Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью курсовой работы было исследование теоретические основ сегментирования рынка для деятельности предприятия, а так же реализация стратегии сегментирования на практике.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение ряда основных задач:
- рассмотреть теоретические основы и сущность сегментирования для предприятия
- проанализировать и выделить основные сегменты потребителей банка
-предложить пути совершенствования деятельности ОАО «Сбербанк»
ВВЕДЕНИЕ 3
1Теоретические основы сегментирования 6
1.1Понятие, значение, цели и причины рыночной сегментации в маркетинге 6
1.2 Основные признаки и критерии сегментирования целевых
рынков: сегментирование по потребителям, параметрам продукции, 9
основным конкурентам.
1.3. Методика определения целевых сегментов рынка 12
2. Сегментация клиентской базы ОАО Сбербанк на основе факторов 16
поведенческой лояльности и по параметру потребителей
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО Сбербанк 16
2.2 Сегментации пользователей кредитных карт банка
2.3 Нахождение целевого сегмента по параметрам потребителей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
1917-1941 Период ознаменовался
первой революцией и
1941-1953 Сбербанк в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, участие в проектах государственного и общемирового значения.
1953-1991 Развитие и преобразование Сбербанка во времена «оттепели», «застоя» и «перестройки».
1991- 2008 Глобальные перемены Сбербанка России: жизнь по новым экономическим законам.
2009 Деятельность и
меры Сбербанка России в
2010 Новый этап в истории Сбербанка России: внедрение инновационных решений, новые программы и прогрессивные технологии. Новое будущее страны.
2.2 Сегментации пользователей кредитных карт банка
Чтобы провести сегментацию клиентской базы можно воспользоваться RFM-методологией, с помощью которой можно выявить в дальнейшем целевые сегменты для банка.
Название - это аббревиатура от трех слов: Recency, Frequency,
Recency (давность) - давность какого-либо действия клиента, чаще всего покупки. В нашем случае это может быть давность последней операции (транзакции), осуществляемой клиентом.
Frequency (частота или количество) - количество действий, которые совершил клиент. Частота осуществления транзакций (Frequency). Возьмем период равный 3 месяцам. При этом количество осуществляемых операций:
1) реже 1 раза в период;
2) 1 -2 раза в период;
3) 3 и более раз в период.
Monetary Value (деньги) - сумма денег, которую потратил клиент. Для примера можно рассмотреть денежную ценность клиента (Monetary Value) - средний процент используемого кредитного лимита: 0-33%; 33-67%; 67-100%.
Используя эти три составляющие можно построить матрицу, которая будет состоять из 27 компонентов.
Технологическая сегментация клиентской базы
| |||||
Более100 дней назад |
60-100 дней назад |
Менее 60 дней назад |
Менее 1 раза/ пер |
1-2 раза/ пер |
3 и более раза/ пер |
Менее 1 раза/ пер |
1-2 раза/ пер |
3 и более раза/ пер |
Менее 1 раза/ пер |
1-2 раза/ пер |
3 и более раза/ пер |
1 0- 33% |
4 0-33% |
7 0-33% |
10 0-33% |
13 0-33% |
16 0-33% |
19 0-33% |
22 0-33% |
25 0-33% | |||||||
2 33- 67% |
5 33-67% |
8 33-67% |
11 33-67% |
14 33-67% |
17 33-67% |
20 33-67% |
23 33-67% |
26 33-67% | |||||||
3 67- 100% |
6 67-100% |
9 67- 100% |
12 67- 100% |
15 67- 100% |
18 67- 100% |
21 67- 100% |
24 67- 100% |
27 67- 100% |
Рис. 1. Технологическая сегментация клиентской базы
Из полученного набора значений нужно сформировать модель, которая бы могла служить базой для работы с клиентами. RFM-анализ позволяет выявить две основные переменные, описывающие сегмент с маркетинговой точки зрения.
Такими показателями могут стать:
-склонность клиентов к оттоку. Данный параметр определяется путем перекрестного анализа двух показателей. Показателя даты последней, осуществленной клиентом транзакции и интенсивности использования карты клиентом в прошлом (3 месяца до последней транзакции по карте).
-значимость и ценность
клиентов для деятельности
Окончательная маркетинговая сегментация будет заключаться в присвоении каждому из 27 получившихся сегментов критериальной характеристики, таким образом, каждый сегмент будет сопряжен с показателем оттока клиентов и показателя ценности клиента для банка.
Частота совершения операций клиентами банка | |||
Дата последней транзакции |
Менее 1 раза в период |
1-2 раза в период |
3 раза в период и более |
Более 100 дней назад |
Средний |
Высокий |
Высокий |
От 60 до 100 дней назад |
Нормальный |
Средний |
Высокий |
Менее 60 дней назад |
Нормальный |
Нормальный |
Средний |
Рис. 2. Матрица склонности клиентов к оттоку.
