Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью курсовой работы заключается в рассмотрении проблемы оценки эффективности PR-кампаний. Она чрезвычайно остра и болезненна как для операторов рынка, так и для их клиентов. Главная причина – отсутствие универсальных и общепринятых критериев определения качества PR-работы.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ
1.1 История возникновения и сущность PR..........................................................4
1.2 Развитие PR и технологий распространения информации на примере США..........................................................................................................................7
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR КАМПАНИЙ
2.1 Анализ эффективности PR..............................................................................10
2.2 Анализ процесса и методов оценивания PR кампаний казахстанскими агентствами............................................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................24
В
своей модели, Линденманн поддерживает
использование в PR концепции «меню
методик» Джима Макнамары и
В непрерывной модели Ватсон заимствует элементы других моделей, хотя и признает, что модели PII и Макро модель «слишком сложны… и им не хватает динамизма и элемента обратной связи».
Ватсон утверждает, что согласно другим моделям, исследование завершается, когда вроде бы действие свершилось, результат достигнут, есть эффект. Эти модели классифицируют исследования и оценочную деятельность в хронологическом порядке от подготовки / входа до влияния / эффекта, но в действительности, вход, выход и эффект динамичны и непрерывны.
Отсутствие
очевидного динамизма в других моделях
привело к тому, что Ватсон развил
Непрерывную модель PR исследования,
в которой центральным
Элементы данной модели:
1)
начальная стадия исследования,
постановка целей, выбор
2) выбор стратегии и тактики
3)
различные уровни формального
и неформального анализа, из
которых выводится суждение, при
этом Ватсон выделяет два
Эти
суждения рециркулируют через
Заимствуя
элементы некоторых ранних моделей,
Пол Нобль и Том Ватсон создали
унифицированную модель оценки, с
целью совместить все лучшее из всех
уже имеющихся моделей и
Унифицированная модель оценки определяет 4 стадии коммуникации. Нобль и Ватсон называют эти 4 уровня следующим образом: «входе», «выход», «влияние» и «эффект». Этот тезис поддерживает представление о входе / выходе информации в других моделях, но разделяет результаты на два вида: когнитивный, который называется влиянием, и поведенческий – эффект.
Признается, что необходимы новые методы исследовательских методик, которые измеряют когнитивные и поведенческие результаты. Однако неясно, проясняет или запутывает ситуацию замена терминологии.
Во
многих случаях когнитивные изменения,
как, к примеру, повышенная осведомленность
или изменение точки зрения, могут
быть расценены как эффект, то изменение
поведенческой реакции как, к
примеру, сокращение смерти на дорогах,
может расцениваться как
Как и в большинстве других моделей, в унифицированной модели исследовательские методики не очень четко определены. Ватсон обращает внимание на то, что «необходимая на данный момент исследовательская методика должна регулироваться ситуацией и обстоятельствами».
Все исследователи, несомненно, согласятся с утверждением Ватсона о том, что нет универсальных методов исследования. Хотя, не определяя методы, применимые к различным стадиям коммуникации, Ватсон оставляет PR-специалистов в рамках теории и с нехваткой практической информации, которая им необходима, чтобы применить теоретические выкладки.
IPR представляет дерево оценки как «новый эффективный способ оценки эффективности PR – кампаний и программ»
Однако
на деле, «Дерево» страдает той же проблемой,
что и некоторые ранние модели,
т.е. не описывает методологию
При этом выделяются следующие основные уровни оценки эффективности:
7. Процесс ПИО/6. с.61/
Британский Институт по связям с общественностью (IPR) выпустил второе издание книги «Настольная книга исследования и оценивания результатов PR», в которой был представлен 5-ти ступенчатый ПИО процесс (Планирование Исследований и Оценивания), который представляет очередную модель PR исследований. ПИО процесс в деталях расписывает шаги и методики, которые помогают планировать исследовательские действия.
