Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:18, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрена монопольная власть как особое экономическое явление, характеризующее состояние рынка в условиях несовершенной конкуренции. Проблемы монополизации хозяйственной жизни и несовершенства конкуренции на рынке для большинства стран остаются актуальными на протяжении многих лет и привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения.
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой
работе будет рассмотрена
монопольная власть как особое
экономическое явление,
С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь, так как в условиях перехода к рыночной экономике стало необходимым развитие в стране конкурентной среды, которая формирует успех экономических преобразований и реформ, направленных на улучшение благосостояния общества.
Поэтому цель данной
работы – исследовать
Для достижения поставленных целей в первой главе охарактеризуем сущность монопольной власти, её основные черты, показатели, а также наиболее распространённые барьеры, формирующие монополистическую структуру экономики; затем во второй главе рассмотрим основные источники и факторы формирования монополистической власти, а также характер взаимодействий между конкурирующими фирмами; далее в третьей главе рассмотрим основные функции и последствия деятельности монополистических организаций для общества; и наконец, в четвёртой заключительной главе проанализируем особенности становления и функционирования экономики Республики Беларусь в условиях несовершенной конкуренции, а также уделим внимание основным аспектам антимонопольной политики Республики Беларусь.
В этой работе мной были использованы учебные пособия по микроэкономике и экономической теории как белорусских (А.В.Бондарь, В.А.Воробьёв, Г.Г.Санько и др.), так и зарубежных авторов (Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л., Фишер С., Гальперин В.М. и др.). Кроме того, для более полного исследования и изучения данной темы я использовала некоторые периодические издания, авторы которых уделяли больше внимания практическим особенностям функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции (Волконский В.А., Филиппович С. и др).
Научная и практическая значимость темы данного исследования существенна в связи с необходимостью обеспечения для Республики Беларусь на современном этапе стабильного социально-экономического развития, укрепления и активизации экономических связей с другими странами, которое весьма затруднено в условиях недостаточной конкурентной среды и несовершенства антимонопольного регулирования.
1. Сущность и показатели монопольной власти
1.1 Сущность монопольной власти
Монополия – это состояние рынка, при котором на нём действует один-единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшей степени, ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителей выбора. Именно ситуация альтернативного, взаимоисключающего выбора провоцирует состязание между производителями за потребителя, стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит один производитель. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия.
Таким образом, можно
выделить следующие основные
черты предприятия-монополиста
1) монополист является
2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей, поэтому покупатель вынужден или покупать этот товар у монополиста, или обходиться без него;
3) проникновение в отрасль
4) степень влияния монополиста
на рыночную цену очень
Иными словами, монополия
означает потерю
Очевидно, что сочетание
всех вышеназванных
Именно поэтому монополистическая
структура рынка
1) Эффект масштаба - имеет место, когда в некоторых отраслях (производство стали, алюминия, автомобилестроения и др.) существующая технология такова, что достигнуть минимальных издержек в долгосрочном периоде можно только при большом объёме производства как в абсолютном значении, так и относительно доли рынка. Мелкие фирмы, которые попытаются войти в такую отрасль, не смогут получать прибыль и удержаться в отрасли в связи с тем, что не имеют возможности реализовывать эффект масштаба и производить продукцию с меньшими или такими же издержками, как монополист.
2) Финансовые барьеры – означают то, что в некоторых отраслях для того, чтобы иметь эффективное производство, необходимы крупные капиталовложения. Для этих целей достаточно трудно отыскать финансовые средства, что и является барьером для вступления новых фирм в отрасль;
3) Патенты - в законодательстве многих стран, в том числе Беларуси, предоставляется правовая охрана изобретению в течение определённого времени, если оно новое, имеет изобретательный уровень и промышленно применимо. Изобретение новое, если неизвестно из уровня техники; имеет изобретательный уровень, если для специалиста явным образом не следует из уровня техники; промышленно применимо, если может быть изготовлено и использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях народного хозяйства. Например, в США изобретателю предоставляется право контролировать рынок продукта в течение 17 лет, в Беларуси – 20.
Также крупная фирма
имеет возможность
4) Лицензии. Государство может создавать барьеры для вхождения фирм в отрасль путём выдачи лицензий (разрешений) на занятие определёнными видами деятельности. Таким образом, ограничение вследствие этого предложения товаров приводит к монополизации этой отрасли. Например, производство медицинских препаратов.
5) Частная собственность на
6) Нелегальные методы борьбы
с конкурентами (нечестная конкуренция).
Истории известны случаи, когда
против соперников применялись
такие методы борьбы, как лишение
сырья, сбыта, кредита,
В зависимости от характера барьеров выделяются следующие виды монополий [2, c.111-112]:
1) Естественная монополия - имеется
в случае, если масштаб производства
настолько велик, что в
2) Закрытая монополия - возникает
в том случае, когда государство
создаёт юридические барьеры
(с помощью лицензий и
3) Открытая монополия - существует в том случае, если фирма выходит на рынок с совершенно новым видом продукции или услуги и в течение некоторого времени будет единственным продавцом. При этом у фирмы нет специальной защиты от конкуренции.
Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к двум видам монополий. Если рассматривать достаточно продолжительный период, то многие монополии становятся открытыми, так как возникают возможности замены уникальных природных ресурсов искусственными, истекают сроки действия патентов и лицензий, достижения науки и техники становятся доступными другим фирмам [3, c.370].
Таким образом, монопольную
власть можно определить как
возможность производителя
1.2 Показатели монопольной власти
Активизация государственного
регулирования рынка, усиление
контроля за процессами концент
В 1934 г. А.П. Лернер
предложил способ
,
где Р – монопольная цена, МС – предельные издержки, Е - эластичность спроса на продукцию.
Численное значение
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчёта реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае формула может быть записана следующем образом:
,
где Р – монопольная цена, АС – средние издержки.
Если умножить числитель и знаменатель на Q, то в числители будет прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовый) доход и формула приобретёт следующий вид:
.
Тем самым показатель
Лернера рассматривает
Но следует отметить,
что степень монополизации