Данная таблица демонстрирует склонность клиентов оттоку. По таблице можно сделать вывод, что больше всего оттоку подвержены клиенты:
1)Совершившие транзакции более 100 дней назад при этом они осуществлялись 1-2 раза за период.
2) Клиенты, осуществлявшие транзакции более 100 дней назад, при этом частота совершения транзакций варьировалась от 1 до 3 раз за период.
3) Также большая доля вероятности оттока клиентов существует при осуществлении транзакций клиентами от 60 до 100 дней назад, при этом количество транзакций производимых данными клиентами за период составляло 3 или более.
В иных случаях отток соответствует норме или является средним, что не оказывает сильного воздействия на деятельность Сбербанка.
Далее изобразим прибыльность клиентов для банка
| |||
Менее 1 раза в период |
1-2 раза в период |
3 раза в период и чаще | |
Средняя (0-33%) |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Утилизация Лимита -33-67% |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
-67-100% |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Матрица прибыльности клиентов.
Далее строится первичная маркетинговая сегментационная матрица клиентской базы банка на основе перекрестного анализа показателей склонности клиентов к оттоку и их ценности для организации. Цифры, находящиеся в анализируемых полях данной матрицы, являются номерами технологических сегментов клиентской базы.
Риск потери клиентов (склонность к оттоку) | ||||
Высокий |
Средний |
Норма | ||
Ценность клиентов |
Низкая |
4 |
1,2,3,13,25 |
10,11,12,19,20 21,22 |
Средняя |
5, 6, 7, 16 |
14,15,25 |
23,24 | |
Высокая |
8, 9, 17, 18 |
26, 27 |
Рис. 3. Первичная маркетинговая сегментация.
Таким образом, предлагается разделить всю клиентскую базу банка на 8 маркетинговых сегментов, в отношении которых в дальнейшем будут проводиться целевые акции. Однако работать отдельно с каждым из 8-ми вы деленных сегментов не представляется целесообразным, так как, учитывая специфику входящих в эти группы клиентов, разрабатываемые для них предложения будут повторять друг друга. С целью дальнейшего упрощения данной задачи необходимо объединить между собой выделенные группы экспертным образом. Предлагается следующее итоговое разделение клиентской базы (рис. 4).
Риск потери клиентов (склонность к оттоку) | ||||||
Высокий |
Средний |
Норма | ||||
Ценность клиентов |
Низкая |
5 | ||||
Средняя |
2 |
3 |
4 | |||
Высокая |
1 |
|||||
Рис.4 Финальная маркетинговая сегментация.
В результате финальной сегментации было выделено 5 ключевых сегментов для банка, каждый из которых требует определенного маркетингового подхода.
1)В первый сегмент включаются высокодоходные потребители, склонные при этом к оттоку. Главная цель банка в отношении таких потребителей это удержание клиентов в числе активных пользователей кредитных карт и повышение их лояльности в отношении данного банка. Банку не выгодно проводить акции для таких клиентов, так как отток достаточно велик, сначала следует снизить их отток.
2) В состав второго
сегмента включаются среднедоходные
потребители с высокой
3) Третий сегмент будут
представлять средне- и высокодоходные
клиенты, при этом их отток
средний, это может быть
4) Основу четвертого
сегмента составляют
5) В пятый сегмент
включаются низкодоходные
2.3 Нахождение целевого сегмента по параметрам потребителей
Как уже говорилось ранее во второй первой главе, основными факторами сегментации рынка потребителей являются следующие признаки: демографические, географические, психографические и поведенческие.
Для того чтобы провести
Таким образом, подведя соответствующие итоги, получим результаты сегментирования в виде таблицы 1.
Таблица 1. Сегментация рынка по составу потребителей
Численность |
Доля возрастных групп в общей численности | |
Моложе трудоспособного населения |
690604 |
16,1 |
Граждане трудоспособного возраста |
2618929 |
60,9 |
Население старше трудоспособного возраста |
987694 |
23,0 |
Всего |
4297227 |
100 |
Далее, следует провести сегментирование клиентов по возрастному признаку.
Для этого выделим 5 основных групп и представим их в виде таблицы с кратким описанием каждого периода.
Таблица 2. Сегментация клиентов банка по возрастному признаку.
Группа |
Основные характеристики группы |
Молодые люди (от 15 до 22 лет) |
В данную категорию включаются люди, впервые устроившиеся на работу и студенты. |
Люди, недавно создавшие семьи (25-30 лет) |
Чаще всего данная группа потребителей приобретает свое первое жилье и товары длительного пользования |
Семьи, прожившие вместе от 15 до 22 лет |
Данная группа характеризуется 2 основными целями: улучшением жилищных условий, обеспечением финансовой защиты семьи. |
Лица 40-45 лет |
Первоочередная цель для данной группы это обеспечение достойного образования для детей |
Лица перед пенсионным возрастом от 55 лет и более |
Данная категория стремится
сохранить и преумножить |
Информация о работе Обоснование стратегии сегментирования рынка для деятельности предприятия