Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:25, реферат
Для эффективности рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Каждая крупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4 маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования - сложная и комплексная процедура. Она включает в себя ряд вопросов, на которые нужно найти ответ, и набор предложений, которые нужно принять согласно методике, выбранной для достижения результатов исследования.
1 Маркетинговые исследования в современных условиях
Для эффективности рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Каждая крупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4 маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования
- сложная и комплексная
Принципиальной особенностью
маркетингового исследования, отличающей
его от сбора и анализа внутренней
и внешней информации, является его
целевая направленность на решение
определенной проблемы или комплекса
проблем маркетинга. Эта целенаправленность
и превращает сбор и анализ информации
в маркетинговое исследование. Таким
образом, под маркетинговым
Результатом маркетинговых
исследований являются разработки, которые
используются при выборе и реализации
стратегии и тактики
1. Исследования должны
носить комплексный и
2. При их осуществлении
должен соблюдаться научный
3. Исследования должны
быть тщательно спланированы
и состоять из комплекса
4. Исследования должны
проводиться в соответствии с
общепринятыми принципами
В процессе маркетинговых исследований принимают участие:
· заказчики, по поручению которых проводится исследование;
· специалисты по маркетинговым исследованиям (исполнители);
· информаторы, предоставляющие требуемые данные.
В маркетинговых исследованиях лучших результатов достигает тот, кто осуществляет творческий подход, проявляет инициативу, находит новые, нетрадиционные пути исследования.
Принципы, которые должны соблюдаться в процессе проведения маркетинговых исследований, приведены в нижеследующей таблице 1.
Таблица 1. Принципы маркетинговых исследований
|
| ||||
|
| ||||
Системность |
| ||||
Комплексность |
| ||||
|
Получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, тщательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования | ||||
Объективность |
Учет возможных погрешностей измерителя того или иного явления и соблюдение осторожности в интерпретации фактов | ||||
Эффективность |
| ||||
Маркетинговые исследования, проводимые фирмами, различают как по масштабам, так и по видам.
Важнейшими факторами, определяющими масштабы и направления маркетинговых исследований, являются размер (масштаб маркетинговых исследований) и специализация фирмы (направление маркетинговых исследований). Так по сведениям зарубежной литературы, средние фирмы затрачивают на маркетинговые исследования гораздо меньшую долю своего бюджета (1,5%), чем крупные (3,5%). Фирмы, выпускающие товары потребительского назначения, так же затрачивают на маркетинговые исследования большую долю оборота (0,08%), чем фирмы, выпускающие товары промышленного назначения (0,04%). Мелкие же фирмы, независимо от их специализации, как правило, не затрачивают существенных средств на маркетинговые исследования.
Проведение маркетинговых исследований отечественными фирмами в настоящее время являются редкостью. Причины этого кроются, во-первых, в неустойчивости и непредсказуемости развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленность большинства фирм на обеспечение текущей прибыли, а, во-вторых, в отсутствии положительного опыта проведения таких исследований и недооценки отечественными предпринимателями их полезности.
Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований, исходя из имеющихся у неё возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому, виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными. Выбор метода сбора информации прямо влияет на полученную итоговую информацию.
1.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Маркетинговым исследованиям
придается особое значение, т.к. они
служат основой для разработки стратегии
и тактики фирмы. Маркетинговые
исследования являются одной из функций
маркетинга и связывают деятельность
фирмы с внешней средой. Е.П. Голубков
считает маркетинговые
Маркетинговое исследование включает сбор, систематизацию и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности, а также хранение информации о явлениях и процессах, представляющих интерес для маркетинга, в т.ч. получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов и, наконец, прогнозирование.
Маркетинговое исследование – это любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга .
Как правило, потребность в проведении маркетинговых исследований возникает в случаях, когда:
- фирма не достигла
поставленных маркетинговых
- фирма уступает позиции конкуренту;
- фирма собирается
- фирма готовит новый бизнес-план и т.д.
Предметом маркетингового исследования следует считать маркетинговую деятельность фирмы на рынке, а также рыночные процессы и явления, каким-либо образом с ней связанные.
Целью маркетингового исследования является создание информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними .
Цели маркетинговых
- изучение характеристик рынка;
- оценка потенциальных возможностей рынка;
- изучение деятельности конкурентов;
- изучение реакции на новый товар и его потенциала;
- изучение политики цен;
- краткосрочное и долгосрочное прогнозирование и др.
Маркетинговое исследование является составной частью общей информационной системы. Сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля. Поэтому маркетинговое исследование базируется на общих требованиях и принципах информатики и при его проведении необходимо соблюдать следующие принципы :
- научность, т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов;
- системность, т.е. выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;
- комплексность, т.е. изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии;
- достоверность, т.е. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования;
- объективность, т.е. требование учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определенную схему и соблюдать осторожность в их интерпретации;
- эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами.
Организация маркетинговых исследований может быть осуществлена собственными силами, либо с привлечением сторонних специалистом, таблица 11.1 .
Таблица 11.1
Выбор способа
организации маркетинговых
Критерий оценки |
Специализированная исследовательская фирма |
Собственный исследовательский отдел |
1. Стоимость исследования |
Исследования обходятся дороже |
Исследования обходятся дешевле, чем заказные |
2. Опыт проведения исследований |
Имеет богатый опыт исследований, обладает специалистами высокой квалификации |
Опыт ограничен, специалисты, как правило, более широкого профиля |
3. Знание особенностей продукта |
Ограничено общими представлениями |
Обширные специальные знания, которые не всегда могут быть переданы консультантам |
4. Объективность |
Высокая объективность, так как исследователи независимы от заказчика |
Отношение может быть предвзятым в пользу собственной фирмы, кроме того, исследователи зависимы от руководства |
5. Техническое обеспечение |
Наличие специального оборудования для проведения исследований и обработки их результатов |
Как правило, имеются наиболее универсальное оборудование и программное обеспечение |
6. Конфиден-циальность |
Существует более высокая вероятность утечки информации |
Круг посвященных уже, конфиденциальность выше |
Таким образом, маркетинговые исследования предоставляют всю необходимую информацию с высокой точностью и достоверностью для разработки эффективной стратегии поведения компании на рынке в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, способствуя снижению рисков управленческих решений.
1.2 ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Процесс маркетинговых исследований обычно начинается с формулирования проблемы и целей исследования. Цели маркетинговых исследований могут быть различны:
Информация о работе Маркетинговые исследования в современных условиях