Оценка конкурентоспособности фирмы на рынке-Макдональдс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – оценка конкурентоспособности фирмы на рынке на примере компании Mc Donald’s в России на примере Московского столичного региона.
Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи.
1. Дать характеристику компании McDonald’s и рассмотреть показатели ее присутствия в столичном регионе.
2. Привести характеристику рынка общественного питания России
3. Провести классификацию рынка с целью выявления места на нем компании McDonald’s
4. Провести конкурентный анализ отраслей и организаций общественного питания

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности фирмы на рынке - Макдональдс.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Американский предприниматель Рэй Крок 17 лет торговал бумажными стаканчиками фирмы «Лили Кап Компани» и был признан лучшим дилером компании. Потом создал собственную фирму, чтобы продавать «мульти-миксер» (установку для производства мороженого) нового образца, но к началу 50-х всех сотрудников фирмы пришлось уволить: конкуренты выпустили усовершенствованную установку и та вытеснила с рынка любимую машину Крока. Именно тогда он обратил внимание, что маленький придорожный ресторанчик в Сан-Бернардино заказал сразу десять его мульти-миксеров. Данный ресторанчик оказался собственностью братьев Макдональдов, придумавших систему скоростного обслуживания, которая до сих пор действует во всех ресторанах «Макдональдс». Там Крок увидел металлические прилавки, к которым клиенты подходили сами и сами делали заказ. Он увидел огромный автоматизированный конвейер, где жарились центнеры картошки и сбивались сотни молочных коктейлей. Он увидел небывало маленькое меню – всего девять наименований – и бумажную посуду, которую не нужно было мыть. И невозможно, неприлично низкие цены: во всех фаст-фудах гамбургер стоил около тридцати центов, а Макдональды продавали его за пятнадцать.

Предложение Крока продавать их франшизы по всей стране стало для братьев сущим благословением. Франшиза стоила 950 долларов и выдавалась на 20 лет. А еще каждый ресторан должен был платить 1,9 процентов от своего дохода: 1,4% шли Кроку, 0,5% – братьям Макдональдам за использование их имени и ресторанной системы. Крок не имел права вносить ни малейшего изменения в систему «Макдональдс»

В настоящий момент компания Макдональдс имеет сеть ресторанов по всему миру. Многие задаются вопросом о причинах столь большого успеха и изучают историю и принципы деятельности организации с точки зрения стратегического менеджмента. однако По итогам 2010 года компания занимает 2-е место по количеству ресторанов во всём мире после ресторанной сети Subway, что указывает на существенное изменение отрасли, катализатором которого стал кризис ликвидности. Во время кризиса компания МакДональдс открыла 33 новых ресторана, нарастила объем выручки с 2009 по 2010 год с 33,03 млрд. руб. до 37,01 млрд. руб. (на 12%), однако этого оказалось недостаточно в борьбе за потребителя на таком высококонкурентном рынке, как фаст-фуд. Указанная ситуация является предметом исследования данной работы и определяет актуальность темы.

Объектом исследования является компании Mc Donald’s.

Цель выполнения данной работы – оценка конкурентоспособности фирмы на рынке на примере компании Mc Donald’s в России на примере Московского столичного региона.

Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи.

1. Дать характеристику компании McDonald’s и рассмотреть показатели ее присутствия в столичном регионе.

2. Привести характеристику рынка  общественного питания России

3. Провести классификацию рынка  с целью выявления места на  нем компании McDonald’s

4. Провести конкурентный анализ  отраслей и организаций общественного  питания 

 

 

 

1. Характеристика предприятия McDonald’s

 

Представим данные, характеризующие деятельность компании1

McDonald’s Corporation (офиц. рус. Макдо́налдс, в разговорной речи Макдо́нальдс) – американская корпорация, до 2010 года крупнейшая в мире сеть магазинов быстрого питания. По итогам 2010 года компания занимает 2-е место по количеству ресторанов во всём мире (имеет 32737 ресторанов) после ресторанной сети Subway. Входит в список Fortune Global 500 в 2009 году (388-е место). Почти 100 % акций компании находится в свободном обращении. Капитализация на середину июня 2009 года – $64,2 млрд.