Эта модель называет стадии принятия PR – решений:
1) постановка целей;
2) разработка плана и стратегии;
3) оценивание в процессе работ;
4) оценивание результатов;
5)
проведение контрольной
Эта модель также называет достаточно большое количество методик планирования и оценивания:
Таблица - 1. Планирование исследований и Оценивания
СТАДИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ |
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ |
1. Аудит |
Где мы находимся сейчас? |
|
2. Постановка целей |
Где мы хотим быть? |
|
3. Стратегия и план |
Как мы попадем туда? |
|
4. Оценивание в процессе |
Движемся ли мы в этом направлении? |
|
5. Оценивание результатов |
Попали ли мы туда? |
|
Пирамидальная модель оценки и ПИО процесс – единственные модели, которые предлагают методики исследования для каждой стадии. Обе эти модели являются хорошим руководством по применению методик.
Важно
подчеркнуть, что в практике связей
с общественностью и в
Унифицированная и непрерывная модели коммуникационной оценки полезны в том смысле, что все направленные на результат действия должны получать ответ, отдачу.
Есть также другие модели и подходы, например, кратковременная модель оценки Томаса Ватсона и модель трех измерений Майкла Фэерчайлда. Но эти все эти модели скорее дополняют друг друга, чем предлагают какое-либо альтернативное решение.
Основная суть теории Георгия Тульчинского сводится к тому, что он предлагает разделять виды эффективности, и для каждого из видов рассчитывать свои показатели, которые позже можно свести к общему:
1) как отношение затрат (З) к полученным результатам(Р): (Э=З/Р), выражающее экономичность использования средств и ресурсов – эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получать один и тот же результат;
2) как отношение результата(Р) к преследовавшимся целям(Ц): (Э=Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности – эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;
3)
как отношение целей(Ц) к реальным
потребностям (П), проблемам: (Э=Ц/П), выражающее
степень рациональности выдвигаемых целей
– эффективность тем выше, чем в большей
степени цели решают реальные проблемы.
Условно эти виды эффективности могут
быть подразделены на «экономичность»,
«результативность» и «целесообразность».
Итоговое выражение эффективности:
Э = Ц/П х Р/Ц х Р/З,
может быть упрощено до вида Э = Р/П х Р/З,
где Р - полученный результат
Однако недостатком этой модели является то, что не определены конкретные методы и системы измерения, не понятно, как данная модель может быть применена на практике.
2.2 Анализ процесса и методов оценивания PR кампаний казахстанскими агентствами
Сегодня не существует единой схемы оценки эффективности деятельности по связям с общественностью — такой вывод можно сделать, изучая теоретические работы по паблик рилейшнз российских и зарубежных авторов. Необходимо понять, какими из моделей пользуются специалисты по связям с общественностью на практике.
Были выбраны 8 крупных PR-агентств для исследования их деятельности. Данные были предоставлены агентствами на условиях неразглашения их имен, поэтому в приведенном ниже исследовании не фигурируют имена собственные, а лишь только статистическая информация, которая, в свою очередь, позволяет делать выводы о тенденциях на казахстанском рынке PR.
Большинство PR-агентств (75,5%)
считают необходимым
Существует также мнение, что оценка эффективности PR необходима прежде всего заказчику. Однако оценка эффективности не только позволяет клиенту оценить, насколько PR-кампания повлияла на объемы продаж и положение бренда на рынке, но и дает возможность убедить клиентов в необходимости проведения PR-мероприятий, указать плюсы и минусы осуществленных мероприятий и сделать рекомендации на будущее.
Перейдем к анализу данных о требованиях оценки эффективности деятельности по связям с общественностью. « Требует ли заказчик от PR-агентства оценки эффективности PR-мероприятий при формировании запроса на те или иные PR-мероприятия? (варианты ответов - часто, редко, единичные случаи)». В процентном отношении ответы разделились на категории, представленные на рисунке 2:
Рисунок 2. Требования заказчика оценки и анализа эффективности деятельности PR кампании
Респонденты выделили следующие тенденции:
Результаты, которых ожидает средний и мелкий заказчик от проведения PR кампании или акции, чаще всего следующие: