Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа
Актуальность. В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики. Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера деятельности предприятия, масштаба производства экспортных товаров и ряда других факторов. Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения.
Введение………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Особенности маркетингового исследования…………………………5
1.1 Понятие, виды, процесс и значение маркетинговых исследований……..5
1.2 Методы маркетинговых исследований………………………………….….9
1.3 Организационная система маркетингового исследования………………15
Глава 2. Задачи и методы исследования рынка…………………………….…24
2.1 Системы маркетинговой информации…………………………………….24
2.2 Организация социологического обследования……………………………29
Заключение…………………………………………………………………….....38
Список использованной литературы……………………………………….….40
в области коммерческой
деятельности — кратко- и долгосрочное
прогнозирование, изучение
в области разработки
товара — изучение реакции
на новый товар и его
в области сбыта
— замеры потенциальных
в области рекламы
— исследование
в области социальной
ответственности фирмы —
Прежде всего руководитель службы маркетинга и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования, которые могут быть:
1) поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, возможно, помогающих выработать гипотезу;
2) описательными, т.е. требовать описания определенных явлений или ситуаций;
3) экспериментальными, т.е. требовать проверки гипотез о каких-либо причинно-следственных или статистических закономерностях, например о том, что снижение цен на 10 % вызовет увеличение спроса на 15 %.
Виды информации и
методы ее сбора. Информация, которая
изучается руководством фирмы,
подразделяется на два вида
— первичную и вторичную (
Первичная информация
– это никем не обработанные
данные, собранные впервые специально
для какой-либо конкретной
Вторичная информация — это материал, который кто-то в свое время подготовил в обработанном виде, преследуя свои определенные цели отличные от целей того, кто потребляет эту информацию как вторичную Она включает в себя данные, опубликованные в открытых источниках — официальных изданиях государственных учреждений, периодике, книгах, а также отчеты о прежних исследованиях, составленные в самой фирме или же предоставленные ей, обычно за плату. Вторичная информация очень ценна своей удобной для восприятия формой, она дешевле и более доступна. Знакомство с новым для себя предметом всегда рекомендуется начинать именно с нее. Однако данные, обработанные для определенных целей, чаще всего оказываются с точки зрения требуемой в данном случае информации устаревшими, неточными, неполными, ненадежными или неудобно агрегированными.
Поэтому, ознакомившись со вторичной информацией, чаще всего приступают к самостоятельному сбору первичной информации. Именно это и называется маркетинговым исследованием.
К основным методам такого исследования относятся:
наблюдение — сбор
информации путем простого
эксперимент — отбор
сопоставимых между собой
опрос, или социологическое
обследование, — наиболее распространенный
метод, удобный для
2.2 Организация социологического обследования
Общие принципы
Социологическое обследование
складывается из нескольких
Первая стадия —
определение выборки, т.е.
Вторая стадия —
определение путей (способов) контакта
с опрашиваемыми (
Беседа по телефону
— самый простой метод
Анкета, рассылаемая по почте, требует простых, четко сформулированных вопросов, а процент и скорость возврата таких анкет обычно невелики.
Личное собеседование
— самый универсальный из
Третья стадия — составление вопросника.
Четвертая стадия —
собственно проведение
Существует, однако, и
специфическая проблема — как
обеспечить добросовестность
Пятая стадия —
обработка данных. Анализируя первичную
информацию, исследователь сводит
полученные данные в таблицы,
на основе которых выводятся
такие показатели, как распределение
частотности, средние уровни, взаимосвязи
факторов и т.д. При
В результате исследования
либо подтверждаются
Выборка, ее размер и структура
При проведении
Методы отбора круга опрашиваемых при маркетинговом исследовании отработаны вне маркетинговой науки — статистикой и социологией.
В статистике выборкой
называется часть общей
Добиваясь представительности, прежде всего необходимо уяснить:
что представляет собой генеральная совокупность (все население какой-либо территории, определенная социальная группа и т.д.);
какие показатели, характеризующие генеральную совокупность иее структуру, существенны для целей исследования.
Для количественной
оценки подобия между выборкой
и генеральной совокупностью
используют показатель, называемый
ошибкой выборки, это разница
(в процентах) между
Пределы допустимой
ошибки зависят от цели
Для повышения надежности прежде всего необходимо, чтобы выборка была достаточно большой по размеру. Очевидно, что размер выборки должен быть тем больше, чем больше общая совокупность. Но эта зависимость не прямая. Минимально необходимый размер выборки растет меньшими темпами, чем генеральная совокупность. Специалистами подсчитано, что выборка в 400 человек достаточна для суждения о сколь угодно большой совокупности.
До сих пор речь
шла о так называемой
Допустим, нас интересует
спрос жителей города на
В идеале желательно,
чтобы структура выборки в
точности совпадала со
Далее, выделяя выборку
и формируя ее структуру, мы
неизбежно опираемся на
Для того чтобы максимально
избежать субъективности, стараются
сделать так, чтобы структура
выборки была случайной. Иными
словами, у отдельных единиц
генеральной совокупности
Построение анкеты
Типы вопросов. Известны
два типа вопросов — открытые
и закрытые. Закрытыми называются
вопросы, к которым
альтернативные, предполагающие ответ "да" или "нет";
выборочные, предполагающие несколько вариантов ответа;
ранжировочные, предлагающие выбрать на заранее составленной шкале пункт, наиболее соответствующий представлениям респондента; шкала может быть градуирована по степени согласия/несогласия со сформулированным утверждением, по степени важности какого-либо признака, по баллам, оценивающим качество.
Открытые вопросы
Наиболее распространенный вариант открытого вопроса — бесструктурный (например: "Какого вы мнения о такой-то услуге?"; "Какие недостатки вы обнаружили в нашем обслуживании?"). Возможны и другие усложненные варианты: подбор ассоциации, завершение предложения или рассказа и т.д.
Некоторые правила
построения анкеты. Составление
вопросника социологической
Так, порядок вопросов
должен быть таким, чтобы не
оттолкнуть респондента (