
в сфере образования…………………………………………………
2. Исследование спроса на образовательные
услуги в
Нижнем Новгороде……. ………………………………………………………
12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………. 24
ВВЕДЕНИЕ
После перехода к рыночной экономике в России начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере.
Необходимость настоящей работы обуславливается как недостаточной изученностью темы в целом и отдельных ее аспектов, так и еще неполной сформированностью рынка образовательных услуг в Нижегородской области, отсутствия у многих вузов четкого представления о роли маркетинга, его однобокое понимание исключительно как рекламы. Наконец, желанием помочь рекомендациями в данной области образовательным учреждениям.
Целью настоящей
работы выбрано исследование теоретических
и практических аспектов маркетинга
применительно к сфере
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;
– рассмотрение рынка образовательных услуг;
При написании работы использованы учебники по маркетингу и маркетингу образования таких авторов как Панкрухина А. П., Котлера Ф., А. Н. Тихонова и др., статьи в периодических изданиях, нормативные документы.
Объектом исследования является сфера образовательных услуг, а предметом – учреждения образования Нижегородской области.
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования
Развитие
рынка образовательных услуг
делает все более актуальной проблему
использования элементов
Все
это вызывает обострение конкурентной
борьбы, диктует необходимость поиска
новых путей повышения
Государственная
поддержка образования в сфере
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов все активнее
сочетается с рыночным подходом к
его организации и развитию. Современный
этап развития рынка образовательных
услуг все больше требует использования
маркетинговых концепций в
Основные принципы маркетинговой стратегии направлены на достижение устойчивого положения на рынке в условиях высокой конкуренции, поскольку уникальна сама среда, в которой взаимодействуют коммерческие и государственные вузы.
Условия
внешней среды изменились. Высшие
учебные заведения не могут полагаться
на традиционные источники финансирования.
Они все больше ищут финансовой поддержки
у рынка, вступают в конкретные отношения
с другими некоммерческими
Необходимо использовать известные в рыночной среде методы создания конкурентного преимущества:
С
учетом миссии высших учебных заведений
я считаю, что стратегии маркетинга
высшего профессионального
Предпочтения
потенциальных потребителей базируются
на понимании основных факторов развития
современной экономики, которая
характеризуется как
Таким образом, маркетинг учебного заведения, на мой взгляд, направлен на предоставление такого ассортимента услуг, который по своим параметрам отвечал бы требованиям потенциальных потребителей, дифференцировал удовлетворение спроса на технологии обучения, качество образовательных программ.
При определении набора направлений подготовки будущих специалистов необходимо осуществлять стратегическое маркетинговое планирование, в котором должны быть прописаны:
- идентификация
основной миссии организации,
целей и конкретных задач в
подготовке выпускников,
- оценка
сильных и слабых сторон
- характеристика
внешней среды, выявление
- выработанные
цели и задачи маркетологов
на основании полученной
Стратегическое маркетинговое планирование при подготовке будущих специалистов должно определить рынок как набор фактических и потенциальных потребителей предлагаемых образовательных услуг, в котором выявлены различные уровни:
- потенциальный рынок;
- доступный рынок;
- квалифицированный рынок;
- целевой и косвенный рынки.
Оценка
сильных и слабых сторон деятельности
на конкретном сегменте образовательных
услуг направлена на определение
позиции, создание отличного от конкурентов
представления организации, которое
гарантировало бы ей положение на
рынке в течение длительного
периода, формировало необходимый
имидж. Факторами отличия являются:
виды предлагаемых образовательных
услуг, качество и количество образовательных
программ, компетенции будущих
Решение относительно разработанной миссии позволяет установить цели на планируемый период. Это могут быть: доходы от привлечения внебюджетных источников, использование бюджета, полное или частичное восполнение издержек в случае использования дифференцированного подхода к формированию цены на планируемые услуги. Эти цели превращаются в конкретные задачи на основе декомпозиции или использования дерева цели. Мотивация преподавателей на решение поставленных задач является основанием для повышения уровня качества образовательных услуг.
Выявление
целевой аудитории на основе Интернет-опроса
позволит вузовским маркетологам приблизить
условия проведения исследования к
полевым и таким образом
Но
Интернет-опрос не решит специфичные
проблемы образовательной услуги, которая
характерна для всех услуг – выпускаемые
на рынок услуги часто бывают не
проверены и не имеют общепринятой
методики разработки. Я полагаю, что
образовательная услуга составляет
ту часть рыночного предложения,
которая будет
Привлечение к Интернет-опросу собственных студентов может решить задачи краудсорсинга для образовательного учреждения – получить предложения по формированию образовательных программ посредством увеличения часов на практическую работу и включение в процесс обучения дисциплин с использованием современных информационных систем. Экспертами по оценке полученных предложений могут быть представители кафедр, научной среды, бизнес-сообществ, практические работники, которые могут давать рекомендации по совершенствованию учебных планов.
Подобное
исследование способствует развитию внутреннего
маркетинга. Внутренний маркетинг основан
на представлении о том, что, если
преподаватели вступают в тесные
контакты с обучающимся, то это позволяет
усилить позиции вуза, представить
его на лучшем уровне. Цель внутреннего
маркетинга состоит в том, что
представление новой информации
о совершенствовании структуры
образовательной программы
Маркетинговые
стратегии позволяют влиять на представление
будущих целевых потребителей о
вероятных результатах выбора предлагаемых
альтернатив по обучающим программам
конкурентов. Важно сделать значительный
упор на незамеченные благоприятные
последствия приобретения инновационных
знаний по определенным направлениям
подготовки. На большинстве рынков
конкретных специалистов совокупный рыночный
спрос и спрос для конкретного
образовательного учреждения не являются
устойчивыми из года в год, и в
таком случае неправильный прогноз
приводит к формированию убыточных
или несоответствующих объему заказов
бизнес-организаций или
Цель в данном аспекте состоит в том, чтобы повлиять на поведение целевой аудитории, изменить ее позицию. Здесь значительную роль играют позиционирование вуза, предложения уникального ряда образовательных программ, использование маркетинга-микса. В последующем для каждого элемента маркетинга-микса устанавливается определенная тактика, формируются критерии, по которым можно оценить успех выполнения маркетинговых задач.
При планировании маркетинговых стратегий необходимо разработать рентабельный вариант маркетинга-микса, который позволит решить три задачи:
Информация о работе Маркетинговые исследования рынкаобразовательных услуг