Монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрена монопольная власть как особое экономическое явление, характеризующее состояние рынка в условиях несовершенной конкуренции. Проблемы монополизации хозяйственной жизни и несовершенства конкуренции на рынке для большинства стран остаются актуальными на протяжении многих лет и привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

  4. Особенности проявления монопольной власти в Республике Беларусь

 

    Истоки  монопольной  власти в Республике Беларусь  лежат в структуре хозяйствования  СССР, где конкуренция считалась  ненужным дублированием, а централизация  и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба. Поэтому прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей монопольной власти, необходимо обратиться к особенностям советского монополизма, характерной чертой которого была деформация так называемой общественной собственности. То есть формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим - административный аппарат.

 

    При этом национализация  крупных и мелких промышленных  предприятий, а также развитие  крупных коллективных хозяйств  в аграрном секторе привели  к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

 

    Государственный сверхмонополизм  характеризовался тем, что в  центре принимались решения, связанные  с функционированием общественной  системы в целом. Государство  распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

 

    С помощью централизованного  планирования государство монополизировало  рынок, взяв на себя функции  определения потребительской стоимости  каждого товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения её объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции. Таким образом, централизованная система создала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятий (объединений) [10, c.105-106].

 

    Иными словами белорусский  народнохозяйственный комплекс  создавался искусственно. Он был  включён в систему союзного  разделения труда и специализировался  на автомобилестроении, приборостроении,  станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, на производстве мяса, молока и птицы. Во время существования СССР в Беларуси размещались крупные наукоёмкие сложные производства, в частности, 39% - производства точной оптики, 23% - продукции радиопромышленности, 100% - большегрузных автомобилей, 30% - электронно-вычислительной техники, 10-20% тракторов, мотоциклов, металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, подшипников. После распада СССР производственные мощности предприятий указанных подотраслей значительно превышали потребности внутреннего рынка и порождали монопольное положение этих предприятий не только на республиканском товарном рынке, но и на рынках стран СНГ           [5, c.166].

 

    Таким образом, Беларусь  выступала в качестве сборочно-перерабатывающего цеха единой общесоюзной фабрики, причём исключительно для потребления и переработки продукции в её пределах. В результате распад СССР и хозяйственных связей обнажил искусственность производственного потенциала республики, а также предназначенность его для работы  исключительно в интеграционной среде [5, c.165].

  Также следует отметить, что  основным критерием  отнесения  предприятия к числу  монополистов  в советский период (впрочем как   и в настоящее время) считается признак единственности производителя (продавца) той или иной продукции наряду с её долей на конкретном рынке товаров и услуг. Многие предприятия республики названы монополистами как единственные производители определённой продукции [5,c.168]. Например, в 1990 году в промышленности Беларуси более 40 % предприятий были единственными производителями продукции отрасли (Оршанский льнокомбинат,  Гомельским химический завод, Солигорский «Беларускалий»,  МТЗ,  ПО «Атлант» и др.)  [2, c.164].

 

    Однако  после распада СССР провозглашение перехода на рыночные отношения отнюдь не уничтожило монопольную структуру нашей экономики. Наоборот, первые шаги в сторону рыночной экономики обнажили ее порочность и сделали недостатки очевидными не только для хозяйствующих субъектов, но и для всего населения. Данные недостатки заключаются в том, что для большинства отраслей страны остался характерным высокий уровень монополизма.

 

     На  современном этапе  в Республике Беларусь государственный  монополизм проявляется прежде  всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм, по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния – отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку - тотальный и локальный, по функциональной роли - ведомственный, должностной и производственный.

 

     Уровень монополизации  белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок [см. табл. 3, приложение А]. При этом следует отметить, что наблюдается тенденция к уменьшению этого показателя, во многом благодаря проведению демонополизации и попыткам совершенствования конкурентных отношений в экономике.

 

       Однако говоря  об особенностях проявления монополизма  в Республике Беларусь, следует  отметить, что речь не идёт  о классических монополиях.                                              

 

     Во-первых, монополизм  многих предприятий не является  естественным - они занимают доминирующее  положение на рынке лишь вследствие  того, что в советские времена  были созданы как крупные предприятия,  а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

 

     Во-вторых, значительное  количество крупных предприятий  не показывают высокой эффективности  хозяйственной деятельности. Устаревшие  технологии, высокая степень износа  оборудования, отсутствие финансовых  средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия [5, c.180].

 

    В Беларуси выделяют  следующие уровни концентрации  производства (для оценки используются  коэффициент концентрации CR3 и индекс Херфиндаля-Хиршмана)[5, c.171]:

 

1) Нормальная  концентрация, или  неконцентрированный  рынок: 

 

    CR3<45%; ИХХ<1000

 

2) Средняя степень концентрации, или умеренно концентрированный  рынок:

 

    45%<CR3<70%; ИХХ<1000

 

3) Высокая степень концентрации, или слабая конкурентная среда:

 

    CR3>70%; ИХХ>1800

 

    В республике доминирует  высокий уровень концентрации  производства – CR3>70%.

 

    Согласно нормативным  документам антимонопольных органов  Беларуси, в экономике республики  выделяют следующие «рыночные модели»[5, c.171-172]:

 

1)   деконцентрированные отрасли  (розничная торговля) и рынки (строительных  материалов, товаров лёгкой промышленности, банковских и страховых услуг);

 

2)   олигополии, представленные  несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.);

 

3)   локальные монополии в  масштабах региональных товарных  рынков (например, монополизм предприятий,  перерабатывающих сельскохозяйственную  продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдельных населённых пунктах, естественных локальных монополий в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.).

 

    Необходимо  также отметить, что экономическая ситуация в  Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, некоторые государственные органы часто поддерживают монополистов. Им легче договориться с монопольными производителями (особенно если они имеют государственную форму собственности), чем с монопольными негосударственными предприятиями, действующими на более конкурентных основах. Их проще склонить к продаже части своей продукции «по социально низким ценам» в обмен на государственные дотации или же на разрешение  устанавливать монопольно высокие цены на товары, не относящиеся к социально необходимым.

 

    Повышение степени монополизации  экономики  позволяет государству  перераспределить доходы одних субъектов хозяйствования в пользу других с использованием так называемой ценовой дискриминации путём назначения разных цен на один и тот же товар разным покупателям. Кстати, ценовая дискриминация антимонопольным законодательством во многих развитых странах запрещена, а в Беларуси она поощряется.

 

    Кроме этого, местные  монополисты, как правило, заинтересованы  в завышении курса белорусского  рубля по отношению к твёрдым  валютам. И для достижения своих  целей они часто используют  методы экономического и социально-политического шантажа.

 

    Экономический шантаж  – это требование предоставить  те или иные преференции. В  противном случае руководители  предприятий не смогут платить  налоги в обычном размере. Например, в 1998 году светлогорское объединение «Химволокно», гродненское ПО «Азот», ПО «Беларуськалий» и ряд других были освобождены от обязательной продажи государству 40% валютной выручки по заниженному курсу. При этом умалчивалось, что в случае допуска на рынок конкурентов недобранные с этих хозяйствующих субъектов отчисления были бы получены с предприятий-конкурентов. В то же время предпринимательские структуры из-за таких платежей теряли до 30% своих доходов.

 

    Примером  социально-политического  шантажа можно считать угрозу  массовых увольнений в случае, если органами государственной власти не будут приняты к исполнению требования коллектива.

 

    Таким образом, крупнейшие  предприятия сейчас имеют достаточно  эффективные способы воздействия  на правительство для получения  дешёвых кредитов, налоговых льгот, ограничения доступа в страну иностранных конкурентов.

 

       Как результат,  высокая степень монополизации  экономики препятствует возможности  объективной оценки эффективности  хозяйствования предприятий и  страны в целом. В итоге отечественные товары становятся менее конкурентоспособными, а размер валютных поступлений ниже.

 

    Для регулирования деятельности  монопольных  организаций был  принят ряд мер, направленных  на демонополизацию экономики.  К слову, понятие «демонополизация»  в западной литературе почти не используются (применяется антимонопольное или антитрестовское регулирование). У нас оно вошло в оборот после 1990 г. И трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе [11, c.55].

 

    Демонополизация экономики  предполагает, что предприятия   могут свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность выбора поставщика продукции [10, c. 109].

 

    Становление антимонопольного  регулирования в  Беларуси  происходит в неопределенных, непредсказуемых  условиях, традиционно  не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе.

 

    Необходимость его обусловили:

 

1) высокий уровень концентрации  и слабая диверсификация производства;

 

2)   преобладание крупных чистых  монополий - единственных производителей;

 

3) формирование квазирыночных структур;

 

4) усиление  злоупотреблений доминирующим  положением  на рынке со стороны  отдельных хозяйствующих субъектов,  чему способствовали распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере, потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.

 

     В Республике Беларусь предприятие признаётся занимающим доминирующее положение на рынке определённого товара, если:

 

1) его доля продаж превышает  некоторую величину, установленную  уполномоченным республиканским  органом государственного управления (за исключением случаев государственной и естественной монополии);

 

2) если уполномоченным республиканским  органом государственного управления  на основе анализа доли хозяйствующего  субъекта на товарном рынке  и возможностей доступа на  этот рынок новых конкурентов  (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

 

     Начало  государственной  политики в области  антимонопольного  регулирования положено принятием  в декабре 1992 г. первого  в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 года. Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления.

 

     Антимонопольная политика  в Республике Беларусь направлена:

 

1) на формирование конкурентных  отношений в сфере производства  и обращения товаров и услуг  путем ограничения, пресечения  и предупреждения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов;

Информация о работе Монопольная власть