Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности организации и проведения разработки плана маркетинга на предприятии (на примере ООО "БЭСТ ГРУПП").
Задачи исследования:
1) Раскрыть содержание основных понятий и подходов по вопросу маркетингового планирования (сущность плана маркетинга, типология),
2) Рассмотреть структурные компоненты плана маркетинга на предприятии,
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. План маркетинга как объекта исследования: теоретический обзор литературы…………………………………………….5
1.1 Обзор основных понятий и подходов по вопросу маркетингового планирования: понятие и типология планов маркетинга……………………..5
1.2 Структурные компоненты плана маркетинга на предприятии……9
1.3 Разработка плана маркетинга на предприятии: этапы, технологии, методология анализа…………………………………………………………….15
Глава 2. Практическая часть: разработка плана маркетинга на предприятии на примере……………………………………………………..20
2.1 Характеристика организации: специализация, общеэкономические показатели, динамика развития……………………………………………….20
2.2 Анализ рынка, конкурентный анализ, SWOT-анализ……………22
Заключение………………………………………………………….…..32
Список литературы………………………………………………….…34
Оглавление
Актуальность темы курсового исследования заключается в том, что эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и системы контроля на предприятии. При этом, элемент планирования первичен в данной триаде.
В условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, следовательно, и план маркетинга доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь, так как: во-первых, решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать; во-вторых, содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на показатели других планов (вопросы ценообразования, определяемые в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели, решение о разработке и выпуске новой продукции окажет влияние на производственный план).
Важность изучения вопросов, связанных с разработкой плана маркетинга на предприятии, связан с тем, что план маркетинга выполняет большую функциональную нагрузку, а именно: систематизирует и доносит до всех сотрудников предприятия те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя; позволяет четко установить цели и проконтролировать их достижение; является документом, организующим работу всего предприятия; позволяет избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям; позволяет четко распределять время и другие ресурсы; наличие плана мобилизует сотрудников компании. В целом, план маркетинга помогает повысить эффективность работы предприятия за счет четкого определения целей и методов их достижения, устранения неясностей и лишних действий, не приводящих к запланированным результатам.
Объект исследования – план маркетинга.
Предмет исследования – методология разработки плана маркетинга на предприятии.
Цель исследования – выявить особенности организации и проведения разработки плана маркетинга на предприятии (на примере ООО "БЭСТ ГРУПП").
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ литературы, анализ рынка, конкурентный анализ, SWOT-анализ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Под планированием маркетинга понимается логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана. [14,c 65]
Так, планирование маркетинга - это деятельность по разработке различных видов плана маркетинга.
Эта деятельность является элементом более общего понятия – "системы планирования маркетинга", включающей помимо разработки плана маркетинга также его реализацию и контроль. [12 c 98]
Термин "планирование маркетинга" используется для описания методов применения ресурсов маркетинга для достижения маркетинговых целей. Звучит это просто, но реальный процесс достаточно сложен. Каждая компания располагает специфическими ресурсами и преследует определенные цели, которые к тому же изменяются во времени. Маркетинговое планирование используется для сегментирования рынка, определения его состояния, прогнозирования его роста и планирования жизнеспособной рыночной доли внутри каждого сегмента.
План маркетинга на предприятии можно понимать в широком и узком смысле этого слова:
1.Широкое
понимание термина "план
Это маркетинговый раздел комплексного бизнес-плана развития предприятия.
2. Узкое
понимание термина "план
Это перечень тактических мероприятий, позволяющих улучшить положение предприятия на занимаемых сегментах рынка [18,c 122].
Таким образом, при узком толковании термина "план маркетинга" в качестве синонима в литературе употребляется термин "бизнес план". [13с,87].
При изучении вопросов маркетингового планирования упоминается разные подходы к пониманию плана маркетинга. Планирование маркетинга в разных организациях осуществляется по-разному. Это касается содержания плана, длительности горизонта планирования, последовательности разработки, организации планирования. Так, диапазон содержания плана маркетинга для различных компаний различен: иногда он лишь немного шире плана деятельности отдела сбыта. На другом полюсе - план маркетинга, основанный на широчайшем рассмотрении стратегии бизнеса, что выливается в разработку интегрального плана, охватывающего все рынки и продукты. Отдельные организации, особенно малые предприятия, могут не иметь плана маркетинга как цельного документа, включающего несколько видов планов маркетинга. Единственным плановым документом для таких организаций может быть бизнес-план, составленный или для организации в целом, или для отдельных направлений ее развития. В этом плане дается информация о рыночных сегментах и их емкости, рыночной доле; приводится характеристика потребителей и конкурентов, описываются барьеры проникновения на рынок; формулируются стратегии маркетинга; даются прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет с погодовой разбивкой [11, с 300].