Выручка компании по миру в 2008 году составила $23,5 млрд (в 2007 году – $22,8 млрд), операционная прибыль – $4,3 млрд ($2,4 млрд), чистая прибыль – $2,6 млрд ($2,3 млрд). В 2010 году выручка корпорации достигла рекордной отметки в $24,07 млрд. При этом, чистая прибыль McDonald’s составила $4,94 млрд. Таким образом, налицо повышение экономической эффективности деятельности.

Выручка компании в России в 2009 году превысила 33 млрд руб., в 2010 – 37 млрд. руб.

Таблица 1 – Финансовые показатели деятельности компании за 2010 год, млрд. руб.2

Наименование

Значение, млрд. руб.

Итого Компания Макдональдс в России

ООО «Макдоналдс»

ЗАО «Москва-Макдоналдс»

2009

2010

2009

2010

2009

2010

выручка

33,03

37,1

21,04

26,2

11,99

10,9

себестоимость

14,20

13,3

-

-

-

-

валовая прибыль

18,83

23,80

-

-

-

-

коммерческие и управленческие расходы

15,24

18,23

-

-

-

-

прибыль до налогообложения

3,59

5,57

-

-

-

-

налог на прибыль (20%)

0,72

1,11

-

-

-

-

чистая прибыль

2,87

4,46

1,98

2,82

0,89

1,64

рентабельность по чистой прибыли

8,69

12,02

9,41

10,76

7,42

15,05

доля себестоимости в выручке

42,99

35,85

-

-

-

-


 

В России, согласно данным компании, более 80% продуктов, продающихся в ресторанах или используемых в качестве сырья, произведены внутри страны. Восточнее Тюмени открывать новые рестораны пока не планируется, из-за «слишком дорогой логистики». Однако, компания рассматривает возможность строительства в особой экономической зоне «Алабуга» крупного распределительного центра с производством полуфабрикатов для организации поставок в рестораны, которые планирует открыть дальше Тюмени.3

Успех деятельности, как и в случае с другими сетевыми компаниями, во многом зависит от узнаваемости бренда и символов, таких как «Золотые арки». Именно поэтому Макдоналдс использует единый дизайн ресторанов быстрого обслуживания, который посетители ожидают увидеть, в каком бы уголке мира они ни находились.4

Однако сохранение архитектурного ансамбля города или района имеет не меньшее значение, приходится адаптировать дизайн ресторанов к местным архитектурным традициям.

Компания пытается вернуть утраченные позиции (по итогам 2010 года компания занимает 2-е место по количеству ресторанов во всём мире после ресторанной сети Subway), для чего ориентируется на различные группы потребителей пищи: наряду с обычными ресторанами Макдоналдс (которых в настоящее время в России 310 шт., в 170 из них подают МакЗавтрак, в 129 – проводят утренники, 64 – оборудованы детскими комнатами, 87 ресторанов и точек общественного питания МакДоналдс оборудованы бесплатным wi-fi (по одному в Тюмени, Рязани, Нижнем Новгороде и Сочи, 2 – в Челябинске, 3 - в Самаре, 12 – в Санкт-Петербурге, остальные – в Москве и Московской области)), кроме того - открываются рестораны МакАвто (для автолюбителей) и МакКафе.5

В Московской области насчитывается 107 ресторанов МакАвто, всего в России их по данным сайта 152. Одним из наиболее развивающихся проектов компании в последнее время стала сеть кофеен «McCafé». В России первое МакКафе было открыто в 2002 году в ресторане Макдоналдс на Арбате. На данный момент в России работает 53 МакКафе из них в Москве и области 33.

