Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:22, курсовая работа
Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Иными словами, важной составляющей предмета исследований региональной экономики является изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ…………………………..
1.1 Роль потребительского рынка в экономике региона………………….
1.2. Факторы, оказывающие воздействие на региональный потребительский рынок……………………………………………………….
ГЛАВА II. МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА…………………….
2.1 Схема функционирования экономики региона………………………….
2.2 Направления анализа экономики региона……………………………….
2.3 Типологизация регионов………………………………………………….
2.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики……………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………...
Таблица 3.
Типология субъектов Российской Федерации по основополагающим проблемам регионального развития
Типы |
Число регионов |
I. Основополагающие проблемы – экономические |
|
1. Традиционно-отсталые |
|
а) расположенные в неблагоприятных природно-климатических условиях |
10 |
б) расположенные в благоприятных природно-климатических условиях |
5 |
2. Депрессивные |
|
а) дореформенные |
7 |
б) новые |
4 |
3. Традиционно-развитые |
|
а) не адаптировавшиеся к новым экономическим условиям |
8 |
б) более адаптировавшиеся к новым экономическим условиям (к числу проблемных регионов не относятся) |
42 |
4. Программно-развивающиеся (ресурсные) |
|
а) существующие |
7 |
б) перспективные |
2 |
II. Основополагающие проблемы – геополитические |
|
Приграничные |
|
а) стратегические |
7 |
б) новые |
2 |
III. Основополагающие проблемы – этнические |
|
Конфликтные |
|
а) межнациональных отношений |
3 |
б) национальных диаспор |
3 |
IV. Основополагающие проблемы – экологические |
|
а) катастроф |
3 |
б) техногенных последствий |
8 |
в) особо охраняемые территории |
11 |
Региональные типологии, разрабатываемые в Совете по изучению производительных сил, ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.
2.4. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики
Функционирование национальной и мировой экономики в значительной мере осуществляется благодаря связям экономических субъектов, находящихся в различных регионах. Основными формами межрегиональных связей, как уже неоднократно упоминалось, являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые потоки, информационный обмен12.
Формами межрегиональных связей являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые потоки, информационный обмен. Их оценка осуществляется путем выделение внутрирегионального потребления, межрегионального вывоза и ввоза, экспорта и импорта. По каждой из вышеназванных форм внутрирегиональных связей проводятся подобные расчеты.
Степень интеграции региона в систему внешних связей можно оценить следующим образом. Обозначим v вывоз продукции, w - ввоз продукции, q - объем производства. Тогда коэффициент вывоза или коэффициент товарности регионального производства будет иметь следующий вид13:
Коэффициент ввоза (доля ввоза к общему потреблению продукции в регионе):
Коэффициент товарообмена:
Значения первых двух коэффициентов находятся в диапазоне от 0 до 1, значения последнего коэффициента могут быть больше 1.
Анализ отраслевой структуры экономики региона проводится на основе показателей выпуска, валовой добавленной стоимости и занятости.
Отраслевая структура экономики региона определяется как доля каждой отрасли региона в общем объеме выпуска.
Территориальная структура экономики региона определяется как доля каждого региона в общеотраслевом объеме производства.
Для характеристики
роли отраслей региона в национальной
экономике применяются
Коэффициент локализации производства отрасли в регионе определяется по формуле
где qir - объем выпуска i-ой отрасли в регионе r.
qi - общий объем выпуска i-ой отрасли в стране.
Qr - объем валового выпуска в регионе r.
Q - объем валового выпуска в стране.
Чем больше концентрация (или локализация) данной отрасли в регионе, тем больше значение коэффициента. Если Kir > 1, то локализация отрасли в регионе превышает среднюю долю этой отрасли в валовом выпуске страны.
Коэффициент специализации аналогичен по содержанию, но основан на другом методе расчетов14:
где Cir - коэффициент специализации i - ой отрасли в регионе r;
αir - доля региона r в объеме выпуска i отрасли;
αr - доля региона r в объеме валового выпуска в стране.
Кроме коэффициентов локализации (специализации), для выделения наиболее развитых отраслей в регионе можно использовать коэффициенты среднедушевого производства.
Анализ территориальной структуры экономики позволяет оценить, как осуществляется распределение по территории населения, национального богатства, производства, потребления, доходов и т.п. Пример такой оценки приведен в таблице 4, где демонстрируется распределение по территории страны населения и объема производимой промышленной продукции в разрезе экономических районов.
Таблица 4.
Территориальная
структура населения и
Экономически районы |
Среднегодовая численность населения |
Объем промышленной продукции |
Северный |
3,95 |
5,44 |
Северо-западный |
5,44 |
4,36 |
Центральный |
20,17 |
17,18 |
Волго-Вятский |
5,7 |
5,01 |
Центрально-Черноземный |
5,34 |
4,76 |
Поволжский |
1,47 |
12,2 |
Северо-кавказский |
12,02 |
4,41 |
Уральский |
13,86 |
17,63 |
Западно-Сибирский |
10,25 |
16,59 |
Восточно-сибирский |
6,17 |
6,92 |
Дальневосточный |
5,01 |
5,15 |
Калининградская область |
0,64 |
0,34 |
Российская федерация |
100 |
100 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для научного обоснования
радикальных экономических
Прежде всего должны меняться подходы к формированию целей исследования в новых условиях социально-экономического развития. Вместо нацеленности управления на обеспечение дополнительного экономического эффекта за счет оптимальной территориальной организации хозяйства в современных условиях на первое место выдвигается создание благоприятных условий для жизни и социального благополучия населения регионов. Это означает, что подход к населению как, например, лишь к источнику трудовых ресурсов и соответственно как к одному из факторов размещения производства должен быть переосмыслен: удовлетворение потребностей населения должно быть выдвинуто в качестве цели развития экономики региона, что естественно потребует новых направлений исследований в региональном управлении.
Поскольку уровень и качество жизни населения региона определяются не только экономической сферой, но и степенью экологической безопасности, возможностями развития национальных структур, свободой выбора между новыми видами деятельности и сохранением традиционного образа жизни и рядом других обстоятельств, меняются условия управления, критерии рационализации и эффективности управленческого труда, а, следовательно, повышается роль новых направлений в исследовании регионального управления.
Таким образом, наиболее важные направления эволюции методологии региональных исследований — расширение изучаемых факторов, более полный учет местных особенностей, интересов и потребностей населения, а также многокритериальный подход к оценке эффективности регионального управления.
Совершенно
новым для регионального
В серьезном обогащении нуждается комплекс самих методов региональных исследований, возрастает значение программно-целевого метода. Целевые программы стали уже одним из центральных способов управления региональным развитием.
Существенно расширяется применение балансового метода в связи с необходимостью использования финансовых балансов, развитием балансов занятости населения, повышением требований к территориальным балансам произведенной и потребленной продукции.
При прогнозировании
процессов регионального
В сегодняшних условиях при проведении исследования возникла необходимость более полного учета разнообразных местных условий и интересов населения, межрегиональных связей, а повышающиеся требования к достоверности и объективности информации вызывают особую необходимость в проведении различного рода специальных обследований, опросов населения и проведения экспертиз — маркетинговых исследований.
Предмет маркетинговых
исследований — процесс социально-
Любая из этих социально-экономических
проблем может изучаться
Список использованных источников