Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
В данной курсовой работе мы рассмотрим конкуренцию, её виды, сосуществование конкурентоспособных фирм на рынке и т.д. И самое главное сделаем это не только теоретически, но и практически практически.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Конкуренция и формы конкурентного сосуществования…….
1.1. Определение особенностей конкуренции и её виды………….
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции…………………...
1.3. Формы конкурентного сосуществования……………………...
Глава 2. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции и фирмы……………………………………………..
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы……………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………..
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы………………...
Глава 3. Расчеты показателей конкурентоспособности продукции фирмы…………………………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………………..
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………….
Список литературы………………………………………………

Файлы: 2 файла

Мой курсовик.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)
  1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности фирмы:
  • издержки производства на единицу продукции;
  • фондоотдача в стоимостном выражении;
  • рентабельность товара, которая показывает степень прибыльности производства товара;
  • производительность труда в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.
  1. Показатели финансовогоположения организации:
  • коэффициент автономии;
  • коэффициент платёжеспособности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности.
  1. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:
  • рентабельность продаж;
  • коэффициент затоваренности готовой продукцией;
  • коэффициент загрузки производственной мощности;
  • коэффициент эффективности рекламы.
  1. Показатели конкурентоспособности товаров:
  • качество товара;
  • цена товара.

Оценка конкурентной позиции предприятия требуется  для:

  • разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
  • выбора фирмы-партнёра для организации совместного производства продукции;
  • привлечение средств инвестора в перспективное производство;
  • составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.

В любом  случае проведение оценки преследует цель определения положения фирмы  на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при условии оперативной  и объективной методики оценки конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ

 

3.1 Оценка конкурентоспособности продукции

Исходные  данные для определения конкурентоспособности  продукции – кирпича строительного:

ФИРМЫ

ПОКАЗАТЕЛИ

Цена, руб/1000 шт

Прочность, МПа

Водопоглощение, %

Масса, кг

марка 100

марка 125

марка 150

марка 100

марка 125

марка 150

1. ОАО «Стройкерамика»

2529,0

2649,0

2729,0

9,9

12,4

15,1

5,9

4,1

2. ОАО «ЗСМ-7»

2519,0

2629,0

2759,0

9,8

12,5

14,9

6,0

4,2

3. ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»

2549,0

2634,0

2749,0

9,7

12,0

14,5

5,8

4,4

4. ОАО «Черепановский ЗСМ»

2534,0

2619,0

2724,0

9,6

12,6

14,7

6,2

4,3


 

 Важнейшей характеристикой продукции  является ее качество. Произвести  оценку конкурентоспособности продукции  можно по коэффициенту, учитывающему  соотношение основных качественных  характеристик продукции (потребительских  свойств) и цен реализации по  формуле:

 

где Kij – коэффициент конкурентоспособности;

      Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-ой и j-ой фирм;

      Цi и Цj – цены реализации продукции i-ой и j-ой фирм.

 

Очевидно, что если Kij >1, то продукция i-ой фирмы по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько.

 

Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов (К). Если для i-ой фирмы более 50% значений К>1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.

Результаты  расчетов можно представить в  матричном виде:

№ п/п

Коэффициенты (Кij)

Фирмы

1

Ki1

K11

K12

K1j

K1m

2

Ki2

K21

K22

K2j

K2m

n

Kin

Kn1

Kn2

Kij

Knm


 

В этой таблице  все коэффициенты приводятся в 2 возможных  вариантах:

- сравнение  показателей j-ой фирмы и всех остальных фирм;

- за основу  сравнения (j) берутся стандарты качества и сложившиеся рыночные цены на анализируемую продукцию.

В курсовой работе должна быть произведена оценка конкурентоспособности продукции 4 фирм – производителей строительного  кирпича. В качестве j-х значений принимаются стандарты по ГОСТ 530-95 для марок кирпича 100, 125, 150:

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

должно быть меньше 6%

Масса, кг

должно быть не более 4,3 кг

Средняя рыночная цена, руб/1000 шт

2500,0

2600,0

2700,0


 

Расчеты проводятся по каждой марке кирпича, затем делается вывод о конкурентоспособности  продукции по каждой фирме – производителю (можно ранжировать по местам: 1, 2, 3, 4.

