Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 16:18, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в обосновании объема продаж в условиях сезонного спроса и определении путей его совершенствования в торговом предприятии.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучение теоретических аспектов процесса планирования объема продаж в условиях рыночной экономики;
проведение экономического анализа объема продаж ОАО «АБН»;
Введение…….........................................................................................6
1 Объем продаж в условиях рыночной экономики: сущность, методика анализа и планирования...........................................................................
1.1 Сущность, состав и значение оборота торговли
1.2 Экономический анализ объема продаж организаций торговли
1.3 Методика разработки плана объема продаж в современных условиях
2 Экономический анализ и обоснование объема продаж ОАО «АБН»
2.1 Анализ объема продаж в ОАО «АБН»
2.2 Обоснования объема продаж ОАО «АБН»
2.3 Совершенствование обоснования объема оборота
Заключение
Список используемых источников
Исключительную роль в обосновании планов реализации товаров и услуг принадлежит маркетинговым исследованиям.
В целях изучения коммерческой деятельности и ее экономического анализа оптовые предприятия должны осуществлять краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, изучать тенденции деловой активности, политику цен, принципы размещения и расположения оптовых предприятий, товарную номенклатуру, местный, региональный, федеральный и международный рынки и систему обеспечения информацией владельцев, менеджеров и других работников.
В реальной действительности оптовые предприятия работают по каждому товару в отдельности, с тем, чтобы с учетом конъюнктуры рынка постепенно увеличивать объемы продаж.
Для этого изучают изменения объемов оборота оптовой торговли по товарным группам, их доли на рыке и практику освоения этих товарных рынков, определяют пути расширения их продаж в данном и новом сегменте рынка. Обеспечение роста объема продаж и расширение ассортимента требуют привлечения дополнительных средств в связи с увеличением вложений ресурсов в развитие оптовой торговли. Поэтому эти меры по обеспечению роста объема оборота оптовой торговли следует пересчитывать с точки зрения их эффективности.
Приведенные положения и данные анализа оборота оптовой торговли позволяют установить его величину на предстоящий период и оценить долю предприятия на рынке в перспективе. Намечаемый план заслуживает положительной оценки, если сохраняется или увеличивается доля предприятия на рынке по товарным группам и объему продаж в целом.
Данные подходу к расчету оборота оптовой торговли на предстоящий период дополняют расчетно-аналитический метод.
Важными условиями обоснования плана оборота оптового предприятия и обеспечения его выполнения являются определение потребности в товарах, выбор поставщиков и организация поставок этих товаров.
По материалам анализа поступления товаров за отчетный период, изучения хозяйственных связей за последние 2-3 года, намечаемых объемов поступления этих товаров предприятие принимает решение, с какими поставщиками оно будет заключать договоры на поставку товаров. Опыт свидетельствует, что закупки товаров целесообразно осуществлять у нескольких поставщиков. Число поставщиков должно создавать предприятиям наилучшие условия для заказов (получать скидки на крупные партии товаров, иметь конкурентные цены и т.п.). Установление отношений с небольшим числом поставщиков влечет за собой риск, затрудняет формирование торгового ассортимента, ограничивает возможности маневра и т.п.
В то же время распыление заказов по множеству поставщиков снижает риск, создает лучшие условия для маневра (делает гибкой систему закупок), способствует улучшению условий формирования торгового ассортимента. Но в этом случае ухудшаются условия закупок (труднее получить скидки на крупные партии товаров и т.п.).
Поэтому оптовые предприятия должны на основе тщательного анализа положения дел сделать свой выбор по числу поставщиков и всех их убедить в целесообразности сотрудничества с оптовой торговлей. С постоянными поставщиками хозяйственные связи должны иметь многогранный характер. Их сотрудничество возможно в деле изучения спроса, продвижения новых товаров на рынок, в рекламе, современной организации розничной продажи товаров через дискаунтные магазины, мелкооптовые предприятия и т.п. В процессе организации хозяйственных связей оптовые предприятия и поставщики стремятся учесть свои цели. При этом оптовые базы должны принимать во внимание такие факторы, как обеспечение гарантий и перспектив каналов товародвижения, условия расчетов и транспортировки, итоги анализа товарных рынков и т.д.
