Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:22, курсовая работа
Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Иными словами, важной составляющей предмета исследований региональной экономики является изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ…………………………..
1.1 Роль потребительского рынка в экономике региона………………….
1.2. Факторы, оказывающие воздействие на региональный потребительский рынок……………………………………………………….
ГЛАВА II. МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА…………………….
2.1 Схема функционирования экономики региона………………………….
2.2 Направления анализа экономики региона……………………………….
2.3 Типологизация регионов………………………………………………….
2.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики……………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………...
Наряду с отмеченными тенденциями в ряде регионов России наблюдается стагнация производства продовольственных и непродовольственных товаров. Темпы роста денежных доходов во многих регионах страны выше темпов роста производства товаров народного потребления.
Неполноценность денег, с которыми выходил на рынок покупатель, отрицательно повлияла на социально-экономическое развитие регионов. Снизилась роль заработной платы в стимулировании производительности и качества труда. Заработанные деньги из-за высоких темпов инфляции не позволяли основной массе населения приобретать даже товары минимальной потребительской корзины, производители стали диктовать покупателям цены и правила поведения.
Таким образом,
произошедшее в результате реформ повышение
оптовых и розничных цен дало
сильный импульс ускорению
Инфляционные процессы имеют глубокие корни во всех сферах экономики. Основной формой денежного оборота в экономике страны многие годы была безналичная, на долю наличного оборота приходилось не более 10% денежных операций. В ходе реформ в связи с высокими темпами роста цен и доходов, не увязанных с ростом производства, доля наличного оборота стала возрастать. Вместе с экономической свободой, предприятия различных форм собственности получили право повышать цены на производимую продукцию и высоко оплачивать труд своих работников, одновременно сокращая объемы производства. Особенно резко возросли выплаты наличных денег в частных фирмах, на малых предприятиях и в других негосударственных структурах. £Т5ажным фактором, влияющим на развитие потребительского рынка является изменение цен на потребительские товары.
При определении индекса потребительских цен важно обосновать ассортиментный набор включаемых в расчеты товаров. Поскольку государственная статистика учитывает в этом наборе далеко не все товарные группы, результирующий индекс цен оказывается существенно заниженным. Чтобы оценить реальный индекс цен, необходимо учитывать при определении стоимости потребительской корзины цены товаров и услуг, которые представляют все товарные группы и виды услуг, а не только товары и услуги первой необходимости.
При определении
стоимости потребительской
ГЛАВА II. МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
В дореформенный период
основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного
хозяйства определенными видами продукции
ответственность несло то или иное отраслевое
министерство. Это самая нехитрая и самая
неэффективная система управления производством.
Каждый регион добивался размещения на
своей территории строительства новых
крупных промышленных объектов, так как
это предвещало и развитие социальной
инфраструктуры и прочее. В 70-х годах структура
управления изменилась, появились производственные
объединения, находящиеся в разных территориально-
Переход к рыночным отношениям в первую очередь затронул отношения собственности. Нормальный рынок невозможен без многообразных форм собственности, конкуренции, новых экономических структур и форм предпринимательства. Чтобы рыночная экономика начала эффективно функционировать, в каждом регионе должна быть создана критическая масса активных рыночных субъектов – частных, кооперативных, акционерных, совместных предприятий (мин.30-40% до 70-80%). Вместе с тем наличие государственной собственности необходимо, прежде всего, в сферах, связанных с воспроизводством национального богатства страны, с укреплением обороноспособности, с бесперебойной работой транспорта, энергетики и др. отраслей, обеспечивающих жизнеспособность народного хозяйства.
Их объединяет то, что они работают на реализацию целей общегосударственного уровня.
Роль госпредприятий существенно
различается в различных
Собственность субъектов – тоже государственная, но находится в управлении субъектов и на их содержании.
Муниципальная собственность – тоже государственная, но находящаяся в оперативном управлении местной администрации. Промышленные предприятия местного значения, объекты производственной и социальной инфраструктуры региона, непосредственно связанные с обслуживанием населения.
Негосударственная частная собственность – малые и средние предприятия, акционерные общества. Акционерная форма открывает возможности взаимодействия негосударственных предприятий и местных администраций.
Отраслевой принцип управления экономикой, слабая увязка отраслевого и территориального управления привели к тому, что главные экономические пропорции развития в рамках теории расширенного воспроизводства исследовались с позиций народнохозяйственного уровня (либо по республикам) Региональный воспроизводственный процесс практически не был предметом исследования и его отличительные особенности не учитывались1.
Управление на региональном уровне сводилось к разработке комплексного плана социально-экономического развития, как бы миникопию нархозплана, а точнее набор разрозненных решений, принимаемых различными структурами системы управления, часто несбалансированные между собой. Результаты исследований не воспринимались экономической практикой, т.к. по законам централизованного управления экономикой власть была сосредоточена в руках отраслевых министерств, по сути, являвшихся государственными монополиями с вертикальным управлением.
