Методы регионального анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Иными словами, важной составляющей предмета исследований региональной экономики является изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ…………………………..
1.1 Роль потребительского рынка в экономике региона………………….
1.2. Факторы, оказывающие воздействие на региональный потребительский рынок……………………………………………………….
ГЛАВА II. МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА…………………….
2.1 Схема функционирования экономики региона………………………….
2.2 Направления анализа экономики региона……………………………….
2.3 Типологизация регионов………………………………………………….
2.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики……………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовик new2.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
   
 
 
     
     
     
 
 
 
     
     
     
     
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ…………………………..

 

7

1.1 Роль потребительского рынка в экономике региона………………….

7

1.2. Факторы,  оказывающие воздействие на региональный  потребительский рынок……………………………………………………….

 

12

ГЛАВА II. МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА…………………….

19

2.1 Схема функционирования  экономики региона………………………….

19

2.2 Направления анализа экономики региона……………………………….

26

2.3 Типологизация  регионов………………………………………………….

29

2.4 Анализ межрегиональных  связей и территориальной структуры  экономики……………………………………………………………………...

 

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

39

Список используемой литературы…………………………………………...

42


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Региональная  экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Иными словами, важной составляющей предмета исследований региональной экономики является изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.

Региональная экономика  изучает природно-ресурсный потенциал  России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.

Современный хозяйственный  комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая сейчас испытывает коренную перестройку в направлении социологизации. Но и при приоритетном развитии отраслей, производящих товары для населения, важнейшими звеньями отраслевой структуры останутся электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, отрасли агропромышленного комплекса, строительство и транспорт.

Таким образом, региональная экономика - это область научных  знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические  процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.

В своих исследованиях  региональная экономика использует комплекс научных методов, важнейшим  из которых является балансовый. Составление  отраслевых и региональных балансов позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т.е. обеспечивающими как потребность ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.

Специфическим методом  исследования в региональной экономике  является картографический метод. Карта в региональной экономике не только объект изучения, но и источник получения информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм, картодиаграмм наглядно воспринимаются и отлично запоминаются не только особенности размещения, но и статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов.

Системный анализ - это метод научного исследования, при котором комплексное изучение проблемы, структуры хозяйства и внутренних взаимосвязей дополняется изучением их взаимодействия и окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Системный анализ является всесторонним анализом, использующим принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности является эффективность, т. е. наибольшее удовлетворение потребностей населения.

Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых  явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью  и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.

Метод экономико-географического  исследования. Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).

Метод экономико-математического  моделирования (моделирование территориальных  пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

Метод таксонирования — процесс членения территории на сопоставимые или иерархические  соподчиненные таксоны. Таксоны  — равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные  ячейки.

Вариантный  метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования.

Методы социологических  исследований. Они включают: стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

Важное место  в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры.

Таким образом, изучение региональных социально-экономических  систем опирается на довольно широкий круг методов и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы.

В своей работе я хотела бы подробно остановится на методах регионального анализа.

Вначале попытаемся представить, как функционирует  экономика региона, как сочленяются  между собой основные части регионального экономического механизма.

Это важно для  выделения основных объектов и аспектов регионального анализа. Затем рассмотрю типы регионов, различные региональные типологии и некоторые простые методы анализа межрегиональных связей и территориальной структуры национальной экономики.

Объект исследования – региональный анализ.

Предмет исследования – методы регионального анализа.

Цель исследования, изучить методы регионального анализа.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть схему функционирования экономики региона.
  2. изучить направления анализа экономики региона.
  3. проанализировать типологизацию регионов.
  4. ознакомиться с анализом межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.

Реферат состоит  из введения, основной части (Глава I), заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

 

1.1 Роль потребительского рынка в экономике региона

Сущность регионального  потребительского рынка. Спрос и  предложение на потребительском рынке. Функции потребительского рынка в экономике региона. Теории и концепции регионального потребительского рынка. Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка. Взаимодействие товарного и денежного обращения в регионе. Региональные различия в структуре денежных доходов, денежных расходов и ценах на товары и услуги. Особенности развития региональных рынков потребительских товаров и услуг. Рынок продовольственных товаров. Рынок непродовольственных товаров. Рынок потребительских услуг.

Региональный  потребительский рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения.

Региональный  потребительский рынок – сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.

Региональный  потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений. Поэтому  основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка  – спрос, предложение, цена и конкуренция – должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства.

Спрос на региональном потребительском рынке проявляется в форме пространственно-распределенных потребностей населения региона, выраженных в денежной форме. Предложение проявляется в виде пространственно-рассредоточенной совокупности товаров и услуг, которые продавцы могут поставить на рынок при том или ином уровне цен. Цены на региональном потребительском рынке существенно различаются в пространстве, что обусловлено влиянием системы региональных факторов.

Региональный  потребительский рынок выполняет  ряд важных функций в экономике региона:

  • обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;
  • устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;
  • выполняет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;
  • определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;
  • осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения региона;
  • обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.

Региональный  потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг, которые взаимодействуют между собой и на основе взаимосвязанной системы сделок купли-продажи обеспечивают потребности населения и способствуют эффективному функционированию экономики региона.

В процессе изучения регионального потребительского рынка  сформировались различные теоретические  подходы и концепции, которые  по-разному трактуют сущность регионального  потребительского рынка, закономерности его функционирования, факторы, определяющие его развитие, и т.д.

Так, теория поведения потребителей главное внимание уделяет формированию спроса под влиянием социальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров. При этом акцентируются влияние региональных факторов и особенности поведения потребителей регионального рынка.

Информация о работе Методы регионального анализа