В конечном счете необходимо сделать выбор тех поставщиков, которые в лучшей степени позволяют обеспечить интересы оптового предприятия. Различия между поставщиками обычно касаются закупочных цен, сроков и объемов поставок, величины транспортных расходов, качества товаров и т.п. Принципиальное значение для России имеет надежность поставщиков. Поэтому критерии выбора поставщиков строятся на принципе оптимальности показателей различий между поставщиками. В числе критериев на практике используют цены, сроки и объемы поставок товаров, условия расчетов, упаковку и ее привлекательность, готовность поставщиков к установлению длительных хозяйственных связей и т.п.
Однако использование критериев не является механическим процессом. Так, от одного поставщика можно заказывать товар крупными партиями и по более низким ценам. При этом оптовое предприятие попадает в зависимость от поставщика, и в условиях настоящей ситуации невозможно в экстренных случаях сразу найти нового поставщика. Даже при потере одного-двух источников поставок оптовое предприятие должно иметь возможность обеспечивать формирование торгового ассортимента обслуживаемой сети. Покупатель очень ценит надежность и отдает предпочтение той оптовой базе, где гарантирован широкий ассортимент товаров.
Большое число поставщиков оказывает влияние на рост расходов в административной сфере. В этих случаях осуществлять закупки сложнее, но интенсивная работа в этой сфере дает шанс на победу в конкурентной борьбе.
2. Экономический анализ и
Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности реализации продукции. Проанализируем ритмичность реализации продукции ОАО «АБН» в 2012 году (табл.1).
Таблица 2.1 Расчет ритмичности выполнения плана за 2012 год
Месяцы года |
2012 год |
% выполнения плана (х) |
|
| |
план |
факт | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Январь |
215,0 |
216,3 |
100,6 |
+ 11,4 |
130,0 |
Февраль |
215,0 |
182,4 |
84,9 |
- 4,3 |
18,5 |
Март |
200,0 |
144,9 |
72,5 |
- 16,7 |
278,9 |
Апрель |
195,0 |
189,2 |
97,1 |
+ 7,9 |
62,4 |
Май |
235,0 |
196,3 |
83,6 |
-5,6 |
31,4 |
Июнь |
250,0 |
191,6 |
76,7 |
-12,5 |
156,3 |
Июль |
255,0 |
200,4 |
78,6 |
-10,6 |
112,4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Август |
245,0 |
235,0 |
96,0 |
-6,8 |
46,2 |
Сентябрь |
230,0 |
167,3 |
72,8 |
-16,4 |
269,0 |
Октябрь |
215,0 |
204,5 |
95,2 |
+6,0 |
36,0 |
Ноябрь |
180,0 |
213,6 |
118,7 |
+29,5 |
870,3 |
Декабрь |
175,0 |
185,2 |
105,9 |
+15,8 |
249,6 |
Год |
2610 |
2326,7 |
89,2 |
- |
2261 |
Для анализа ритмичности воспользуемся следующими формулами 5:
Критм=100-V, (5)
где Критм – коэффициент ритмичности
V – коэффициент вариации
V =
где х – процент выполнения плана за каждый месяц
- процент выполнения плана в целом за год
n – количество месяцев
V = Критм= 100 – 15 = 85%. По ОАО «АБН» коэффициент ритмичности составил 85%. Это значит, что реализация продукции по месяцам 2012 года отклонялась от плана на 15%. Причиной неритмичной реализации продукции можно назвать сезонность. Февраль, март – месяцы, когда основные продажи подарки к празднику: парфюмерия и косметика. Сентябрь – начало школьного сезона, декабрь – люди готовятся к празднованию Нового года. |
Итак, в заключение данного параграфа сделаем следующие выводы.
