Методические основы разработки товарной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 18:30, лекция

Описание работы

Товарная политика определяет определенный курс действий предприятия на основе наличия у него четко сформулированной программы действия на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товара.
В отношении категории «товарная политика» до сих пор не выработано единого подхода. Одни авторы придерживаются точки зрения товаропроизводителя, к примеру, Голубков Е.П. Он подчеркивает, что товарная политика – это способы товаропроизводителя рационально формировать и управлять товарным ассортиментом. Романов А.Н. рассматривает товарную политику с точки зрения маркетинга, т.е. как маркетинговую деятельность.

Файлы: 1 файл

tovarnaya_politika_v_MI.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ  ТОВАРНОЙ

  ПОЛИТИКИ

 

    1. Товарная политика предприятия как система разработки и управления товарным ассортиментом

 

Товарная политика определяет определенный курс действий предприятия на основе наличия у него четко сформулированной программы действия на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товара.

В отношении категории «товарная политика» до сих пор не выработано единого подхода. Одни авторы придерживаются точки зрения товаропроизводителя, к примеру, Голубков Е.П. Он подчеркивает, что товарная политика – это способы товаропроизводителя рационально формировать и управлять товарным ассортиментом. Романов А.Н. рассматривает товарную политику с точки зрения маркетинга, т.е. как маркетинговую деятельность. Эриашвили Н.Д. совмещает обе представленные выше точки зрения на товарную политику, т.е. делает акцент на рассмотрение товарной политика как направления, учитывающего как пожелания потребителя, так и товаропроизводителя (на усиление конкурентоспособности).

В отношении основной составляющей товарной политики – товарного ассортимента, также, не выработанного единого определения. Так, Котлер Ф. и Басовский Л.Е. определяют товарный ассортимент с точки зрения сбыта; Романов А.Н. – с точки зрения производства, а Дашкова Л.П. и Памбухчиянц В.П. рассматривают эту категорию с точки зрения прибыли. Конкретно данные определения выше названных авторов представим в виде таблицы (таблица №1).

 

Таблица № 1

Классификация категорий «товарная политика» и «товарный ассортимент»

Автор

Классификация определения

Определение

Голубков Е.П.

С точки зрения товаропроизводителя

Товарная политика - это определенные, заранее продуманные и обоснованные способы и принципы поведения товаропроизводителя, обеспечивающие рациональные: формирование и управление товарным ассортиментом; управление конкурентоспособностью товаров; нахождение оптимальных товарных ниш (сегментов); упаковку и маркировку товаров; обслуживание товаров, т.д.;

Романов А. Н.

С точки зрения маркетинга

Товарная политика — это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.

Эриашвили Н.Д.

С точки зрения маркетинга и товаропроизводителя

Товарная политика должна быть направлена, с одной стороны, на всемерный учет желаний потребителя в отношении свойств предлагаемого товара, а с другой – на усиление его конкурентоспособности. 

Котлер Ф.

Басовский Л.Е

С точки зрения сбыта

Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.

Романов А. Н.

С точки зрения производства

Товарный ассортимент – вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров, которые в свою очередь подразделяются на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций, которые образуют низшую ступень классификации.

Дашкова Л.П. и Памбухчиянц В.К.

С точки зрения прибыли

Ассортимент товара является одним из основных факторов, который позволяет повысить эффективность работы магазина.

Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»

С позиции определения по классификации

Ассортимент товаров (товарный ассортимент, товарная номенклатура) - это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Ассортиментный перечень товаров - часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.


Составлено автором [37, 49,85,27,38]

Так, исходя из выше представленных определений, автор дипломной работы предлагает следующее определение товарнойполитике:

Товарная политика - совокупность мероприятий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей, которые включают выход нового товара или группы товаров на рынок (инновация), модернизацию уже находящихся на рынке товаров (вариация) или вывод из производственной программы выпускаемого товара (элиминация), а также ассортиментную политику.

Т.о. товарная политика – это деятельность, связанная с формированием такого товарного портфеля, который максимально эффективно удовлетворяет требования потребителя и является эффективным с коммерческой точки зрения.

Товарный портфель предприятия может максимально эффективно удовлетворить требования потребителя только в том случае, если при его формировании были максимально учтены предпочтения потребителя и рационально определен ассортимент выбранных товаров.

Для руководителей розничных торговых предприятий формирование ассортимента и разработка товарной политики является наиболее острым вопросом, требующим глубокого анализа и помощи квалифицированных специалистов. Само понятие «ассортимент товара» включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

В основе успешного управления ассортиментом в торговле лежит ассортиментная политика. Ассортиментная политика торгового предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности. Ассортиментная политика вытекает из общей маркетинговой стратегии предприятия и зависит, прежде всего, от позиционирования на рынке, а также от размеров торговых площадей, от объемов оборотных средств, которыми располагает предприятие, и т. д. В любом случае, ее эффективность определяется экономическими показателями работы предприятия и удовлетворенностью покупателей. [50]

Ошибочно полагать, что самый оптимальный торговый ассортимент тот, который включает в себя несколько тысяч товарных позиций. Такой рог изобилия допустим только в крупных торговых центрах. В небольших магазинах слишком широкий ассортимент приводит к снижению покупательской активности. Клиенты теряются в столь многочисленных возможностях и, в результате, почти всегда останавливают выбор на каком-либо одном продукте, в то время как все остальное мирно существует на прилавках, пока не закончится срок хранения. Поэтому всегда нужно помнить, что слишком большой ассортимент также губителен для магазина, как и маленький. Так, основными целями товарной политики будут (рисунок 1).

