Оценка конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является ключевым звеном в функционировании всего механизма рынка и рыночной экономики в целом.
В научной литературе существует немало различных определений конкуренции, которые отражают отдельные признаки этой сложной категории.

Содержание работы

1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции:
1.1 Конкуренция и ее роль в рыночной экономике;
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
1.3 Факторы определяющие конкурентоспособность продукции.
2. Методы оценки конкурентоспособности продукции:
3. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Лискисахар»:
3.1 характеристика предприятия;
3.2 Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Лискисахар»;
3.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции.

Файлы: 1 файл

диплом глава1.docx

— 35.03 Кб (Скачать файл)

Оценка конкурентоспособности  продукции

Содержание:

  1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции:
    1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике;
    2. Понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
    3. Факторы определяющие конкурентоспособность продукции.
  2. Методы оценки конкурентоспособности продукции:
  3. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Лискисахар»:
    1. характеристика предприятия;
    2. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Лискисахар»;
    3. Пути повышения конкурентоспособности продукции.

 

 

    1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции:
    1. Конкуренция и её роль в рыночной экономике.

 

   Конкуренция является ключевым звеном в функционировании всего механизма рынка и рыночной экономики в целом.

   В научной литературе существует немало различных определений конкуренции, которые отражают отдельные признаки этой сложной категории.

   Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкуренции появились в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли.

    Конкуренция трактовалась в концепциях того времени как сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих индивидов и способствующая активизации экономической жизни общества. Ранние представители классической политической экономии и, прежде всего, Уильям Петти, Пьер Л. де Буагильбер с функционированием и развитием конкурентных отношений связывали реализацию принципа социальной справедливости, обосновывая в этой связи понимание капиталистического строя как вечного и естественного.1

    А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. «…При полной свободе предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы, и стремиться к собственной выгоде вовсе не возникает хаос и неразбериха, …ведомые невидимой рукой Проведения, преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом» 2

   Таким образом, конкуренция трактуется в экономической теории как механизм регулирования общественного производства, как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и как процесс продвижения вперед.

  В современной отечественной экономической науке вопросам изучения конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики уделялось большое внимание. В этом направлении работали многие российские ученые, например М. Гельвановский, А. Юданов, Р. Фатхутдинов, А. Хасанова, Г. Азоев, Е. Горбашко, А. Кутейников, Л. Сафиуллин, Д. Кузина и др.

   Так М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова подчеркивают, что конкуренция представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и особенно, с его уровнем.

    Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг определяют конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.3

 Р.А. Фатхутдинов, в свою очередь, рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.4

 У таких авторов  как К.Ю. Тотьев, А.Н. Варламова, Р.Н. Салиева предметом анализа понятия конкуренция становятся правовые особенности регулирования конкурентных отношений в российской экономике.

 Таким образом, одни  под конкуренцией понимают соперничество  экономических субъектов, заинтересованных  в достижении поставленной цели. С точки зрения предприятия  такой целью является максимизация  прибыли за счет завоевания  предпочтений потребителей. Другие  понимают конкуренцию как соперничество,  или борьбу, часто между двумя  более или менее четко обозначенными  соперниками, способность обеспечить  лучшее предложение по сравнению  с конкурентами.5

  Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

   В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

  1. регулирующую;
  2. аллокационную;
  3. инновационную;
  4. адаптационную;
  5. распределительную;
  6. контролирующую.

  Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства— индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.6

   Главной целью  аллокационной функции конкуренции,  называемая иначе функцией размещения, является размещение факторов  производства наиболее эффективным  способом в тех районах, где  отдача капитала будет максимальной.

   Главной целью  инновационной функции конкуренции  является применение различных  проявления новаторства (нововведений), опирающихся на достижение научно-технического  прогресса и предопределяющих  динамизм фактического развития  субъектов рыночной экономики.7

   Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным её аспектам. Фирме необходимо приспосабливаться к законодательству страны, к её налоговой системе, к возможной инфляции, к религиозным и чисто национальным обычаям и традициям и т. д., в общем, ко всему тому, что называется средой предпринимательства. Эта среда в целом или подавляет субъектов рынка, или выдвигает их на передовые экономические высоты - в зависимости от их адаптационных способностей. Данная функция играет столь существенную роль в развитии рынка, что некоторые экономисты вообще рассматривают приспособленческую конкуренцию как отдельный тип или вид конкуренции.

     Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на наиболее выгодных условиях. Здесь есть за что бороться, так как по существу распределяется весь произведенный валовой национальный продукт - готовый продукт, а его условия распределения определяются не только экономическими, но и политическими, социальными и другими факторами. Таким образом, именно эта функция конкуренции реализуется в наиболее неблагоприятной (этически) обстановке.8

   И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

   Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.9

Конкуренция классифицируется по разным признакам (рис. 1):

 

 

 





 

Рис. 1 Классификация конкуренции

   В условиях свободной рыночной экономики различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.10

   Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей одной отрасли за наилучшие условия производства и сбыта продукции. В результате внутриотраслевой конкуренции формируется единая отраслевая стоимость товара, служащая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотраслевая структура капитала и скорость его оборота.

   Положительными следствием внутриотраслевой конкуренции является быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и удешевление производимой продукции.

   К негативным последствиям внутриотраслевой конкуренции следует отнести неизбежную имущественную дифференциацию производителей: компании, обеспечившие себе временное лидерство, получают возможность его закрепить, капитализируя свою высокую прибыль. 11

   Межотраслевая конкуренция – конкуренция производителей из разных отраслей производства за сферы производства, области приложения капитала, распределения прибыли. Каждый производитель стремится попасть на тот рынок, где отдача капитала будет не ниже других, и в то же время удовлетворять ожидания производителя. Это вызывает движение капитала не только внутри отрасли, но и между отраслями, в сторону отраслей с более высокой нормой прибыли и отдачей капитала.12

Внутриотраслевая и межотраслевая  конкуренция (Табл. 1):

Признаки

Внутриотраслевая

Межотраслевая

Субъекты 

Предприятия одной отрасли

Предприятия разных отраслей

Объекты

Лучшие условия производства и сбыта 

Сферы наиболее прибыльного  вложения капитала

Предпосылки

Различие индивидуальной стоимости однородных товаров

Различие нормы прибыли  в отраслях экономики

Результат

Рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары

Средняя прибыль и цена производства


 

Табл. 1 Внутриотраслевая и  межотраслевая конкуренция

   Конкуренция очень сильно зависит от  количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

   Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

    Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

  • монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
  • олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
  • монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.13

Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций (Табл. 2):

Формы конкуренции

Основные черты

Количество фирм на рынке

Тип продукта

Контроль над ценой

Вход в отрасль

Совершенная конкуренция

Множество независимых

Стандартизованный

Нет

Относительно легкий

Чистая монополия

Одна крупная

Уникальный

Полный контроль

Очень трудный 

Олигополия 

Несколько крупных

Стандартизованный

Влияние ценового лидера

Трудный

Монополистическая конкуренция

Достаточно много

Дифференцированный

Влияние

ограничено

Вход и выход возможны


 

   В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

   Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции