Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:49, контрольная работа
История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах происхождения «человека разумного». Очевидно лишь то, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.
Глубинным двигателем всей истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие рынка
1.1 Функции рынка и его роль
2. Условия существования рынка
3. Структура рынка
4. Модель рынка и его классификация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие рынка
1.1 Функции рынка и его роль
2. Условия существования рынка
3. Структура рынка
4. Модель рынка и его классификация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах происхождения «человека разумного». Очевидно лишь то, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.
Глубинным двигателем всей истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.
Любое общество сталкивается
с тремя основными и
Экономическая теория – это наука, которая изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.
Одной из базовых категорий
экономической теории является рынок.
Рынок – это
Целью данной работы является изучение рынка как основной категории экономической теории.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
В самом общем виде рынок —
это система экономических
Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы
и покупатели. В качестве продавцов
и покупателей выступают
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок как самостоятельное
Важнейшим условием возникновения
рынка является общественное разделение
труда. Посредством разделения труда
достигается обмен
Не менее важным условием возникновения
рынка является специализация. Специализация
— форма общественного
Улучшение, совершенствование
Схема специализации, т.е. набор специальностей,
становится все более сложной, поскольку
усложняется и углубляется сам
процесс труда. В старину человечество
владело несколькими
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Причиной формирования рынка является
и экономическая обособленность
товаропроизводителей, чтобы они
могли свободно распоряжаться результатами
своего труда. Благами обмениваются
полностью независимые, автономные
в принятии хозяйственных решений
производители. Экономическая обособленность
означает, что только сам производитель
решает, какую продукцию выпускать,
как ее производить, кому и где
продавать. Адекватным правовым режимом
состоянию экономической
В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно постоянных подсистем: товарного производства и рынка.
Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы – товарное производство оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи составляют особые функции рынка.
К важнейшим функциям рынка относят:
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
На рынке действует
Современный рынок регулируется не только "невидимой рукой", но и государством.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства - Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.