Модель рынка и его классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах происхождения «человека разумного». Очевидно лишь то, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.
Глубинным двигателем всей истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие рынка
1.1 Функции рынка и его роль
2. Условия существования рынка
3. Структура рынка
4. Модель рынка и его классификация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

рынок микроэкономика.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов  рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно..."

Экономический интерес продавцов  состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций  логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству  с помощью обратных "первичных"  связей: что, в каком объеме  и какой структуре следует  производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение,  обеспечивать сбалансированность  экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей  в соответствии с

эффективностью их работы и нацеленностью  на покрытие рыночного спроса.

4. "Санитарная" роль рынка  сводится к вымыванию неконкурентоспособных  предприятий и свертыванию устаревших  производств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное  социально-философское понятие. Оно  вовсе не ограничивается экономической  сферой. Как результат естественно-исторического  развития человеческого общества рынок  включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические  особенности развития народов, вобравших  в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, связан, возможно, с тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

 

 

 

 

2. УСЛОВИЯ  СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА

 

Рынок может существовать только при определенных условиях. Важнейшим условием возникновения и существования рынка являются разделение труда и специализация.

Общественное разделение труда – это один из объективных  экономических законов, сопровождающих эволюцию производительной деятельности людей. Причиной разделения труда и специализации является ограниченность, редкость экономических ресурсов и неограниченное потребление человека в разнообразных благах. Экономические ресурсы и производственные возможности людей ограничены относительно и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ. Разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами.

Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной  деятельности. Это и означает специализацию  в производстве тех или иных благ и услуг.

Специализация функций  позволяет каждому лицу и каждой области с наибольшей выгодой использовать любые специфические различия в квалификации и ресурсах. Специализация иногда выгодна даже при отсутствии естественных или приобретенных различий в квалификации; часто только с ее помощью можно наладить крупное производство, которое дает возможность добиться экономии, связанной с большим масштабом ведения дела. Чтобы наглядно показать, как специализация вызывает повышение производительности, Смит привел свой классический пример с производством булавок: «...десять человек вырабатывали свыше 48000 булавок в день. Но если бы они работали в одиночку и независимо друг от друга и если бы они не были бы приучены к этой специальной работе, то ни один из них не смог бы сработать двадцати булавки...».

Отношения обмена результатами труда выступают еще одним  объективным и важным условием существования рынка. Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки труда других людей, в которых он нуждается. Таким образом, каждый человек живет обменом или становится в известной мере торговцем.

Именно таким путем  люди получают максимум потребительских  благ в условиях ограниченности ресурсов и разделении труда. Желаемого они  достигают не потому, что благожелательно  относятся друг к другу, а потому, что каждый человек блюдет свои индивидуальные интересы. Так, Смит писал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они не руководствовались в своей деятельности».

Условием существования  рынка является свободный обмен  ресурсами. Общественное разделение труда, специализация и обмен могут  существовать и в иерархических  системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с  кем обмениваться произведенной  продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут  подсказывать хозяйственным агентам  наиболее эффективные направления их деятельности.

Условием существования  рынка является экономическая обособленность, или хозяйственная автономия  субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного  разделению труда и специализации, полностью независимые, самостоятельные  в принятии хозяйственных решений  производители. Хозяйственная автономия  означает, что только сам производитель  решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную  продукцию.

Экономическая обособленность субъектов хозяйственной координации, которую можно осуществить лишь тогда, когда все они полностью  независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находились не у государства, а у производителей. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализоваться и передаваться (М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева, 2007, С.84).

 

 

 

3. СТРУКТУРА РЫНКА

 

Структура рынка –  это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка, их удельный вес в общем  объеме рынка.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

В современном мире система рынков существует во всех высокоорганизованных обществах. Система рынков – это совокупность множества рынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась окончательно во второй половине ХХ века под воздействием ряда факторов:

В условиях индустриального  и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в результате:

масштабного преобразования натурального производства в товарное;

распространение отношений  купли-продажи на рабочую силу основной части трудящихся;

быстрого развития системы платных услуг, а также  оплачиваемых духовных благ;

превращение конечных результатов научных исследований в товарный продукт;

Современное производство создает в массовых количествах  огромный спектр полезных благ, удовлетворяющих  потребности всесторонне развитого  человека. Реализация таких потребностей не может происходить на каком-то одном рынке;

Углубившееся в  ХХ веке общественное разделение труда  вышло за пределы производства и  распространилось на рыночную сферу. В  ней возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителя  самых разнообразных товаров  и услуг.

В ХХ веке активно развивались  акционерные общества и кредитные  отношения. Поэтому объектом массовой купли-продажи стали акции, облигации, другие долговые обязательства на специализированном рынке ценных бумаг.

С образованием такого широко и глубоко развитого рыночного  пространства резко выросла его  экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всем комплексом необходимых  субъективных, материальных и финансовых условий развития. Теперь уже все  крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров  на основе системы прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи  реальной купле-продажей, свободный  выбор партнеров по хозяйственным  связям. Инструментом такого рынка  выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т.д.

 

 4. МОДЕЛЬ РЫНКА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Рынок нельзя представлять как некий монолит. В реальности он имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного вида.

По структуре рынки  можно подразделить по следующим  критериям:

По экономическому назначению объектов рыночных отношений: товарный рынок; рынок труда; финансовый рынок.

 


















 


 

 




 


 

Рис. 4 Структура рынка

 

По видам субъектов рыночных отношений  рынки могут подразделяться на:

  1. рынок покупателей. На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;
  2. рынок продавцов. Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется мало внимания. Конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден;
  3. рынок государственных учреждений. Включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;
  4. рынок промежуточных продавцов – посредников. Выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Рынки можно классифицировать по товарным группам: рынки товаров производственного назначения; товаров народного потребления; продовольственных товаров; рынки сырья и материалов и т.д.

Так, на рынке сельскохозяйственного  сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в  продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских  товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

По способу продажи:

Рынок непосредственной продажи – это рынок, в котором  продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги или иные платежные средства покупателю. Обычно такой вид продажи товаров  мы наблюдаем в магазинах, ларьках, на продовольственных и вещевых  рынках.

Рынок безналичного расчета. Имеет место тогда, когда покупка  оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению.

Бартерный рынок (товарообменная продажа). Продажа, при которой продавцы продают свой товар в обмен на другие товары.

Это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение  капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень.

По механизму функционирования различают следующие типы рынков:

свободный рынок – регулируется на основе действия закона стоимости, свободной конкуренции товаропроизводителей;

монополизированный  – условия производства и обращения  определяется группой монополий, между  которыми сохраняется монополизированная конкуренция;

государственно-регулированный – ведущая роль в организации  хозяйственной жизни принадлежит  государству, использующему экономические  методы воздействия.

По характеру продаж различают:

рынки оптовой торговли – это купля-продажа товара в больших количествах, крупными партиями продавцам непосредственно у производителей или на торговых базах, через биржи, на ярмарках;

рынки розничной торговли – представляет собой куплю-продажу единичных товаров в небольшом количестве по розничным ценам;

рынки государственных  закупок сельхозпродукции, когда  покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т.д.

С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся  на: легальные (официальные) и нелегальные («теневые», «черные» и т.д.).

Информация о работе Модель рынка и его классификация