Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:18, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрена монопольная власть как особое экономическое явление, характеризующее состояние рынка в условиях несовершенной конкуренции. Проблемы монополизации хозяйственной жизни и несовершенства конкуренции на рынке для большинства стран остаются актуальными на протяжении многих лет и привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения.
Органы государственной
статистики зарубежных стран
постоянно контролируют
К концу 60-х гг. 20 века
в мировой практике сложилась
система показателей
Хотя показатели CR дают представление о степени монополизации различных отраслей, они всё же не лишены некоторых недостатков. В частности, с их помощью степень концентрации определяется без учёта различий между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке, и теми, где 4 или несколько крупных фирм делят его более или менее поровну.
Для оценки степени
монополизации рынка или
ИХХ= Х12 + Х22+ Х32+…+ Хn2,
где ИХХ – индекс Херфиндаля-Хиршмана;
Х1 – удельный вес самой крупной фирмы;
Х2 – удельный вес следующей по величине фирмы;
Хn – удельный вес наименьшей фирмы.
Министерство юстиции США использует эти индексы для оценки потенциальных возможностей фирм в реализации ими монопольной власти. В частности, в 1984 г. было издано руководство по применению законодательства о слиянии предприятий на рынках. В нём констатируется, что допускается любое слияние предприятий, для которых ИХХ составляет менее 1000. Такой рынок рассматривается как относительно неконцентрированный. Рынок с ИХХ=1800 и более считается высококонцентрированным. При ИХХ<1800, но более 1000 требуются дополнительные исследования, а при ИХХ>1800 вероятен запрет на слияние фирм.
При этом считается,
что нормальная концентрация (неконцентрированный
рынок) достигается при
CR3<45; ИХХ=1000,
где CR3 – доля 3 крупнейших хозяйствующих субъектов на товарном рынке или в отрасли (в %).
Средняя степень концентрации (умеренно концентрированный рынок) имеет место, если
45<CR3<70; 1000<ИХХ<1800.
Высокая степень концентрации и слабая конкурентная среда наблюдается тогда, когда
CR3>70%; ИХХ>2000
Согласно таблице 1, безопасный
с точки зрения монополизации
рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие
10 и более конкурентных фирм. Причём
доля крупнейших из них не
может превышать 31% общего объёма
продаж соответствующей
Таблица 1
Соотношение ИХХ и долей фиксированного числа фирм
ИХХ Минимальное число фирм на рынке Максимально возможная доля (в %) крупнейших производителей при неограниченном числе фирм
одного двух трёх четырёх
500 20 22 31 39 44
1000 10 31 44 54 63
1800 6 42 60 72 85
3000 4 54 75 95 100
5000 2 70 100 100 100
Источник: [5, с.37]
Также существует прямая связь между долей рынка, контролируемой фирмой, и результатами её деятельности, т.е. прибылью, получаемой от продажи своей продукции. Это демонстрирует таблица 2.
Таблица 2
Соотношение доли рынка и прибыли, получаемой фирмой Доля рынка (в%) 7 7-14 14-22 22-36 36
Прибыль (в%) 9,6 12,0 13,8 17,9 30,2
Источник: [5, с.38]
Приведённые количественные
оценки степени концентрации
производства в отрасли
Следовательно, доминирующее
положение фирмы определяется
не одним, а совокупностью
В то же время кроме
доминирующего масштаба
2. Источники монопольной власти
Почему некоторые фирмы
обладают большой монопольной
властью, а другие
Решающим фактором, определяющим
степень монопольной власти, является,
следовательно, эластичность
Итак, существует три
основных фактора, которые
1) Первый заключается в
Рассмотрим подробнее каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
1) Эластичность рыночного спроса.
Если на рынке действует
2) Число фирм, действующих на рынке является вторым определяющим фактором кривой спроса на товар, производимый данной фирмой, и, следовательно, ее монопольной власти. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих значительную долю на рынке). Например, если на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, это означает, что эти две крупные фирмы имеют большую монопольную власть. Положение, когда только небольшое количество фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой страх американского бизнесмена - страх перед конкуренцией. Очевидно, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы, так как в этом случае рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли.
3) Взаимодействие между
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой, и даже вступить в сговор (в нарушение антитрестовского и антимонопольного законодательства) и договориться об ограничении объёма производства и повышении цен. Согласованное повышение цен принесёт больше прибыли фирме, чем несогласованное, и, таким образом, сговор может привести к установлению значительной монопольной власти.
Существуют следующие
основные формы
1) Картель — это объединение
нескольких предприятий одной
сферы производства, участники которого
сохраняют собственность на
2) Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.
3) Корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход. Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
Более сложные формы
монополистических
4) Трест — это объединение
ряда предприятий одной или
нескольких отраслей
5) Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
6) Многоотраслевой концерн —
это объединение десятков и
даже сотен предприятий
7) В 60-х годах в США и
некоторых других странах
Таким образом, источниками
и факторами монопольной