Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:48, курсовая работа
Цель курсового исследования: Выявить и охарактеризовать мотивации в системе управления, также моральные и материальные стимулы в организации сферы культуры.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие мотивации и её сущности
2. Изучить принципы и механизмы мотивации
3. Выявить механизмы мотивации в сфере культуры
4.Охарактеризовать организационно-управленческую деятельность НВЦ «БелЭкспо»
Введение 3
Глава 1. МОТИВАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие мотивации и её сущность, принципы и методы мотивации.. 6
1.2. Мотив, стимул как механизмы мотивации. 12
Глава 2. МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА «БЕЛЭКСПО») 19
2.1 Характеристика организационно-управленческой деятельности НВЦ «БелЭкспо». 19
2.2 Моральные и материальные стимулы как механизм эффективной системы управления НВЦ «БелЭкспо». 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..…………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
В рамках этих групп методов сегодня
разрабатываются отдельные
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе [10, с.508].
1.3 Мотив, стимул как механизмы мотивации
Формирование процесса мотивации самым непосредственным образом влияют на условия работы, возможность реализовать свои способности, оплата труда и т.д. Для создания и правильного развития этого процесса необходимо хорошо изучить сам механизм мотивации и определить факторы, которые имеют не него наибольшее влияние.
Механизм мотивации – это
формирование отношений и связей,
которыми определяется переход от потребностей
рабочего персонала, которые он имеет
возможность реализовать при
помощи ведения трудовой деятельности,
к трудовому поведению
Особое место в этом процессе принадлежит определению мотива и стимула.
Мотив – это сознательное побуждение любого индивида тому или иному виду поведения, при помощи которого он может удовлетворить свои потребности. В этом вопросе важную роль играет вид волевого поведения, который является основным фактором для организации деятельности [11, с. 38].
Иногда довольно трудно разобраться в тех или иных мотивах, которые возникают у человека и вынуждают его принимать определенные решения. Следовательно, необходимо сначала хорошо изучить мотивы, которые являются основой для трудовой деятельности, и только потом постараться на них воздействовать. Мотивационная основа поведения индивида зависит от условий, в которых проходило его воспитание и обучение. Существуют определенные мотивы, которые способны стимулировать человека и побуждать его к качественной работе. К таким мотивам относится: заинтересованность в своей профессии, осознание значительности выполняемой работы и естественное желание получить материальное или моральное вознаграждение за свои труды [11, с. 40].
Мотивационное ядро личности – это соотношение и совокупность всех факторов, которые формируют мотивы для трудовой деятельности, и которые образовывают общее направление линии поведения любого индивида [11, с. 41].
На трудовую деятельность персонала
воздействуют различные мотивы, которые
могут формироваться при
Мотивация персонала – это желание любого индивида получить определенное материальное или моральное вознаграждение при помощи реализации своих способностей [16, с. 512].
Структура мотивации состоит из:
Мотивацию труда можно сформировать при наличии таких условий:
Самыми благоприятными условиями для формирования мотивации труда являются обстоятельства, при которых данный труд становится основным средством для получения материальных или моральных благ. Иногда у работника формируется другая мотивация, которая не связана с трудовой деятельностью и зависит от таких показателей как, стаж работы, различия в статусе и социальных группах и др. В этом случае происходит формирование мотивов карьерного роста и продвижения по службе.
Каждая деятельность человека, в т.ч. и трудовая, связана с некоторыми материальными или моральными издержками, и, соответственно, имеет определенную цену. Если на предприятии не существует благоприятных для работника условий, а руководство требует высокой производительности труда, то такая ситуация отталкивает персонал. Плохо развитая социальная или бытовая сфера, отсутствие санитарных условий, неорганизованность общей трудовой деятельности – все это создает ситуацию, когда работник предпочитает меньше зарабатывать, но и меньше работать, так как его не устраивают такие условия труда.