Госстатистика также ориентирована
на потребности отраслевого
Разработка межотраслевых балансов по отдельным регионам послужила толчком к зарождению современной науки о региональной экономики.
Чтобы говорить о схеме функционирования экономики региона, необходимо представлять, какими показателями она измеряется и какими методами рассчитывается.
Обобщающие показатели совокупный общественный продукт (общий объем производства материальных благ и услуг в отраслях материального производства, его отраслевая и стоимостная структура).
Чистая продукция региона – вновь созданная стоимость. Основная характеристика измерения эффективности региональной экономики.
Использованный национальный доход (доля региона в потреблении.)
Конечная продукция региона – часть совокупного общественного продукта, которая обеспечивает формирование фонда потребления, накопления и возмещения использованных основных фондов, а также уходит за пределы региона, т.е. в нее входит часть промежуточного продукта, которая уходит и используется за пределами региона. Поэтому конечный продукт в стране меньше суммы конечных продуктов регионов.
Необходимый и прибавочный продукт. Зарплата и выплаты типа зарплаты. Прибавочный – прибыль, налог на добавленную стоимость и различные платежи за используемые ресурсы2.
Показатели эффективности. Частные – материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость – удельные затраты на производство единицы продукции.
Но в условиях перехода к новой системе управления, когда ответственность за создание условий жизнедеятельности ложится на региональные органы власти появились новые подходы к определению эффективности. Соотношение между произведенной чистой продукцией и использованными для ее получения ресурсами. Этот показатель хорош, когда ответственность региональных органов власти сочетается с конкретными полномочиями и возможностями реализации своих функций.
Функции управления региональных органов власти – создание сбалансированной пропорциональной системы, т.е. процесс управления развитием региона есть формирование региональных пропорций.
Можно выделить 6 групп пропорций (в зависимости от характера взаимосвязей между элементами воспроизводственного процесса).
- общеэкономические пропорции (фонд накопления и фонд потребления, производственной и непроизводственной сферой, производственными и непроизводственными капвложениями, затраты и результаты общественного труда). Региональные органы не могут непосредственно управлять процессом их формирования, но на основе прогноза могут предупреждать появление диспропорций.
- структурные пропорции (районообразующие и вспомогательные отрасли, добывающие и перерабатывающие отрасли, сельское хозяйство и переработка, потребность в транспорте и развитие транспорта).
- социально-экономические пропорции (личное и общественное потребление, платежеспособный спрос на рынке и предложение, численность населения и жилищное хозяйство) - отражают уровень жизни.
- экономико-демографические пропорции (прирост и выбытие трудовых ресурсов, численность занятого и неработающего населения, трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест, городским и сельским населением).
- экономико-экологические пропорции (эксплуатация и воспроизводство природных ресурсов, сырьевым потенциалом и производственными возможностями и т.д.).
- финансово-экономические пропорции. Они лежат в основе механизма управления региональной экономикой (произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом, бюджетом региона и необходимыми ресурсами, доли налогов и платежей, поступающих в федеральный и региональный бюджеты, внутренними и внешними финансовыми источниками и др.)
Финансово-экономическим пропорциям принадлежит решающая роль в объединении всех пропорций в систему, образующую региональный воспроизводственный процесс. Региональные пропорции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Установление прямых и косвенных связей между ними и механизма их проявления и составляет основу управления регионом.
Управление фин. ресурсами включает:
- Разработку регионального бюджета.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления3.
- Доходы бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов
- Налоговые доходы, неналоговые доходы.
Налоги бывают трех уровней Федеральные, региональные, местные. Региональные - налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор за регистрацию предприятий.
- Расходы бюджетов.
Главные составные части расходов бюджетов - текущие и капитальные. Статьей 69 определены формы расходов бюджетов. Они бывают в виде различных ассигнований, трансфертов населению, субвенций и субсидий, инвестиций, ссуд, дотаций и кредитов4.
Региональный бюджет - становится основным источником финансирования развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства региона. Доходная часть находится в прямой зависимости от эффективности хозяйственной деятельности в регионе.
Но собственные бюджетные средства региона не являются единственным финансовым источником для функционирования экономики региона. Поэтому разрабатывается финансовый баланс региона. Цель - определение масштабов финансовых ресурсов и источники финансирования. В него включаются как региональные бюджетные средства, так и внебюджетные (из бюджетов другого уровня, заемные средства и т.д.).
В доходной части - пять основных групп источников, различающихся механизмом образования5:
доходы, образующие местный бюджет (нормативы регулируются государством - федеральный уровень);
рентные платежи за используемые природные ресурсы;
поступления из вышестоящих
бюджетов, определяемые долей региона
в использовании средств, связанных
с реализацией функций
внебюджетные средства как результат вторичного распределения доходов предпринимателей и населения, образуемые на добровольной основе;
заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе.
Можно сделать и другую классификацию доходной части баланса: - собственные средства, заемные средства и средства из других бюджетов:
- платежи из прибыли предприятий и организаций, налоги с населения;
- долгосрочные и краткосрочные кредиты;