Методика анализа потенциала, сильных и слабых сторон предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Анализ сильных и слабых сторон предприятия — очень важное направление в деятельности предприятия.
Сильные стороны - это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.

Файлы: 1 файл

Контрольная маркетинг.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Методика анализа  потенциала, сильных и слабых сторон предприятия.

        Анализ сильных и слабых сторон предприятия — очень важное направление в деятельности предприятия.

Сильные стороны - это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.

Слабые стороны - это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.

Существует множество  источников сильных и слабых сторон деятельности предприятия, часть из которых рассмотрена при анализе  отрасли.

Так, к числу сильных  сторон можно отнести серьезные  и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внутреннего  рынка объема прямых продаж, неспособность  удовлетворять потребности новых  сегментов рынка и др.

Определение сильных и  слабых сторон следует проводить  по всем направлениям деятельности предприятия:

- организация и общие управления;

- производство;

- маркетинг;

- финансы и учет;

- управление кадрами и др.

 

Таблица  Анализ сильных и слабых сторон предприятия  в сфере производства

Факторы

Вопросы для анализа

1. Стоимость сырья и его доступность,  отношения с поставщиками

Соответствуют ли производственные мощности современным требованиям?

2. Система контроля запасов,  оборот запасов

Насколько эффективно используются производственные мощности, существуют ли возможности  для расширения производственной базы?  
Какова отдача от исследований и разработок?  
Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов?

3. Местонахождение производства

4. Экономия от масштаба производства

5. Эффективность использования  мощностей, прогрессивность оборудования

6. Степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль

7. Контроль за процессом приготовления  продукта

8. Закупка

9. Исследования и разработка, инновации

10. Патенты, торговые марки и  аналогичные формы защиты товара

11. Величина издержек


 

 

Оценка факторов сильных  и слабых сторон предприятия дается в сравнении с рыночным лидером  по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного  веса, например, от 1 (незначимый) до 5 (выдающийся).

Пример 1.

Сильные и слабые стороны  предприятия

Показатели

Степень важности показателя (в баллах от 1 до 3)

Балльная оценка конкурентоспособности

1

2

3

4

5

Сильные стороны: 
наличие оригинальных конструкторских разработок 
экономичность эксплуатации 
небольшие габариты и хорошая маневренность

 


3

   

 
 
 
*

 
*

 
 
*

Итого

 

31

Слабые стороны: 
узкий ассортимент продукции, невысокая доля продукции 
негибкая ценовая политика 
неразвитая сбытовая сеть

 


2

   


*

 
*

 

Итого

 

24


Определение главных  достоинств. Стратегия предприятия должна учитывать сильные, слабые стороны бизнеса и опираться на его главные достоинства.

Главные достоинства характеризуют  исключительную компетенцию (уникальные преимущества) предприятия в решении  поставленных задач.

Уникальные преимущества основываются на особо эффективном  сочетании ресурсов, которые делятся  на осязаемые и неосязаемые.

Осязаемые ресурсы - это физические и финансовые активы предприятия, отраженные в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и  т.д.). Они определяют техническую  компетенцию предприятия. Неосязаемые ресурсы - это, как правило, качественные характеристики бизнеса. Сюда относят:

- не связанные с людьми неосязаемые активы - торговая марка, выгодное месторасположение, престиж, имидж предприятия;

- неосязаемые человеческие ресурсы - специальные знания персонала, опыт, известность управленческой команды.

В отличие от сильных и  слабых сторон, для которых возможна внутренняя оценка, уникальные преимущества предприятия должны восприниматься потребителями как таковые, т.е. представлять для них известную ценность.

Пример 2.

Для потребителей большое  значение имеют известность торговой марки (кондитерская фабрика Красный  Октябрь), выгодное местоположение (Воронежский  универмаг Россия), часы работы (круглосуточные аптеки), высококвалифицированные кадры (сфера услуг) и т.д.

В условиях конкуренции происходит размывание уникальных преимуществ  предприятия, и со временем они теряют свою силу. С позиции значимости для бизнеса можно выделить три  категории ключевых компетенций:

- Отработавшие, которые уже взяты на вооружение основными конкурентами и превратились в своего рода отраслевые стандарты. Они не дают предприятию конкурентных преимуществ и являются обязательным условием выживания на рынке.

- Неперспективные, которые в данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать широкодоступными. В кратко- и среднесрочном периоде предприятие должно защищать такие преимущества и максимально их использовать. Служить базой долгосрочной стратегии они не могут.

- Устойчивые компетенции, которые предприятие может защищать на протяжении длительного времени.

При разработке стратегии  необходимо дать обоснованную оценку имеющихся ресурсов и уникальных преимуществ.

 

 

 

Критерии сегментации  рынка.

Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу. 
Сегмент – группа покупателей, обладающая похожими потребностями и желаниями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых). 
Сегментация может быть произведена как на потребительском, так и на промышленном рынке (рынке организаций). 
Под критериями сегментации рынка понимаются признаки, по которым потребители отличаются друг от друга или, наоборот, могут быть объединены в одну группу (сегмент).

Все признаки (критерии) сегментации  можно разделить на пять больших  групп:

- географические;

- демографические;

- социально-экономические;

- психографические;

- технологические.

Рассмотрим подробнее критерии сегментации, входящие в каждую из указанных  групп.

Географические  критерии - разделение рынка на различные географические единицы (переменные): регион, область, район, размер города, плотность.

После подобной сегментации  компания должна решить, где ее маркетинговые  усилия будут наиболее эффективны.

Демографические признак. - возраст, пол потребителей, размер и жизненный цикл семьи, количество детей – относятся к наиболее часто применяемым критериям сегментации. Это обусловлено доступностью их характеристик, а также наличием, как правило, между ними и спросом (объемом продаж) существенной корреляционной связи.

Поэтому, проводя сегментацию рынка  по демографическому критерию, необходимо прежде всего ориентироваться на общность специфических запросов соответствующего сегмента к качеству, ассортименту и цене. В настоящее время по демографическому признаку выделяют такие группы потребителей, как дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи.

Социально-экономические  признаки -заключается в выделении групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов.

Все эти переменные рекомендуется  рассматривать во взаимосвязи друг с другом или с переменными  других критериев, например, демографических.

Заслуживает внимания объединение  выделенных групп по доходу с группами по возрасту, в том числе главы  семьи.

Психографические  признаки - характеризуют поведение индивидуума, это такие факторы, как стиль жизни (интересы, организация досуга), психологические, личностные качества (к какому типу людей относится потребитель).

Мотивы покупательского  поведения гораздо точнее характеризуют  реакцию покупателей на тот или  иной товар, чем точные количественные оценки сегментов рынка по географическим или демографическим признакам.

Так, по мотивам совершения покупки выделяют группы потребителей с ориентацией на низкую цену, на длительный срок службы изделия, высокое  качество, приверженность к определенной марке товара.

По реакции потребителей на нововведения выделяют следующие  группы:

- приобретающие новый товар в момент появления его на рынке (новаторы);

- приобретающие новый товар после того, как его купят новаторы и сообщат свой опыт использования (быстро адаптирующиеся к новому товару);

- приобретающие товар, который в течение длительного, времени находится на рынке (медленно адаптирующиеся к новому товару);

- отвергающие новинку (консерваторы, ретрограды).

Технологические критерии - эти критерии применимы в основном для сегментации потребителей продукции промышленного назначения. К ним относятся:

- отрасли (транспорт, машиностроение  и т. п.), в которых работают  потребители;

- размер предприятия-потребителя;

- форма собственности предприятия-потребителя.

Выбор критериев сегментации зависит  от особенностей товара и рынка.

Сегментация может  осуществляться также при последовательном применении нескольких критериев. Важно, чтобы сегменты не оказались слишком малочисленными, т.е. невыгодными для коммерческого освоения. В качестве примера (рис. 1) приводится фрагмент результатов последовательной трехступенчатой сегментации рынка потребителей алюминия:

               
   

 
Сегментация по объему потребления


 
 
   

 
Сегментация по конечному применению


 
 

 
Сегментация по принципу применению продукта


 
   
           
               
 





Основными требованиями к  критериям сегментации являются:

- возможность измерения значения  данного критерия в условиях  исследования;

- возможность реально дифференцировать  потребителей по данному критерию. Потребители, объединенные в группу  по данному критерию, должны сходным  образом реагировать на действия  компании. Иными словами, сегментирование  по данному критерию должно  иметь маркетинговый смысл (например, Интернет-магазину вряд ли есть  смысл сегментировать покупателей  учебной литературы по климатическим  условиям регионов, в которых  они проживают, но есть прямой  смысл сегментировать их по  уровню образования и профессиональной  принадлежности).

 

 

 

 

 

Сравните железнодорожный  и автомобильный транспорт.

Транспорт имеет свою специфику, обусловленную  производственным процессом.

Особенности функционирования транспортных предприятий:

- продукция  транспорта не имеет вещественной  формы, т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и  продукцию, созданную в других  отраслях экономики;

- цены  на транспортную продукцию складываются  на основе тарифов на грузовые  и пассажирские перевозки;

- в качестве  единицы измерения транспортной  продукции используют: тонно-километры,  пассажиро-километры, количество  пассажиров, тонны грузооборота;

- продукция  транспорта не накапливается  в запасах, поэтому транспорт  не может работать без резерва  локомотивов и вагонов и должен  учитывать пропускную способность  дорог;

- транспорт  не добавляет и не создает  ничего вещественного к перевозимому  товару, поэтому из формы кругооборота  капитала выпадает товар (Т)  в виде вещи, т.к. продается  сам производственный процесс;

- в составе  средств производства на транспорте  нет сырья;

- характеризуется  неравномерностью использования  в течение года транспортных  средств.

Продукция транспорта имеет стоимостную  оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и  накопление для расширенного воспроизводства.

Производственный  процесс на транспорте состоит из следующих этапов:

- погрузка  грузов в подвижной состав;

- перемещение  между пунктами отправления и  назначения;

- выгрузка  в пункте назначения.

Каждый  из этапов слагается из ряда операций.

Погрузка  груза включает работы и затраты  по подготовке груза к отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации.

Информация о работе Методика анализа потенциала, сильных и слабых сторон предприятия