Иногда бывают и другие ситуации. Рабочий готов приносить вред своему здоровью для того, чтобы держаться на определенном уровне и получать материальные или моральные блага. К таким благам относится: надбавка за сверхурочную работу, материальная компенсация за вредные условия труда и т.п. Каждый индивид желает получить материальные или моральные блага самым коротким путем [14, с. 68].
Для того чтобы определить степень формирования мотивации, необходимо сначала установить, какая потребность работника является главенствующей. Чем больше индивид нуждается в том или ином благе, тем выше его производительность труда и желание получить вознаграждение за свою деятельность. Если для получения материальных или моральных благ необходимо приложить слишком большие или слишком маленькие усилия, то мотив для трудовой деятельности, скорее всего, не сформируется. Если данная ситуация повторяется довольно часто, т у работника развивается чувство выученной беспомощности. В таких условиях работник не может заниматься трудовой деятельностью.
На сегодняшний день определилось несколько мотивов труда (данная классификация не является абсолютной и бесспорной):
1. мотив сосуществования с коллективом (стадность).
В формировании данной мотивации преобладает: групповые убеждения, отсутствие конкуренции и т.д. Этот мотив используется для осуществления восточного метода управления персоналом, так как одним из главных желаний работника является потребность работать в удобном для него коллективе.
2. мотив самостоятельности.
Мотивация характерна для индивидов, которые желают быть независимыми и развить собственный бизнес. Очень часто такие люди готовы пожертвовать своей стабильной работой и хорошей зарплатой ради достижения этой цели.
3. мотив самоутверждения.
Такая мотивация существует у молодого и перспективного работника, который старается доказать свои способности и реализовать намеченные цели.
4. мотив стабильности (надежности).
Мотивация формируется у работников, которые предпочитают работать в хорошем коллективе на постоянной работе и получать за это соответствующее вознаграждение. Эти индивиды предпочитают лишний раз не рисковать, а спокойно и стабильно вести свою трудовую деятельность. Таких людей намного больше, чем тех, кто желает рискнуть и начать свой бизнес.
5. мотив получения каких-либо новшеств (умение, вещи, знание и т.п.).
Именно на этом мотиве
основывается вся система
6. мотив соперничества.
Чувство в тех или иных обстоятельствах испытывает каждый индивид. Именно на этом мотиве на предприятиях развивается соревнование и конкуренция среди персонала.
Любой работник желает получать за свою
деятельность справедливое вознаграждение.
Если не придерживаться этого правила,
то у персонала пропадает
Необходимо хорошо усвоить, что
процесс формирования мотивации
основан на взаимосвязи производства
товара и потребления товара. Именно
при существовании таких
Одним из основных средств, при помощи
которых предприятие может
Но здесь существуют свои сложности. Одинаковый стимул может оказывать неодинаковое воздействие на разных работников и зависит от некоторых факторов, таких как, возрастная категория, социальный статус и т.п.
Необходимо определить правильные
мотивы деятельности человека, изучить
его личные качества, виды потребностей,
условия работы и т.д. Только при
тщательном изучении этих факторов можно
правильно определить, какой именно
вид стимула следует
Соотношение мотива и стимула имеет несколько специфических правил:
- мотивация индивида
- мотивация и стимул – это
взаимосвязанные понятия,
- стимул должен использоваться
в качестве воспитательного
Можно разделить несколько видов стимулов, которыми можно осуществлять влияние на работника и на результаты его трудовой деятельности.
По масштабу воздействия стимулы бывают: внутренние, отраслевые, региональные и глобальные.
По повторяемости различают постоянные, многоразовые, временные и разовые стимулы.
По видам – трудовой стимул, свободное время, моральный и материальный.
По характеру проявления различают опосредованный и непосредственный стимул.
По интенсивности воздействия бывают слабые стимулы, средние и сильные.
По учету отклонения – позитивные стимулы и негативные.
Для того чтобы каждый работник имел
возможность реализовать свои профессиональные
способности и тем самым
Глава 2. Механизмы мотивации в организации сферы культуры (на примере национального выставочного центра «БелЭкспо»)