Дж. Вествуд приводит следующие толкования термина "план маркетинга":
- маркетинговый
план – "важнейшая часть
плана компании, а процесс планирования
маркетинга должен
- маркетинговый
план - это документ, в котором
сформулированы основные цели
маркетинга товаров и услуг
компании и пути их достижения[
- план
маркетинга – только одна из
составляющих корпоративного
Существует ряд различных подходов к планированию. В традиционном планировании планы обычно подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они рассчитаны, например:
- долгосрочные планы;
- среднесрочные планы;
- краткосрочные планы [7,с323 ].
Е.П. Голубков употребляет термин "стратегический план маркетинга". По выражению данного автора, "совокупность маркетинговых целей, стратегий и мероприятий по их достижению представляет стратегический план маркетинга, который должен на следующем этапе планирования быть доведен до рабочих плановых документов, т.е. осуществлено оперативно-календарное планирование" [9,с 79].
Стратегический план маркетинга направлен на решение бездетальной проработки стратегических задач маркетинговой деятельности применительно к компании в целом и к отдельным стратегическим хозяйственным единицам (СХЕ). Для подразделений СХЕ он не разрабатывается. В то же время отдельные позиции стратегического плана (затраты на маркетинг, объем продаж, доход, прибыль, рыночная доля и т.п.) доводятся до подразделений СХЕ и являются основой разработки текущих планов маркетинга [9,с 92].
Так, стратегический план маркетинга, как правило, разрабатываемый на 3-5 и более лет, описывает главные факторы и силы, которые на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию, а также содержит долгосрочные цели и главные маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации. Таким образом, стратегический маркетинговый план характеризует сложившуюся маркетинговую ситуацию, описывает стратегии достижения поставленных целей и те мероприятия, реализация которых приводит к их достижению [27,с 218].
Годовой план маркетинга,описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели маркетинговой деятельности, маркетинговые стратегии на текущий год. Годовой план маркетинга охватывает планы для отдельных продуктовых линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков. Таким образом, годовой план маркетинга действует на уровне отдельных подразделений организации и функций маркетинга [9,с 260].
Долго- и
среднесрочные планы часто
1. Долгосрочное планирование.
Направлено на оценку общих экономических и деловых тенденций на много лет вперед. Оно определяет направленные на обеспечение роста соответствующие долгосрочным задачам стратегии компании, что имеет особое значение для предприятий таких отраслей, как оборонная промышленность, космонавтика и фармацевтика (в которых сроки освоения новой продукции достигают 5-10 лет). В этих отраслях долгосрочное планирование охватывает период 10-20 лет. Однако у большинства компаний сроки освоения продукции не так велики, и долгосрочное планирование не заглядывает вперед дальше чем на 5-7 лет [7,с 115].
2. Среднесрочное планирование.
Более практично и занимает период не более 2-5 лет (обычно - 3 года). Среднесрочное планирование больше привязано к жизни, поскольку касается недалекого будущего; более вероятно, что план будет отражать реальную действительность. Среднесрочный "стратегический" план основывается на тех же стратегиях, что и долгосрочный, но основные решения должны осуществляться за более короткие сроки. К такого рода решениям относятся: внедрение новой продукции, потребность в капиталовложениях, наличие и использование персонала и ресурсов.
3. Краткосрочное планирование (и бюджетирование).
Обычно охватывает период до одного года и предполагает разработку "корпоративных" или "бизнес"-планов компании и сопряженных с ними бюджетов. В таких планах рассматривается ближайшее будущее и детали того, что компания намерена предпринять за двенадцатимесячный период (привязанный к финансовому году компании) [7,с 116].
Из всех планов краткосрочные планы являются наиболее подробными. При необходимости в них в течение года вносятся коррективы.
С точки зрения формальной структуры планы маркетинга могут состоять из следующих разделов:
- аннотация для руководства,
- текущая маркетинговая ситуация,
- опасности и возможности,
- цели маркетинга,
- стратегии маркетинга,
- программы действий,
- бюджет маркетинга и контроль [11,с 139].
Раскроем сущность данных структурных компонентов плана маркетинга на предприятии.
1. Аннотация
для руководства - начальный раздел
плана маркетинга, в котором представлена
краткая аннотация главных
2. Текущая маркетинговая ситуация - раздел плана маркетинга, который описывает целевой рынок и положение организации на нем. Включает следующие подразделы: описание рынка (до уровня главных рыночных сегментов), обзор продуктов (объем продаж, цены, уровень прибыльности), конкуренция (для главных конкурентов содержится информация относительно их стратегий в области продуктов, рыночной доли, цен, распределения и продвижения), распределение (тенденции изменения сбыта и развитие главных каналов распределения). [10,с 321]
3. Опасности
и возможности - раздел плана
маркетинга, в котором указываются
главные опасности и
Информация о работе Методология разработки плана маркетинга на предприятии ООО "БЭСТ ГРУПП"