Все данные по производителям взяты условно. При  этом следует учитывать лучшее значение показателя (соответствующее ГОСТу). Например, если водопоглощение по исходным данным имеет значение 6,1%, то при  расчете Тi : Tj результат будет больше 1 (6,1 : 6,0 = 1,02). Это снижает конкурентоспособность. И, наоборот, если водопоглощение характеризуется более низким значением, например – 5,8%, это дает при сопоставлении со стандартом значение коэффициента 0,98, что в целом положительно характеризует водостойкость кирпича. В этом случае сравниваемая с ГОСТом фирма (i) имеет более конкурентоспособную продукцию. Аналогично следует рассуждать при сопоставлении массы кирпича. Затем эти локальные коэффициенты переворачиваются и берутся больше 1 (там, где значения по этим двум критериям были меньше 1). В то же время с прочность кирпича так делать не надо, т.к. чем выше прочность– тем качественней кирпич.

      Результаты расчетов представляем  в матричном виде:

Коэффициенты (Кij)

Фирмы

ОАО «Стройкерамика»

ОАО «ЗСМ-7»

ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»

ОАО «Черепановский ЗСМ»

Марка 100

Прочность

1.01

0.98

0.98

0.97

Водопоглощение

1

1.01

0.98

1.05

Масса

1.04

1.06

1.12

1.09

ИТОГО (марка 100):

3.05

3.05

3.08

3.11

Марка 125

Прочность

0.97

0.97

0.94

0.98

Водопоглощение

0.96

0.97

0.94

1.01

Масса

1

1.01

1.07

1.05

ИТОГО (марка 125):

2.93

2.95

2.95

3.04

Марка 150

Прочность

0.94

0.93

0.92

0.92

Водопоглощение

0.92

0.94

0.92

0.97

Масса

0.96

0.99

1.04

1.01

ИТОГО (марка 150):

2.82

2.86

2.88

2.9

ИТОГО (по всем маркам):

8.8

8.86

8.91

9.05


 

Как показывают данные таблицы,  самым конкурентоспособным  на рынке является кирпич ОАО «Черепановский ЗСМ» .Он лидирует по всем маркам кирпича. Остальные фирмы по конкурентоспособности своей продукции заняли следующие места: ОАО «Стройкерамика» - 4 место; ОАО «ЗСМ-7»  - 3 место; ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино» - 2 место.

3.2. Матричный подход к определению  конкурентоспособности фирмы

 

 

Исходные  данные для расчета конкурентоспособности  предприятия:

 

ПОКАЗАТЕЛИ

ФИРМА 1

ФИРМА 2

ФИРМА 3

  1. Объем продаж, тыс. руб.

170039

54039

29839

  1. Прибыль, тыс. руб.

6839

7599

9039

  1. Имидж, % *)

70

40

5

  1. Реклама, тыс. руб.

2039

1044

739

  1. Размещение **)

0,9

0,1

0,8

  1. Качество продукции ***)

0,8

1,0

0,9

  1. Собственный капитал, тыс. руб.

95039

65039

100039

  1. Заемный капитал, тыс. руб.

90039

52039

60039

  1. Оборотные средства, тыс. руб.

85039

39539

49039

  1. Краткосрочные обязательства, тыс.руб.

80039

28039

49539

  1. Цена за ед. продаж, руб.

2629

2639

2649


 

Показатели  п.п. 3, 5, 6 отмечены звездочками:

п.3 - *) – показатели имиджа или рейтинга приведены в процентах; при этом делается допущение, что рейтинг всемирно известных фирм принимается за 100% до 0 (никому не известная или новая фирма);

п.5 - **) – показатели размещения приведены относительно единицы: удобное (близкое) к потребителям расположение принимается за 1, наиболее отдаленное – за 0,1;

п. 6 - ***) – показатели качества приводятся также условно, относительно единицы: наилучшее принимается за единицу (или за 100%), более низкие сорта (марки и т.д.) берутся по отношению к 1.

4. Цены (п. 11) берутся за единицу продаж, а не за единицу продукции,  т.к. это может быть определенный  комплект, объем и т.д. (например, 1000 шт. условного кирпича).

Для того, чтобы практически оценить конкурентоспособность  фирмы необходимо собрать разнообразную  информацию об имеющихся фирмах, производящих аналогичную продукцию. При этом вначале следует учитывать максимально возможное количество имеющихся и потенциальных конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.

При использовании  матричного подхода [5] составляется матрица  показателей по ряду конкурирующих  фирм:

Показатели (i)

ФИРМЫ (j)

1

2

… j …

m

1. Объем продаж

а11

а12

а1j

a1m

2. Имидж (рейтинг)

a21

a22

a2j

a2m

3. Рентабельность продаж

4. Цена

5. Размещение

6. Качество продукции

7. Реклама

8. Финансовый рычаг

9. Текущая ликвидность

… i …

ai1

ai2

aij

aim

n

an1

an2

anj

anm

Титульник.docx

— 11.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы