4. Особенности проявления монопольной
власти в Республике Беларусь
Истоки монопольной
власти в Республике Беларусь
лежат в структуре хозяйствования
СССР, где конкуренция считалась
ненужным дублированием, а централизация
и укрупнение производства обосновывались
положительным эффектом масштаба. Поэтому
прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей
монопольной власти, необходимо обратиться
к особенностям советского монополизма,
характерной чертой которого была деформация
так называемой общественной собственности.
То есть формальным собственником являлось
общество в целом, а фактическим - административный
аппарат.
При этом национализация
крупных и мелких промышленных
предприятий, а также развитие
крупных коллективных хозяйств
в аграрном секторе привели
к тому, что во всех сферах народного хозяйства
установилась государственная монополия.
В советский период она проявилась в виде
монополии административно-командной
системы, ее органов и штатного аппарата
на средства производства и результаты
труда производителя, организацию труда
и производства, управление им.
Государственный сверхмонополизм
характеризовался тем, что в
центре принимались решения, связанные
с функционированием общественной
системы в целом. Государство
распоряжалась ресурсами, внутренней
и внешней торговлей, определяло плановые
задания - «контрольные цифры», устанавливало
«государственные заказы», каждой хозяйственной
единице диктовало характер и объемы производства,
посредством лимитов и материально-технического
снабжения определяло адресаты, объемы
и источники ресурсов, направления и количество
реализуемой продукции.
С помощью централизованного
планирования государство монополизировало
рынок, взяв на себя функции
определения потребительской стоимости
каждого товара. Рынок подменялся
субъективным решением группы лиц. Такая
организация хозяйствования порождала
командно-бюрократические методы управления.
Монополия государственной собственности,
которая определяла и определяет характер
распоряжения её объектами, присвоения
созданного на госпредприятиях продукта
и монопольной прибыли, явилась главной
причиной отсутствия конкуренции. Таким
образом, централизованная система создала
идеальную среду для воспроизводства
монополизма собственности, монополизма
управления и технологического монополизма
предприятий (объединений) [10, c.105-106].
Иными словами белорусский
народнохозяйственный комплекс
создавался искусственно. Он был
включён в систему союзного
разделения труда и специализировался
на автомобилестроении, приборостроении,
станкостроении, тракторостроении,
химической и деревообрабатывающей промышленности,
на производстве мяса, молока и птицы.
Во время существования СССР в Беларуси
размещались крупные наукоёмкие сложные
производства, в частности, 39% - производства
точной оптики, 23% - продукции радиопромышленности,
100% - большегрузных автомобилей, 30% - электронно-вычислительной
техники, 10-20% тракторов, мотоциклов, металлообрабатывающих
станков, промышленных роботов, подшипников.
После распада СССР производственные
мощности предприятий указанных подотраслей
значительно превышали потребности внутреннего
рынка и порождали монопольное положение
этих предприятий не только на республиканском
товарном рынке, но и на рынках стран СНГ
[5, c.166].
Таким образом, Беларусь
выступала в качестве сборочно-перерабатывающего
цеха единой общесоюзной фабрики, причём
исключительно для потребления и переработки
продукции в её пределах. В результате
распад СССР и хозяйственных связей обнажил
искусственность производственного потенциала
республики, а также предназначенность
его для работы исключительно в интеграционной
среде [5, c.165].
Также следует отметить, что
основным критерием отнесения
предприятия к числу монополистов
в советский период (впрочем как
и в настоящее время) считается
признак единственности производителя
(продавца) той или иной продукции наряду
с её долей на конкретном рынке товаров
и услуг. Многие предприятия республики
названы монополистами как единственные
производители определённой продукции
[5,c.168]. Например, в 1990 году в промышленности
Беларуси более 40 % предприятий были единственными
производителями продукции отрасли (Оршанский
льнокомбинат, Гомельским химический
завод, Солигорский «Беларускалий»,
МТЗ, ПО «Атлант» и др.) [2, c.164].
Однако после распада
СССР провозглашение перехода на рыночные
отношения отнюдь не уничтожило монопольную
структуру нашей экономики. Наоборот,
первые шаги в сторону рыночной экономики
обнажили ее порочность и сделали недостатки
очевидными не только для хозяйствующих
субъектов, но и для всего населения. Данные
недостатки заключаются в том, что для
большинства отраслей страны остался
характерным высокий уровень монополизма.
