Модель рынка и его классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах происхождения «человека разумного». Очевидно лишь то, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.
Глубинным двигателем всей истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие рынка
1.1 Функции рынка и его роль
2. Условия существования рынка
3. Структура рынка
4. Модель рынка и его классификация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

рынок микроэкономика.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие рынка

1.1 Функции рынка и его роль

2. Условия  существования рынка

3. Структура рынка

4. Модель рынка и его классификация

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История происхождения  человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о  времени и причинах происхождения  «человека разумного». Очевидно лишь то, что человек прошел в своем  биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

Глубинным двигателем всей истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться  лишь благодаря непрерывному возобновлению  и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент  всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

Любое общество сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Решение этих проблем связано с тем, что материальные потребности общества безграничны, а с другой стороны, экономические ресурсы, т.е. средства для производства продуктов, ограничены. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

Экономическая теория – это наука, которая изучает  деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Одной из базовых категорий  экономической теории является рынок. Рынок – это многофункциональное  понятие, он многогранен, многолик. Рынок тесно связан с такими категориями экономической теории как производство, распределение, обмен и потребление. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности оно имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом, что и послужило основанием для утверждения, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок.

Целью данной работы является изучение рынка как основной категории экономической теории.

В связи с поставленной целью были определены следующие  задачи:

  1. Выявить основные подходы в определении понятия «рынок»;
  2. Выявить роль и условия существования рынка;
  3. Определить основные функции, которые выполняет рынок;
  4. Определить структуру рынка и ее связь с эволюцией рынка;
  5. Установить модель рынка.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ РЫНКА

В самом общем виде рынок —  это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием  товарного производства, вовлекая в  обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом  труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения  людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой  осуществляется связь между агентами общественного производства в форме  купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов  и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка  действуют одновременно и как  покупатели, и как продавцы. Все  хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют  на рынке, образуя взаимосвязанный  «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и  деньги. В качестве товаров выступает  не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег  — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок как самостоятельное образование  включает три основных элемента: рынок  товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три  рынка органически взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит  от развития всех его составляющих.

Важнейшим условием возникновения  рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда  достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного  вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация  — форма общественного разделения труда как между различными отраслями  и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных  стадиях производственного процесса. В промышленности различают три  основные формы специализации:

  1. предметную (например, автомобильные, тракторные заводы),
  2. подетальную (например, завод шарикоподшипников),
  3. технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного  профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной  и технологической специализации  ведут к расширению производственных связей — кооперированию. Специализация  производства в ряде индустриально  развитых стран в основном пошла  по пути расширения подетальной и  технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку  усложняется и углубляется сам  процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных  профессий. Подавляющее большинство  из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам  и приемам труда. Специализация  достигла ныне такой степени, что  окружающие нас предметы уже, как  правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда  определяет сегодня характер взаимоотношений  людей в обществе.

Важной причиной возникновения  рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они  могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений  производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель  решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где  продавать. Адекватным правовым режимом  состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого  труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности  развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность  и рыночные отношения достигли при  капитализме. Объекты частной собственности  многообразны. Они создаются и  приумножаются за счет предпринимательской  деятельности, доходов от ведения  собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные  учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные  общества, государственные и смешанные  предприятия.

Кроме того, причина становления  рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ФУНКЦИИ РЫНКА И ЕГО РОЛЬ

Функции рынка можно правильно  понять, если рассмотреть его в  рамках более широкой системы. Такой  системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно постоянных подсистем: товарного производства и рынка.

Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы  – товарное производство оказывает  прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

  1. в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;
  2. одновременно с изготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;
  3. в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость рыночного обмена продуктами.

В свою очередь, рынок оказывает  во многом определяющее обратное влияние  на процесс создания товаров. Обратные экономические связи составляют особые функции рынка.

К важнейшим функциям рынка относят:

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что  производить? для кого производить? как производить?

На рынке действует регулирующая "невидимая рука", о которой  писал А. Смит: "Предприниматель  имеет в виду лишь свой собственный  интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".

Современный рынок регулируется не только "невидимой рукой", но и государством.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства - Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Информация о работе Модель рынка и его классификация