Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
В данной курсовой работе мы рассмотрим конкуренцию, её виды, сосуществование конкурентоспособных фирм на рынке и т.д. И самое главное сделаем это не только теоретически, но и практически практически.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Конкуренция и формы конкурентного сосуществования…….
1.1. Определение особенностей конкуренции и её виды………….
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции…………………...
1.3. Формы конкурентного сосуществования……………………...
Глава 2. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции и фирмы……………………………………………..
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы……………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………..
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы………………...
Глава 3. Расчеты показателей конкурентоспособности продукции фирмы…………………………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………………..
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………….
Список литературы………………………………………………

Файлы: 2 файла

Мой курсовик.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………….

3

Глава 1.

Конкуренция и формы конкурентного сосуществования…….

4

  1.1.

Определение особенностей конкуренции и её виды………….

4

1.2.

Сбор  и анализ информации о конкуренции…………………...

9

1.3.

Формы конкурентного сосуществования……………………...

12

Глава 2.

Теоретические основы оценки конкурентоспособности  продукции и фирмы……………………………………………..

 

15

2.1.

Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности  продукции и фирмы……………………………………………..

 

15

2.2.

Понятие и методы оценки конкурентоспособности  продукции………………………………………………………..

 

17

2.3.

Определение конкурентоспособности фирмы………………...

21

Глава 3.

Расчеты показателей конкурентоспособности  продукции фирмы…………………………………………………………….

 

24

3.1.

Оценка  конкурентоспособности продукции…………………..

24

3.2.

Матричный подход к определению конкурентоспособности  фирмы…………………………………………………………….

 

27

 

Заключение……………………………………………………….

34

 

Список  литературы………………………………………………

35




 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

    Конкуренция  является необходимым и важнейшим  элементом рыночного механизма,  но сам её характер и формы  различны на различных рынках  и в различных рыночных ситуациях.  Это существенно влияет на  поведение фирм и других экономических  агентов при принятии решений  относительно цен, объёма производства  продукции и других параметров  хозяйственной деятельности.

    На  современном этапе мирового развития  конкуренция как движущая сила  развития общества вынуждает  производителей товаров постоянно  искать пути повышения их качества (в том числе экологичности), снижения  цены, повышения качества сервиса  потребителей товара на конкретном  рынке, снижения эксплуатационных  затрат на его использование.  В ХХI в. последний фактор будет определяющим, так как в настоящее время эксплуатационные затраты по сложной технике от 5 (в развитых странах) до 20 раз (в остальном мире) больше производительных затрат. Отсюда методов конкуренции будет не два, как в настоящее время (ценовая и неценовая), а шесть- неценовая; ценовая; на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара на конкурентном рынке, снижения эксплуатационных затрат на основе повышения качества процессов; на основе комбинации всех предыдущих (самый сложный, но и самый эффективный метод конкуренции).

    В  данной курсовой работе мы  рассмотрим конкуренцию, её виды, сосуществование конкурентоспособных  фирм на рынке и т.д. И  самое главное сделаем это  не только теоретически, но и  практически практически.

 

 

 

 

 

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ  КОНКУРЕНТНОГО

СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

 

    1.  Определение особенностей конкуренции и её виды

 

   Конкуренция- процесс управления  субъектом своими конкурентными  преимуществами для одержания  победы или достижения других  целей  в борьбе с конкурентами  за удовлетворение объективных  или субъективных потребностей  в рамках законодательства либо  в естественных условиях.

 На современном  этапе мирового развития конкуренция  как движущая сила вынуждает  производителей товаров постоянно  искать новые пути повышения  их качества, снижения цены, повышения  качества сервиса. В связи с  дефицитностью ресурсов встаёт  новая проблема- экономия ресурсов  у потребителей товаров за  счёт упрощения конструкции и  повышения качества товаров и  управления всеми процессами.

   По степени интенсивности  конкуренция может быть:

- привлекательной, когда  в данном сегменте субъект  качественнее удовлетворяет свои  потребности или получает прибыли  больше, чем в предыдущем сегменте;

- умеренной, когда действия  субъекта конкуренции поддерживают  конкурентную среду в данном  сегменте рынка;

- ожесточённой для объекта  конкуренции, когда субъект поглощает,  уничтожает либо вытесняет объект  из данного сегмента;

- ожесточённый для субъекта  конкуренции, когда объект (конкурент)  поглащает, уничтожает либо изгоняет  субъект из данного сегмента.

   Формы конкуренции:

  1. предметная- конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
  2. функциональная- конкуренция между товарами (объектами)- заменителями;
  3. личностная.

Методы конкуренции:

  1. на основе повышения качества товара (неценовая);
  2. на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;
  3. на основе снижения цены (ценовая);
  4. на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
  5. на основе повышения качества процессов управления;

на  основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

   Конкуренция может происходить  на следующих уровнях:

  • местном (в группе, отделе, организации и т.п.);
  • региональном (районе, городе, области и т.п.);
  • национальном (в стране);
  • межнациональном (в нескольких странах);
  • глобальном (в мировом масштабе, без конкретноопределённых стран) [№15,стр.103].

    И  так, конкурентные рынки разделяют  на такие основные типы:

  1. рынок совершенной (чистой) конкуренции;
  2. рынок  несовершенной конкуренции (монополистическая конкуренция, рынок олигополии, рынок чистой монополии) [№8стр.66].

    В  соответствии с ними различают  и рынки: конкурентные и неконкурентные. На конкурентном рынке экономическую  (рыночную) конъюктуру формирует  вся совокупность фирм, технологий, широчайшее разнообразие товаров  и услуг и т.д., а следовательно,  и само поведение фирмы. Цена  товара или услуги на таком  рынке определяется только соотношением  спроса и предложения. Чем больше  рынок отвечает этим двум требованиям,  тем более конкурентным он  является, и наоборот.

