Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа
Цель работы заключается в разработке маркетинговой стратегии компании «Нестле» в российских условиях. Предметом анализа в работе выступает процесс управления маркетингом, который включает в себя процесс анализа рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработку маркетингового комплекса и претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Объектом исследования является процесс разработки маркетинговой стратегии компании ООО “Нестле Россия”.
• Стратегия «сбора урожая»
предполагает отказ от долгосрочного
взгляда на бизнес в пользу максимального
получения доходов в
• Стратегия сокращения
заключается в том, что фирма
закрывает или продает одно из
своих подразделений или бизнес
для того, чтобы осуществить долгосрочное
изменение границ ведения бизнеса.
Эта стратегия может
• Стратегия сокращения расходов достаточно близка к стратегии сокращения, т.к. ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат.
М. Портер считает, что существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке (стратегии конкурентного преимущества). Первая область связан с лидерством в минимизации издержек производства. Этот тип стратегии связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию завоевать большую долю рынка. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.
Таким образом, лидерство за счет экономии на издержках дает надежную защиту потому, что первыми действие конкурентной борьбы испытывают на себе наименее эффективные фирмы.
Второй тип стратегии - стратегия дифференциации. В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке с одним товаром, а работает на его четко определенном сегменте, и она должна в своих намерениях исходить из потребностей не рынка в целом, а вполне определенных клиентов. В этом случае фирма может стремиться к снижению издержек, либо проводит политику специализации в производстве продукта. Возможно совмещение этих двух подходов. При использовании данной стратегии должен быть хорошо развит маркетинг [5].
Дифференциация может принимать различные формы: имидж марки, признанное технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис.
Третья область выработки
стратегии связана со специализаций
в производстве продукции. В этом
случае фирма, чтобы стать лидером
в производстве своей продукции,
должна осуществлять высокоспециализированное
производство и маркетинг. Это приводит
к тому, что покупатели выбирают
данную марку даже при достаточно
высокой цене. Фирмы, реализующие
этот тип стратегии, должны иметь
высокий потенциал для
Важным критерием, по которому могут быть классифицированы стратегии, является доля рынка. Исходя их этого выделяют четыре типа конкурентных стратегий.
1) Стратегии лидера. Фирма-лидер
рынка товара занимает
• Расширение первичного спроса. Цель — обнаружить новых потребителей товара, пропагандировать новые применения существующих товаров или увеличить разовое потребление товара.
• Оборонительная стратегия.
Цель — защитить свою долю рынка, противодействуя
наиболее опасным конкурентам. Она
часто принимается фирмой-
• Наступательная стратегия. Цель — повысить рентабельность за счет максимально широкого использования эффекта опыта. Связь между рентабельностью и долей рынка наблюдается в основном в сфере массового производства, когда конкурентное преимущество связано с экономией на издержках.
• Стратегия демаркетинга
предполагает сокращение своей доли
рынка, чтобы избежать обвинений
в монополизме или
2) Стратегии «бросающего
вызов» - характерны для фирм, не
занимающих доминирующей
• Фронтальная атака. Предполагает использование против конкурента тех же средств, которые тот применяет, не утруждая себя поиском его слабых мест. Чтобы быть успешной, фронтальная атака требует значительного превосходства сил у атакующего (как правило, 3:1).
• Фланговая атака
3) Стратегии «следующего
за лидером». «Следующий за лидером»
— это конкурент с небольшой
долей рынка, который выбирает
адаптивное поведение,
Такие фирмы преследуют цель
«мирного сосуществования» и осознанного
раздела рынка. Подобное поведение
чаще всего имеет место, когда
возможности дифференциации малы, а
перекрестная эластичность по ценам
очень высока, так что каждый конкурент
стремится избежать борьбы, которая
может нанести ущерб всем фирмам.
Такое поведение вовсе не означает,
что у фирмы не может быть конкурентной
стратегии. Существуют четыре главные
особенности стратегий
4) Стратегии специалиста.
Специалист интересуется
Характеристика и анализ
различных типов стратегий
Приведенные выше типы маркетинговых стратегий совпадают со стратегиями менеджмента, т. к. основываются на маркетинговых исследованиях и определяют общие направления развития фирмы. Стратегический маркетинг подразумевает методы систематического анализа потребностей и разработки концепций эффективных товаров и услуг, позволяющих обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, и включает в себя маркетинговые исследования рынка (потребителей, конкурентов и др.), сегментирование рынка, дифференциацию спроса и позиционирование товара. Логическим продолжением стратегического маркетинга является комплексное маркетинговое давление, реализация и контроль (см. рис.1.1.).
Таким образом, подлинная стратегия маркетинга основана на сегментации, дифференциации и позиционировании. Она направлена на поиск конкурентного преимущества фирмы на рынке и разработку такого комплекса маркетинга (marketing-mix), который позволил бы реализовать это конкурентное преимущество.
1. Анализ внутренней и внешней
среды (сильные и слабые сторон |
|
2. Выбор стратегий развития |
|
3. Анализ потреб-ностей |
| ||||||||||
4. Сегментация рынка: макро- и микросегментация |
|
4. Выбор целевого сегмента |
5. Позицио-нирование |
||||||||||||
|
6. Комплекс marketing-mix (товар, сбыт, цена, коммуникации) |
|
7. Бюджет маркетинга |
8. Реализация плана и контроль |
9. Оценка эффективности |
Рис. 1.1. Этапы разработки стратегии маркетинга
Сегментация позволяет осуществлять систематический анализ потребностей и разрабатывать эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятия на рынке. Сегментация - это процесс разделения рынка на группы потребителей со сходными потребностями. Выделяют макросегментацию, задача которой заключается в идентификации рынка товаров, т.е. определении товарных и территориальных границ; и микросегментацию, цель которой состоит в выявлении внутри каждого сегмента потребителей для более детального анализа разнообразия их потребностей.
Сегментирование рынка производится по определенным признакам. К таким признакам относятся: географический, социально-демографический, психографический, поведенческий.
Определение признаков, по которым оцениваются объекты в выборке, зависит от условий работы предприятия, и является творческой задачей исследователя.
Выделенные в процессе исследования сегменты требуют дальнейшей оценки их привлекательности. Именно на основе этой оценки организации разрабатывают стратегии маркетинга, направленные на позиционирование товаров, а также на разработку целевой маркетинговой программы, ориентированной на выбранные сегменты. Оценка сегментов производится по определенным критериям, к которым можно отнести:
Причем при выборе целевого рынка и для достижения максимально возможного эффекта необходимо учитывать все эти критерии в комплексе.
На выбранных целевых рынках могут использоваться следующие подходы к их освоению, т.е. стратегии сегментации:
Сегментация должна воплощаться
в маркетинговые стратегии, позволяющие
получить дифференцированное преимущество
перед конкурентами. Приняв решение
о выборе целевых рыночных сегментов,
а также направлениях дифференциации,
предприятие переходит к
Позиционирование определяет характер восприятия товаров целевыми сегментами. Его можно определить как разработку и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения конкурентов.
Таким образом, позиционирование
с одной стороны связано с
созданием брэнда. С другой стороны
оно затрагивает самые разные
направления комплекса
При позиционировании необходимо обратить внимание на те характеристики (аргументы) и их сочетание, которые наиболее важны для потребителя. Это может быть цена, качество товара или обслуживания, престиж фирмы и др. При определении позиций товара на рынке, когда число рассматриваемых аргументов велико используется метод построения карт позиционирования. Наиболее часто используемой является карта по параметрам «цена-качество». При этом фирма выбирает свое расположение на карте исходя из позиций на данном рынке фирм-конкурентов, и выбор обосновывается стремлением занять такое место на целевом рынке, где меньше накал конкурентной борьбы. Также может рассматриваться карта восприятия со множеством атрибутов наиболее важных для потребителей.
Таким образом, карта позиционирования дает возможность обобщить множество атрибутов, выбрать наиболее оптимальный вариант позиционирования и определить свойства товаров, выгодно отличающие их от товаров конкурентов, на которые необходимо сделать акцент в рекламных сообщениях при создании брэнда.
Используя информацию, полученную
с помощью карты
Информация о работе Механизм разработки маркетинговых стратегий на примере ООО «Нестле Россия»