 

Рисунок 1 Цели товарной политики

Составлено автором по [53]

Разработка товарной политики начинается с уяснения основных задач предприятия. Задачи товарной политики должны совпадать с общими целями предприятия. Один из подходов к этому вопросу заключается в предположении, что главная цель предприятия – это увеличение прибыли. Однако в любом предприятии, особенно в тех, где управляющие либо совсем не имеют своей доли в доходах, либо их доля не значительна, могут иметь место другие цели помимо целей максимального увеличения доходов.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 Факторы, влияющие на формирование и поддержание товарного ассортимента

Составлено автором

 

Представленные выше факторы косвенно или прямо влияют на формирование и поддержание ассортимента. К примеру, такой фактор, как численность населения, на прямую влияет на формирование ассортимента, а точнее на объемы закупаемого товара. А такой фактор как географический – косвенно. Предприятие в свою очередь может влиять на некоторые из них, а на некоторые не в состоянии оказать ответное влияние. Но учитывать при формировании управлении ассортиментом необходимо все факторы. [57]

Таким образом, определим, что товарно-ассортиментная политика фирмы – система целенаправленных мер по обеспечению процесса принятия решений и механизма взаимодействия структурных подразделений по формированию товарно-ассортиментной номенклатуры предприятия, соответствующей  требованиям рынка и позволяющей обеспечить устойчивое развитие предприятия. Товарно-ассортиментная политика охватывает не только производственную и сбытовую деятельность предприятия, но и всю работу, связанную с потребителями (изучение тенденций спроса и потребительских предпочтений), с комплексным исследованием рынка (товарной, конкурентной его структур). [53]

Задача руководства предприятия при формировании потребительной ценности, качества и ассортимента товаров заключается в том, чтобы гибко приспосабливать его ресурсы к рыночным условиям.

Решения, принимаемые в рамках товарной политики, определяют количество, потребительную ценность, стоимость, качество и ассортимент производимых или закупаемых товаров, в том числе включение в ассортимент новых товаров, снятие с производства устаревших видов, типов, моделей и т.д.; стандартизацию, унификацию и типизацию; соотношения между новыми и старыми товарами, между разными размерами, типами, группами сложности, товарами единичного, серийного и массового производства и др.

В отечественной и международной коммерческой практике считается целесообразным выпускать не одно какое-либо изделие, а достаточно широкий параметрический ряд. [67]

По тому, какие товары выпускает предприятие, можно определить тот вид предпринимательской деятельности, которым оно занимается. Следовательно, весь комплекс мероприятий, связанных с производством товаров, можно рассматривать как корпоративный вопрос. С другой стороны, товары должны производиться для удовлетворения потребностей покупателя, а это относит товарную политику в область маркетинга и коммерции.

Решения, принимаемые в области товарной политики, можно представить в виде результата взаимодействия задач предприятия, имеющихся у него ресурсов и условий рынка. [47]

Постановка конкретных задач определит и соответствующую товарную политику. Так, например, задача роста предприятия ведет к расширению и обновлению ассортимента производимых или закупаемых товаров. Сегментация рынка ведет к увеличению числа модификаций товара, к более широкому и глубокому ассортименту товаров. [80]

В практике предприятий и организаций товарная политика оформляется различными способами. Она может быть изложена в специальном документе, либо в руководстве, либо в стандарте предприятия и реализована в конкретные плановые периоды деятельности предприятия через задания по качеству и ассортименту продукции в целевых научно-технических программах и других документах планового характера. [81]

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по:

  1. формированию ассортимента и его управлению;
  2. поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне. [51]

Конкурентоспособность – понятие комплексное, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства. [51]

В таблице 2 представлена зависимость конкурентоспособности и перспектив развития продукта. [51]

Таблица 2

Зависимость конкурентоспособности и перспективы развития продукта

Конкурентоспособность

Перспективы развития продукта

Плохие

Средние

хорошие

Слабая

Быстрый уход с рынка

Постепенное свертывание рыночных операций или их осторожное продолжение

Усиление позиций или уход с рынка

Средняя

Постепенное свертывание рыночных отношений

Осторожное продолжение рыночных операций или их наращивание

Усиление деятельности на рынке

Высокая

Получение прибыли

Наращивание или быстрое наращивание рыночных операций

Быстрое наращивание рыночных операций


Составлено автором по [51]

 

Изучение конкурентоспособности требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду потенциальных конкурентов. Полученную информацию целесообразно накапливать в специальных банках данных. Анализ информации, ее интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение фирмы на рынке по отношению к основным конкурентам. [51]

3. Нахождению для товаров  оптимальных товарных ниш (сегментов).

Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. [29]

Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятий. С другой стороны, - это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также для рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.

Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Выделенные особым образом, обладающими определенными  общими признаками они составляют сегмент рынка. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта). Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. [48]

4. Разработке и осуществлению  стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.

При разработке стратегии маркетинга конкретных товаров продавец должен решить, будет ли он предлагать их как марочные. Представление товара в качестве марочного может повысить его ценностную значимость, и поэтому подобное решение является важным аспектом товарной политики.

Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль, а может приобретать и очень большое значение. Некоторые образцы упаковки знамениты во всем мире. Многие деятели рынка называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако большинство продавцов все же рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики. [10]

Информация о работе Методические основы разработки товарной политики