Макдоналдс в России – это предприятие общественного питания.  Осуществляя свою деятельность, Макдоналдс строго соблюдает законодательство РФ, в том числе, обеспечивает надлежащее доведение требуемой и достоверной информации, предусмотренной законодательством о защите прав потребителей, до посетителей своих предприятий. Такая информация представлена в каждом из предприятий. Но компания часто является объектом недовольства со стороны потребителей по поводу качества сырья и продуктов. На одно из таких заявлений компания была вынуждена дать ответ:

«Молочная смесь, используемая на предприятиях Макдоналдс для приготовления коктейлей, изготовлена на основании Технических условий, разработчиком и держателем которых является компания ООО «Эрманн». Соответствие Технических условий «Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию» подтверждено Экспертным заключением Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии. «Макдоналдс» использует только те продукты и ингредиенты, которые отвечают высочайшим стандартам качества и безопасности и были  протестированы и официально утверждены всеми соответствующими органами.  В состав продуктов «Макдоналдс» входят ингредиенты высокого качества, которые могут быть частью любого разнообразного и сбалансированного питания.  Мы расширяем наше меню и предоставляем информацию о пищевой и энергетической ценности наших продуктов, чтобы посетители могли сделать правильный выбор»6

 

Не так давно в истории предприятия был процесс, связанный с возмещением НДС:

«Одним из главных приоритетов компании  Макдоналдс является предоставление посетителям продукции высокого качества по оптимальной цене.  В своей деятельности компания строго следует всем законам РФ.  Макдоналдс в России – это предприятие общественного питания. Макдоналдс применяет 10% ставку НДС к тем продуктам меню, которые строго соответствуют перечню, установленному  налоговым кодексом РФ, Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, а также Общероссийскому классификатору продукции, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301.   К остальным позициям меню применяется  18% ставка НДС».7

Число работающих

Общая численность персонала компании в мире на 2008 год составила около 400 тыс. человек. Численность работников одного ресторана – 10-100 человек. В компании МакДональдс по России сейчас работает около 23000 сотрудников. Ежегодно в России рестораны Макдоналдс обслуживают около 70 млн. заказов, продавая около 180 млн. напитков, 160 млн. порций картофеля фри и по-деревенски, 200 млн. сандвичей и 40 млн. пирожков. В сети работает около 310 ресторанов, МакАвто и МакКофе с золотистыми арками, предлагая всегда одинаковый вкус знакомых сандвичей и высокое качество обслуживания.8

Организационная структура

Организационная структура является линейно-функциональной.

Компания «Макдоналдс» является ответственным работодателем и всегда строго соблюдает все требования законодательства Российской Федерации.  На протяжении более чем 20 лет работы на российском рынке, «Макдоналдс» проводит прогрессивную кадровую политику.9

В ресторанах McDonald’s существует несколько позиций, на которые могут быть обучены работники: зал, кухня, прилавок и доставка10.

Если незнакомый человек окажется внутри рабочих помещений ресторана Макдоналдс, то понять процесс работы ему будет очень сложно из-за специфической манеры общения и труда сотрудников ресторана. McDonald’s - конвейер, в котором каждый работник выполняет строго отведенную ему функцию, из-за чего удовлетворение посетителей происходит за несколько десятков секунд. Попытаемся разложить работу конвейера по рабочим позициям, на которых трудятся работники и менеджеры.11

Таблица 2 – Рабочие должности в ресторанах МакДоналдс (по функциональным направлениям)

Должность

Характеристика

Примечания

Работники касс или прилавка

занимаются приветствием с посетителем, приемом, сбором, выдачей и оплатой за заказ, а так же прощанием с клиентом.

Работать на прилавке довольно ответственно, т.к. необходимо общаться с посетителями, которые не всегда дружелюбно настроены по отношению к работнику, который их обслуживает

Второй номер или сборщик заказа

Может быть прикреплен к кассирам, который не участвует в его приеме и расчетах с посетителем, а только собирает нужные наименования в правильной последовательности.

Когда-то вторых номера было два: один собирал горячее (сандвичи, картошку, пирожки), а другой напитки и мороженное. К прилавку прикреплена станция картошки, на которой происходит приготовление и фасовка картофеля фри и по-деревенски. Все кассиры и вторые номера обучены работе на этой станции, поэтому ответственный человек на этой позиции появляется только в момент самого большого притока посетителей, пришедших перекусить в ресторан.

Работа на кухне

В случаях интенсива (большого притока посетителей в ресторан) на станции для приготовления гамов, чизов и маков может появиться 3 работника: 1 на тостер, 1 на заправку, 1 на гриль, на Фритюр и Большое Мясо по 2 человека, чтобы ускорить процесс приготовления продукции.