По сравнению с 2011 годом в 2012 году товарооборот ОАО «АБН» увеличился на 6,1%; в 2013 произошло увеличение на 17,1%. За последние девять лет объем продаж в натуральном выражении увеличился на 58,2%.
Наибольший удельный вес в общем объеме продаж занимает крупный опт, однако если сравнить 2011 год с 2013 годом доля крупного опта снизилась на 14%. При этом доля мелкого опта увеличилась с 11% до 28% к 2013 году, это прежде всего говорит о трансформации крупных компаний в мелкие, а также в связи с приходом сетей многие фирмы вкладывают средства в другой бизнес.
Продажи в течение года являются неравномерными, так как спрос на синтетические моющие средства подвержен сезонным колебаниям. По ОАО «АБН» коэффициент ритмичности составил 85%.
2.2 Обоснования объема продаж ОАО «АБН»
Планирование объема продаж в ОАО «АБН» осуществляется в несколько этапов (рисунок 2.1 ).
Рис 2.1 – Технология планирования продаж в ОАО «АБН»
Произведем расчеты плановой величины объема продаж торгового предприятия на 2014 год.
Исследование конъюнктуры рынка в процессе планирования продаж начинается с анализа продаж в предшествующем планируемому периоде. Основными задачами такого анализа являются изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей и клиентов, увеличения объема продаж продукции, максимально возможного использования потенциала предприятия, материальных и трудовых ресурсов, повышения эффективности деятельности.
В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики продаж, выявление резервов и разработка мероприятий по их освоению.
Анализ продаж за предшествующий период был проведен в предыдущей главе. Здесь мы рассчитаем некоторые итоговые показатели, необходимые для планирования.
1. Абсолютный прирост (уменьшение)
объема продаж в натуральном
и стоимостном выражении по
сравнению с планом и
2. Изменение номенклатуры (ассортимента) продукции.
Рассчитывается как изменение удельного веса конкретного наименования продукции в общем объеме реализации в отчетном периоде по сравнению с аналогичными показателями базисного периода.
3. Индивидуальный индекс физическ
Индивидуальные индексы физического объема реализованной продукции в нашем случае совпадают с показателями изменения ассортимента продукции, т.к. они рассчитывались в натуральных измерителях.
4. Коэффициент соответствия
где Тi – количество (объем) реализованной продукции i-го вида;
Таi – емкость рынка i-го вида продукции;
n – количество видов товаров, составляющих ассортимент продаж;
m – необходимое количество видов продукции.
Коэффициент соответствия рассчитывается для базисного и отчетного периода и определяется его динамика.
В заключение второй главы сделаем следующие выводы. Обоснование объема продаж в ОАО «АБН» хотя и проводится, все же оно осуществляется по очень упрощенной схеме. Упрощенность данной технологической схемы планирования является причиной недостаточной обоснованности плановой величины оптового оборота предприятия, следствием этого является значительная погрешность плановой величины. Поэтому процесс обоснования объема продаж, который осуществляется в ОАО «АБН» требует совершенствования.
Процесс обоснования решений по объему продаж можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. С информационной точки зрения в процессе обоснования объема продаж происходит уменьшение неопределенности информации о потребностях покупателей и клиентов.
Для того чтобы данный процесс давал наиболее точные и надежные данные, он должен быть построен по соответствующей технологической схеме, отражающей системность и комплексность процесса планирования.
В процессе обоснования объема продаж необходимо выделять как минимум четыре этапа:
1 этап. Исследования конъюнктуры рынка.
2 этап. Планирование ассортимента.
3 этап. Определение ценовой политики.
4 этап. Прогнозирование величины продаж.
Информация о работе Обоснование объема продаж в условиях сезонного спроса