На современном этапе
в Республике Беларусь государственный
монополизм проявляется прежде
всего в сфере управления, обуславливая
монополизм хозяйствующих субъектов как
в сфере производства, так и в сфере обращения.
В зависимости от критериев можно выделить:
по происхождению - естественный и искусственный
монополизм, по степени влияния - всеобщий,
абсолютный и т.н. олигополию, по сфере
влияния – отраслевой и межотраслевой,
по территориальному признаку - тотальный
и локальный, по функциональной роли -
ведомственный, должностной и производственный.
Уровень монополизации
белорусской экономики, определяемой
количеством предприятий, занимающих
доминирующее положение на рынке, довольно
высок [см. табл. 3, приложение А]. При этом
следует отметить, что наблюдается тенденция
к уменьшению этого показателя, во многом
благодаря проведению демонополизации
и попыткам совершенствования конкурентных
отношений в экономике.
Однако говоря
об особенностях проявления монополизма
в Республике Беларусь, следует
отметить, что речь не идёт
о классических монополиях.
Во-первых, монополизм
многих предприятий не является
естественным - они занимают доминирующее
положение на рынке лишь вследствие
того, что в советские времена
были созданы как крупные предприятия,
а в условиях рынка, вероятно,
не стали бы монополистами.
Во-вторых, значительное
количество крупных предприятий
не показывают высокой эффективности
хозяйственной деятельности. Устаревшие
технологии, высокая степень износа
оборудования, отсутствие финансовых
средств для дальнейшего развития
- всё это ставит под сомнение
способность данных предприятий сохранить
за собой доминирующее положение на рынке
без государственного содействия [5, c.180].
В Беларуси выделяют
следующие уровни концентрации
производства (для оценки используются
коэффициент концентрации CR3 и индекс
Херфиндаля-Хиршмана)[5, c.171]:
1) Нормальная концентрация, или
неконцентрированный рынок:
CR3<45%; ИХХ<1000
2) Средняя степень концентрации,
или умеренно концентрированный
рынок:
45%<CR3<70%; ИХХ<1000
3) Высокая степень концентрации,
или слабая конкурентная среда:
CR3>70%; ИХХ>1800
В республике доминирует
высокий уровень концентрации
производства – CR3>70%.
Согласно нормативным
документам антимонопольных органов
Беларуси, в экономике республики
выделяют следующие «рыночные модели»[5,
c.171-172]:
1) деконцентрированные отрасли
(розничная торговля) и рынки (строительных
материалов, товаров лёгкой промышленности,
банковских и страховых услуг);
2) олигополии, представленные
несколькими крупными предприятиями,
занимающими доминирующее положение в
производстве и реализации (например,
телевизоров, цемента, часов и др.);
3) локальные монополии в
масштабах региональных товарных
рынков (например, монополизм предприятий,
перерабатывающих сельскохозяйственную
продукцию, предприятий торговли и бытового
обслуживания в отдельных населённых
пунктах, естественных локальных монополий
в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения
и др.).
Необходимо также отметить,
что экономическая ситуация в
Беларуси характеризуется высокой
степенью влияния на рыночные процессы
государства, владеющего значительной
долей собственности в стране, и прежде
всего это касается крупных предприятий.
Кроме того, некоторые государственные
органы часто поддерживают монополистов.
Им легче договориться с монопольными
производителями (особенно если они имеют
государственную форму собственности),
чем с монопольными негосударственными
предприятиями, действующими на более
конкурентных основах. Их проще склонить
к продаже части своей продукции «по социально
низким ценам» в обмен на государственные
дотации или же на разрешение устанавливать
монопольно высокие цены на товары, не
относящиеся к социально необходимым.
Повышение степени монополизации
экономики позволяет государству
перераспределить доходы одних субъектов
хозяйствования в пользу других с использованием
так называемой ценовой дискриминации
путём назначения разных цен на один и
тот же товар разным покупателям. Кстати,
ценовая дискриминация антимонопольным
законодательством во многих развитых
странах запрещена, а в Беларуси она поощряется.
Кроме этого, местные
монополисты, как правило, заинтересованы
в завышении курса белорусского
рубля по отношению к твёрдым
валютам. И для достижения своих
целей они часто используют
методы экономического и социально-политического
шантажа.
Экономический шантаж
– это требование предоставить
те или иные преференции. В
противном случае руководители
предприятий не смогут платить
налоги в обычном размере. Например,
в 1998 году светлогорское объединение
«Химволокно», гродненское ПО «Азот»,
ПО «Беларуськалий» и ряд других были
освобождены от обязательной продажи
государству 40% валютной выручки по заниженному
курсу. При этом умалчивалось, что в случае
допуска на рынок конкурентов недобранные
с этих хозяйствующих субъектов отчисления
были бы получены с предприятий-конкурентов.
В то же время предпринимательские структуры
из-за таких платежей теряли до 30% своих
доходов.
Примером социально-политического
шантажа можно считать угрозу
массовых увольнений в случае, если
органами государственной власти не будут
приняты к исполнению требования коллектива.
Таким образом, крупнейшие
предприятия сейчас имеют достаточно
эффективные способы воздействия
на правительство для получения
дешёвых кредитов, налоговых льгот,
ограничения доступа в страну иностранных
конкурентов.
Как результат,
высокая степень монополизации
экономики препятствует возможности
объективной оценки эффективности
хозяйствования предприятий и
страны в целом. В итоге отечественные
товары становятся менее конкурентоспособными,
а размер валютных поступлений ниже.
Для регулирования деятельности
монопольных организаций был
принят ряд мер, направленных
на демонополизацию экономики.
К слову, понятие «демонополизация»
в западной литературе почти
не используются (применяется антимонопольное
или антитрестовское регулирование). У
нас оно вошло в оборот после 1990 г. И трактуется
как политика государства, направленная
против злоупотреблений доминирующим
положением субъектов на рынке, на создание
необходимых предпосылок для возникновения
и развития конкуренции. Эта политика
носит многоплановый характер и рассматривается
как путь к экономической свободе [11, c.55].
Демонополизация экономики
предполагает, что предприятия
могут свободно реализовывать свою
продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю,
а потребитель имеет возможность выбора
поставщика продукции [10, c. 109].
Становление антимонопольного
регулирования в Беларуси
происходит в неопределенных, непредсказуемых
условиях, традиционно не предусмотренных,
при отсутствии рыночной конкурентной
среды, при тотальном хроническом дефиците
и углубляющемся экономическом кризисе.
Необходимость его обусловили:
1) высокий уровень концентрации
и слабая диверсификация производства;
2) преобладание крупных чистых
монополий - единственных производителей;
3) формирование квазирыночных структур;
4) усиление злоупотреблений доминирующим
положением на рынке со стороны
отдельных хозяйствующих субъектов,
чему способствовали распад
хозяйственных связей в рамках бывшего
СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной
систем, сокращение объемов производства,
стагнация в инвестиционной сфере, потеря
управляемости экономикой, отсутствие
четкой классификации видов монополий.
В Республике Беларусь
предприятие признаётся занимающим доминирующее
положение на рынке определённого товара,
если:
1) его доля продаж превышает
некоторую величину, установленную
уполномоченным республиканским
органом государственного управления
(за исключением случаев государственной
и естественной монополии);
2) если уполномоченным республиканским
органом государственного управления
на основе анализа доли хозяйствующего
субъекта на товарном рынке
и возможностей доступа на
этот рынок новых конкурентов
(или иных критериев, характеризующих
товарный рынок) будет установлено, что
положение хозяйствующего субъекта является
доминирующим.
Начало государственной
политики в области антимонопольного
регулирования положено принятием
в декабре 1992 г. первого
в истории республики антимонопольного
закона "О противодействии монополистической
деятельности и развитии конкуренции",
вступившего в силу 1 марта 1993 года. Проведение
последовательной антимонопольной политики
стало одной из постоянных функций государственного
управления.
Антимонопольная политика
в Республике Беларусь направлена:
1) на формирование конкурентных
отношений в сфере производства
и обращения товаров и услуг
путем ограничения, пресечения
и предупреждения монополистической
деятельности хозяйствующих субъектов;