Существует станция для приготовления гамбургеров, чизбургеров и биг маков, именуемая станцией Рексов-Маков,  станция Большого мяса, на ней происходит приготовление более сложных сандвичей (роялов, макчикенов, биг тейсти и т.д.) и станция Фритюра, на которой готовятся куриные и рыбные котлеты, наггетсы, а так же пирожки. Станция Рексов-Маков и Большого мяса оснащена тостером, заправочным столом и грилем для мяса.

Менеджер кухни

Он упаковывает уже готовые сандвичи и сообщает кассирам о процессе приготовления наименований в случае их отсутствия

Командует работой кухни человек, который стоит за аппаратом с готовыми сандвичами (бин) и ведет учет имеющейся продукции и той, что будет заказана.

Работники склада или доставки

следят за процессом уменьшения различных видов наименований и время от времени пополняют заканчивающиеся виды

В доставку (пополнение запасов продуктов для бесперебойной работы ресторана) принимают сотрудников, у которых рабочий график утро-день или день-вечер

Манирум (money room)

на эту позицию обучают сотрудников, которые занимаются учетом заработанных денег в ресторане, подсчитывая заработки кассиров на прилавке или автораздаче

 

Работа в зале

сотруднику нужно будет убирать за посетителями подносы, мыть полы в туалете и помещениях ресторана.

Работники зала занимаются уборкой служебных и общего пользования помещений (зал, улица), а так же раздачей маленьким детям небольших сувениров с символикой макдоналдс.

Хозяин зала

любой желающий, который хочет контролировать работу сотрудников зала и проводить детские праздники (дни рождения).

Хозяйки зала занимаются проведением детских праздников, а так же, в некоторых случаях, выполняют роль менеджера


 

За процессами следят Менеджеры тех или иных станций, в обязанности которых входит контроль и разрешение споров с посетителями. Выделяют три уровня менеджеров. Над менеджерами - Второй, а потом и Первый помощник Директора. Директор занимает высшую иерархическую позицию.

Для тех, кто хочет сделать карьеру в ресторанах Макдоналдс, существует специальная программа подготовки управляющих кадров под названием Менеджер-Стажер. Эта программа хороша тем, что за 1 год можно стать одним из помощников директора ресторана и зарабатывать хорошие деньги почти сразу, не проходя постепенно все ступени иерархии McDonald’s, начиная от члена бригады ресторана и в итоге лет через 5-7 став директором какого-то ресторана12.

Требования для кандидатов программы Менеджер-Стажер:

  • Человек с высшим образованием или студент 4-5 курсов, который уже имеет неполное высшее образование.
  • Полная рабочая неделя (40 часов).
  • Активная жизненная позиция,  высокие коммуникативные способности, лидерские качества.
  • Умение работать в команде, быть открытым для постоянного обучения и саморазвития.
  • Хорошее знание английского языка.

Если потенциальный кандидат подходит по всем вышеперечисленным требованиям, то он должен пройти собеседование с кураторами данной программы. Если будет принято положительное решение по кандидатуре, то к Менеджеру-стажеру будет прикреплен персональный наставник и обучение по программе будет проходить в одном из ресторанов Москвы. За время обучения кандидат на должность второго ассистента ресторана  получит теоретические и практические знания.

Программа Менеджер-Стажер имеет несколько ступеней, переход с одной на более высокую ступень осуществляется по средствам прохождения тестов и классов, по результатам которых принимается решение о дальнейшем прохождении кандидатом программы. Если кандидат не может показать на тестах нужных и результатов, то он снимается с программы и остается в той должности, которую он достиг за время прохождения программы и дальше его карьерный рост в ресторане идет наравне с людьми, которые не участвовали в программе, т.е. кандидат становится простым сотрудником ресторана.

По окончании программы на основании всех ранее пройденных классов и тестов выводится общая оценка профессиональной пригодности кандидата и принимается решение о присвоении ему должности второго ассистента ресторана Макдоналдс.

Всю программу пройти довольно непросто, т.к. кандидат получает очень много различной информации, как теоретической, так и практической. Рабочий день около 10-12 часов после прохождения первых ступеней. Многих кандидатов снимают в процессе прохождения программы из-за высоких стандартов, которые требуются от кандидата.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности фирмы на рынке-Макдональдс