Модель рынка и его классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах происхождения «человека разумного». Очевидно лишь то, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.
Глубинным двигателем всей истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие рынка
1.1 Функции рынка и его роль
2. Условия существования рынка
3. Структура рынка
4. Модель рынка и его классификация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

рынок микроэкономика.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

 В составе нелегального рынка можно выделить «черный» рынок и «теневой» рынок.

«теневой» рынок связан с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при  отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате налогов, рыночных сборов и т.п.). Нередко такая торговля связана со спекуляцией – перепродажей дефицитных товаров по завышенным ценам.

«черный» рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которыми запрещено торговать законом. Так, согласно УК РФ, уголовно наказуемыми  признаны, в частности, сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и  взрывчатых устройств (статья 222); сбыт наркотических и психотропных средств (статья 228), незаконная торговля печатными  изданиями, кино- и видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера (статья 242).

По уровню насыщения:

равновесный рынок, где  объемы спроса и предложения примерно равны;

дефицитный рынок  – рынок с преобладанием спроса над предложением;

избыточный рынок – характеризуется превышением предложения над спросом.

По степени зрелости:

  1. неразвитый рынок,
  2. развитый рынок,
  3. формирующийся рынок.

По отраслям:

  1. автомобильный рынок,
  2. компьютерный рынок и т.д.

С учетом ассортимента товаров:

  1. замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
  2. насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
  3. рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  4. смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

Рыночная система  – довольно сложное образование. Существует несколько уровней разграничения  ее структурных элементов. Например, при более детальной классификации  рыночных структур по объектам рыночных отношений выделяют следующие рынки (рис. 6):

  1. товарный рынок, включающий в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации);
  2. финансовый рынок, куда входит рынок капиталов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок;
  3. рынок труда

 


 


 










 

Рис. 6 Структура рынка по экономическому назначению рыночных объектов

 

Потребительский рынок  включает: рынок продовольственных  и непродовольственных товаров; рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и  образования; рынок жилья; рынок  зданий, сооружений непроизводственного назначения.

Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, энергии и  других видов продукции производственного  назначения; рынка полезных ископаемых. Одним из эффективных средств  становления рынка средств производства является товарная биржа.

В условиях все большего вовлечения в производственный процесс  научно-технических достижений, растущей интернационализации производства неизмеримо возрастает значение рынка  информации и научно-технических  разработок. Его составляющие: рынок  инноваций, изобретений; рынок интеллектуального  продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и т.д.). Рынок научно-технических разработок представляет собой взаимодействий малых фирм, инновационных банков, лизинговых контор, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений. Необходимость более полного изучения и ускоренной обработки, накапливающихся с каждым годом объемов научно-технической информации привела к созданию национальных и международных специализированных информационных банков.

Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу  инвестиций (вложений капитала в производственные факторы или в непроизводственную сферу), которые обусловливают общий  рост экономики. Инвестиционный рынок оказывает активное воздействие на другие рынки, прежде всего на потребительский.

Кредитный рынок. Если предприятию для приобретения необходимых  ресурсов не хватает собственных  денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где  могут предлагаться различные платежные  средства (деньги, ценные бумаги). Предоставление кредита осуществляется за определенную плату и на определенный срок.

Система отношений, связанных  с куплей-продажей иностранных валют  и платежных документов в иностранных  валютах, всех видов денежных знаков по свободным рыночным ценам, выражается понятием валютно-денежный рынок. Посредством  конвертируемых валют производятся международные денежные расчеты, связанные  с внешней торговлей, движением  капиталов, туризмом и др.

Рынок труда – общественно-экономическая  форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, то есть продается и  покупается в соответствии с законами рыночной экономики.

Существует  еще много других классификаций  рынков. Однако деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот  же рынок может отражать разные признаки. Так, местный рынок может быть одновременно и оптовым, и розничным, а рынок несовершенной конкуренции – государственным или частным. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок – это сложная  и многоплановая категория, понятие которой менялось с развитием общественного производства и обращения. Все существующие на сегодняшний день определения рынка верны, так как характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.

Рынок может существовать только при определенных условиях, к которым относятся: общественное разделение труда и специализация; отношения обмена результатами труда; свободный обмен ресурсами; экономическая обособленность субъектов рынка, которую, в свою очередь, можно осуществить лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить.

Сущность рынка  находит свое отражение в его  экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории. К основным функциям рынка относят ценообразующую, регулирующую, информационную, санирующую, посредническую функцию и функцию установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда.

Рынок имеет сложную, разветвленную структуру, которая  охватывает своим влиянием все сферы  экономики. Деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот же рынок может отражать разные признаки. Структура рынка постоянно меняется, что связано с развитием общественного производства и обращения.

Современная экономическая  система России представляет собой  переход от административно-командной  системы к рыночной системе. Рынок  существовал даже при административно-командной системе хозяйствования, однако он сильно деформирован. Чтобы устранить деформацию рынка, необходимо создать определенные условия для перехода к рыночному хозяйству в России и для последующего его развития.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Булатов А. С. Экономика: Учебник  – М.: БЕК, 1997. – 816 с.
  2. Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.
  3. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2005. – 592 с.
  4. Добрынин А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – М.: СПБ ГУЭФ, 2000. – 544 с.
  5. Иванковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2001.- 416 с.
  6. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) – М.: ВЛАДОС, 1994. – 384 с.
  7. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т.2 – М.: Прогресс, 1984. - 478 с.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 520 с.
  9. Плотницкий М.И. Микроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, М.К. Редько. – М.: Новое знание, 2002. – 427 с.
  10. Райсберг Б.А. Курс экономики: Учебник – М.: ИНФРА, 1999. – 716 с.
  11. Романов А.Н. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И. П. Николаева, В.В. Клочков и др. – М.: Финстатинформ, 1997. – 399 с.
  12. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: НОРМА, 2003. – 456 с.
  13. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т.1. - М.: Пегас, 1994. - 334 с.
  14. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2007. – 848 с.

 


Информация о работе Модель рынка и его классификация