   На  таком рынке конкуренция представляет  собой регулирующую его силу. Она обеспечивает гибкость экономики  в целом, помогает не только  сохранять её эффективность, но  и повышать её. Конкуренция вынуждает  экономику адаптироваться к изменениям  вкусов потребителей, технологий  и т.д. Она через установление  соответствующих цен сигнализирует  об изменениях в потреблении  и вызывает надлежащую, адекватную реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его. В результате действия закона стоимости внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, заставляет переходить на самые эффективные технологии. Благодаря механизму межотраслевой конкуренции создаётся тождество (единство) частных и общественных интересов- через формирование средней прибыли. Стремление увеличить свои доходы реализуется предпринимателями только при удовлетворении общественных интересов. Такова вкратце роль совершенной (чистой) конкуренции в развитии рыночной системы [№1,стр.204].

    Свыше  200 лет назад Адам Смит установил,  что свободные конкурентные рынки,  на которых каждый действует  в своих собственных интересах,  могли бы содействовать реализации  высших интересов общества; в  этом заключается принцип действия  невидимой руки. Большинство экономистов  согласны сегодня с тем, что  конкурентные рынки приводят  к эффективному распределению  ресурсов, однако имеются некоторые  разногласия по поводу того, приводит  ли конкуренция к лучшему (более  справедливому) распределению доходов  и продукции [№10,стр.121]. Так же  своё фундаментальное исследование  внёс Д.Рикардо, единственного  экономиста, которого К.Маркс рассматривал  в качестве своего учителя,  который так же внёс свою  лепту в исследование конкуренции  [№5,стр.54].

    Рынки,  на взгляд Э.Чемберлина, взаимосвязаны,  поскольку на каждом из них  независящие друг от друга  продавцы вынуждены взаимодействовать  для реализации близкой по  своему значению продукции. При  этом учёный убеждён, что «рынки  в реальной действительности  более или менее несовершенны»,  а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам  свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований»[ №17, стр.202]. Так же Э.Чемберлину  принадлежат теория монополистической  конкуренции и концепция неценовых  факторов конкуренции.

    Дж.Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции,  видела в ней прежде всего  нарушение и потерю нормального  равновесного состояния конкурентной  хозяйственной системы и даже  «эксплуатацию» наёмного труда.  Главная идея её книги заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий [№17,стр.209]. Дж.Робинсон, Э.Чемберлин, К.Маркс, Д.Рикардо и А.Смит создали теорию совершенной конкуренции.

    Любая  фирма, находящаяся в конкурентной  среде (в совершенной конкуренции), учитывает следующие три обстоятельства:

  1. Закон стоимости при совершенной конкуренции даёт субъектам рынка «точку отсчёта» общественно необходимых затрат труда, которые, так или иначе, определяют величину и структуру издержек фирмы и подсказывают ей, что индивидуальные затраты не могут превышать общественно необходимые. В таком случае фирма скоро прекратит существование.
  2. Фирма будет иметь хорошие перспективы развития, если при достигнутом уровне развитие производства её общий доход (TR) устойчиво будет превосходить переменные издержки (VC). Если же TR будет равняться или, ещё хуже, будет меньше VC , то фирма должна прекратить существование, т.к. в этом случае практически будет выполняться правило 1. Следовательно, движение фирмы к состоянию TR£VC есть сигнал тревоги, подаваемый ей конкуренцией.
  3. Фирма не должна расширять производство, если предельный (дополнительный) доход MR равен MC. Иначе- фирма может продолжать расширять производство до тех пор, пока, как минимум, не будет выполнятся условие MR=MC. Однако это шаткое равновесие, и фирма должна приложить все усилия, чтобы выполнялось условие MR>MC, и чем больше разница между ними, тем конкурентоспособнее фирма [№1,стр.205].

    Очевидно, что при монополии, олигополии  и чистой монополии конкуренции  является несовершенной и экономика  теряет множество положительных  черт, качеств, свойственных ей  при совершенной конкуренции.

    Рынок монополистической конкуренции. Возникает она в том случае, когда:

  1. на рынке имеется много конкурирующих фирм;
  2. для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары;
  3. каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продаёт свои товары;
  4. существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

    На  таком рынке монополистическая  власть каждой фирмы состоит  лишь в праве на изготовление  особой разновидности товара  и предложении её на рынок  по самостоятельно назначенной  цене, но не в контроле над  рынком всех товаров одно-типичного  назначения и возможности диктовать  рыночную цену.

     Рынок олигополии. Для этого рынка характерно то, что одинаковые или сходные товары здесь производит небольшое число крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары.

   Ситуация  олигополии возникает обычно  в тех отраслях, где сама технология  диктует предпочтительность создания  крупных производств.

   Олигополия- рынок, на котором конкуренция  происходит лишь между небольшим  числом фирм, вытеснивших остальных  соперников.

    Рынок чистой монополии. На этом рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными. Ведь альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует [№8, стр.68].

   Мы  же остановимся на совершенной  конкуренции.

   Весьма  полезным является определение  особенностей конкуренции, предложенное  М.Портером, который полагал, что  конкуренция определяется действиями  фирм, ведущими между собой борьбу  на одном и том же рынке  и предложил концепцию расширенного  соперничества, которая охватывает  более широкий круг систем. Этот  исследователь рассматривал конкуренцию  как результат действия пяти  факторов:

  1. Соперничество между продавцами внутри отрасли.
  2. Попытки компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами-субститутами.
  3. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли.
  4. Способность поставщиков сырья и деталей, используемых фирмой, диктовать свои условия.
  5. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои условия [№14, стр.116].

Титульник.docx

— 11.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы