Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:50, контрольная работа
Маркетинг сочетает как теоретические, так и практические подходы, возникающие и развивающиеся в процессе расширения и совершенствования коммерческо-хозяйственной деятельности субъектов рынка.
Значимость маркетинговых исследований возрастает с расширением использования достижений науки, учетом эволюции общественного сознания, с усилением его социально-экономической ориентации. Решение широкого диапазона маркетинговых задач осуществляется с применением различных современных приемов, методов науки и знаний.
20 Методология маркетинговых исследований. Правила разработки анкеты 3
91 Практическое задание 9
Задача (тип I) 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
СОДЕРЖАНИЕ
Маркетинг сочетает как теоретические, так и практические подходы, возникающие и развивающиеся в процессе расширения и совершенствования коммерческо-хозяйственной деятельности субъектов рынка.
Значимость маркетинговых исследований возрастает с расширением использования достижений науки, учетом эволюции общественного сознания, с усилением его социально-экономической ориентации. Решение широкого диапазона маркетинговых задач осуществляется с применением различных современных приемов, методов науки и знаний.
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.
Прежде всего, дадим общую характеристику методам проведения маркетинговых исследований.
Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которых с определенной долей условности можно назвать методами социологических исследований, поскольку их впервые разработали и использовали социологи), экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико-математические методы.
Главное отличие методов социологических исследований от экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на массовых респондентов очень различной компетентности и квалификации, в то время как экспертные оценки – на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов, прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.
Можно выделить несколько групп экономико-математических методов, используемых при проведении маркетинговых исследований:
1.Общенаучные методы.
1.1 Системный
анализ. Рассматривает любую рыночную
ситуацию с широким диапазоном
внешних и внутренних причинно-
1.2 Комплексный
подход. Предусматривает проявление
разноплановых, разновеликих конкретных
рыночных ситуаций, успешный выход
из которых строится на
1.3 Программно-целевое
планирование. Применяется при выработке
и реализации маркетинговой
2. Аналитико-прогностические методы.
2.1 Линейное
программирование. Представляет собой
математический подход при
2.2 Экономико-математические
модели. Позволяют с учетом
2.3 Экономико-статистические приемы. Используются для выборки, ранжирования закономерностей, определения тесноты корреляционной связи и т.п.
2.4 Теория
массового обслуживания. Применяется
при выборке очередности
2.5 Теория
вероятности. Способствует принятию
правильных решений при выборе
из возможных действий
2.6 Теория
связи. Помогает совершенствовать
связь (механизм обратных связей)
субъектов рынка с конкретным
рынком, повышать эффективность
использования получаемых
2.7 Сетевое
планирование. Обеспечивает регулирование
последовательности выполнения, взаимозависимости
деяний, работ, отдельных операций
в рамках конкретного проекта,
а также определение основных
этапов, сроков их осуществления,
затрат, ответственности исполнителей,
предусматривая возможные
2.8 Деловые игры. Позволяют моделировать и имитировать (проигрывать) задачи и действия как абстрактных, так и конкретных субъектов рынка, стремящихся находить оптимальные коммерческо-хозяйственные решения.
3. Методические приемы, заимствованные из разных областей знаний.
3.1 Социология.
Изучает развитие различных
3.2 Психология.
Посредством анализа мотиваций,
тестов определяет поведение: субъектов
рынка, восприятие ими товаров, услуг,
рекламы; изготовителей, продавцов, выявляя
факторы влияния на их
3.3 Антропология.
Корректирует проектирование, изготовление,
реализацию товарной продукции
с учетом национальных и
3.4 Экология.
Учитывается при изготовлении
товаров, оказания услуг, когда принимается
во внимание степень
3.5 Этика.
Проявляется в изучении и
3.6 Дизайн. Используется при определении формы товарного изделия (комбинация базисных фигур, традиции, мода), цвета (психологическое воздействие, социальный символ, корпоративная культура), материала продукта (некоторые материалы вызывают симпатии, другие, наоборот, отталкивают).
Математическое моделирование в маркетинговых исследованиях весьма затруднено. Это обусловлено:
– сложностью объекта изучения, нелинейностью маркетинговых процессов, наличием пороговых эффектов, например минимального уровня стимулирования продаж, временными лагами (в частности, например реакция потребителей на рекламу часто не осуществляется немедленно);
– эффектом взаимодействия маркетинговых переменных, которые в большей своей части взаимозависимы и взаимосвязаны, например цена, ассортимент, качество, объем выпуска;
– сложностью измерения маркетинговых переменных. Трудно измерить реакцию потребителей на определенные стимулы, например рекламу. Поэтому часто применяются непрямые методы, например регистрация случаев возврата товара для определения правдивости рекламы;
– неустойчивостью маркетинговых взаимосвязей, обусловленных изменениями вкусов, привычек, оценок и др.
Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ.
В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.
Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Вообще говоря, открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Формулирование вопросов также требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. До начала широкого использования вопросы следует предварительно опробовать.
Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце интервью, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.
Схема анкеты включает 3 блока:
1. Введение
(преамбула). Кратко ставит респондентов
в известность о том, кто и
зачем проводит исследование. Она
раскрывает цели опроса и
2. Перечень
вопросов характеризующих
3. Сведения об опрашиваемом.
Опишите маркетинговую деятельность Вашего предприятия: характеристика рынок сбыта, маркетинговых решений в области товарной, ценовой, товаропроводящей, коммуникационной стратегии.
Решение:
Организационная структура управления сбытом представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура управления сбытом РУПП «Витебскхлебпром» Новолукомльский хлебозавод
В ассортименте изделий преобладают ржано-пшеничные заварные сорта хлеба.
Кроме ржано-пшеничных заварных хлебов Предприятием вырабатываются хлеба без применения прессованных дрожжей (с использованием хмелевой композиции), ржано-пшеничные и пшеничные хлеба, хлеба для тостов, булочные и сдобные изделия, пироги, сухарно-бараночные изделия, полувыпеченные замороженные изделия.
В целях улучшения качества продукции и повышения ее безопасности, Предприятие занимается внедрением Международной системы анализа риска и контроля критических точек НАССР.
На производствах № 1, № 2, № 4 г. Гомеля сертифицирована система управления качеством на основе Международной системы анализа риска и контроля критических точек НАССР. Предприятием разработан план-график внедрения системы НАССР на хлебозаводах и филиалах. Ведутся работы для внедрения системы менеджмента качества согласно СТБ ИСО 9001.
Важнейшими показателями эффективности работы филиала «Новолукомльский хлебозавод» является прибыль, в которой отражается результаты всей торговой деятельности филиала – объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительности труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т.д.
От размера полученной прибыли зависит пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и другое. Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы филиала «Новолукомльский хлебозавод» полностью покрываются доходами от реализации товаров и услуг. В таблице 1 представлена мотивация работников сбыта по росту объема продаж и выполнения договорных обязательств.
Информация о работе Методология маркетинговых исследований. Правила разработки анкеты