Определение конкурентоспособности магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

В нашем мире большой рыночной конкуренции легко заблудиться среди миллионов различных детских товаров. Но и в этом есть своеобразная прелесть: каждый может купить малышу подарок по душе и интересам. Многие эксперты сравнивают развитие сетевой розницы детских товаров с развитием продовольственного ритейла и ритейла в отрасли бытовой техники и электроники, где лет пять назад была похожая ситуация. Сегодня соотношение цивилизованной розницы по отношению к рынкам и неорганизованной рознице в отрасли детских товаров составляет 30-40% в крупных городах-миллионниках. В небольших региональных городах с населением 100-200 тыс. человек родители чаще всего покупают детские товары на рынках или в небольших магазинах, которым принадлежит 85-90% рынка. Несмотря на это ситуация начинает меняться в пользу сетевых магазинов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности товара
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Составляющие конкурентоспособности
1.3 Оценка конкурентоспособности товара
2.Характеристика Группы предприятий «Спутник» г.Пермь
3. Информационная система как фактор повышения конкурентоспособности товара ГП «Спутник»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Определение конкурентоспособности магазина Бегемотик.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Постольку поскольку за товарами всегда стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий и стран, в которых они расположены. Любой товар, находясь на рынке, фактически проходит проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

В связи с этим конкурентоспособность товара определяется, только в сравнении товаров конкурентов друг с другом. Иначе говоря, конкурентоспособность есть понятие относительное, привязанное к конкретному рынку и времени продажи. У всех покупателей имеются свои индивидуальные критерии оценки удовлетворения собственных потребностей, поэтому конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок [6].

Конкурентоспособность может быть определена только свойствами, представляющими заметный интерес для потребителей. Все характеристики товара, которые выходят за рамки этих интересов, не рассматриваются при оценке конкурентоспособности, поскольку не имеют к ней отношения. Превышение норм, стандартов и правил (при условии, что оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, так как ведет к росту цен, не увеличивая при этом потребительской ценности, в силу чего представляется покупателям бесполезными. Изучение конкурентоспособности товара необходимо вести непрерывно, в тесной связи с фазами его жизненного цикла. Это вызвано необходимостью своевременного улавливания момента начала снижения показателей конкурентоспособности товара и возможностью принятия соответствующих решений (например, снять с производства, модернизировать товар и тому подобное). При этом, исходят из того, что выпуск нового товара, до того как старый исчерпает возможности поддержания конкурентоспособности, как правило, экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс возможно замедлить и временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новый товар проектируется по графику, обеспечивающему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним товаром.

Конкурентные маркетинговые стратегии на корпоративном уровне преследуют цель обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке относительно фирм-конкурентов. Смысл конкурентных стратегий состоит в способности предприятия удержать определенную долю рынка (или рыночного сегмента) или увеличить ее.

Конкурентного преимущества достигается предприятием решением следующих вопросов [7]:

  1. Какими путями может быть получено конкурентное преимущество?
  2. Каким образом определяются маркетинговые возможности по достижению конкурентного преимущества?
  3. Какие возможны варианты стратегий для достижения конкурентного преимущества?
  4. Как образом производить оценку ответных действий со стороны конкурентов?

Для решения этих задач и управления конкурентным положением организации могут использовать следующие модели:

  • Общая конкурентная матрица;
  • Модель конкурентных сил;
  • Матрица конкурентных преимуществ;
  • Модель реакции конкурентов.

1.3.2. Пути обеспечения конкурентного преимущества продукции

Основываясь на общей конкурентной матрице М.Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке обеспечивается тремя основными путями [8]:

1). Продуктовое лидерство — основано на принципе дифференциации товаров. В этом случае основное внимание направлено на:

  • совершенствование товаров,
  • придание им большей потребительской полезности,
  • развитие марочной продукции,
  • дизайн, сервисное и гарантийное обслуживание,
  • формирование привлекательного имиджа и др.

При повышении ценности товара в глазах потребителя, он готов заплатить за нужный товар более высокую цену. Вместе с тем, повышение цены, которое является приемлемым для покупателя, должно быть больше повышения издержек предприятия на производство и поддержание элемента дифференциации.

Сочетание — высокая полезность и высокая цена — формирует «рыночную силу» товара. Рыночная сила защищает предприятие-производитель от конкуренции, обеспечивает предприятию стабильность положения на рынке. Управление маркетингом тогда направлено на то, чтобы постоянно отслеживать предпочтения потребителей, контролировать их «ценности», а также срок жизни элементов дифференциации, соответствующих данной ценности.

2) Ценовое лидерство. Этот путь обеспечивается возможностями предприятия к снижению затрат на производство продукции. Здесь главная роль отводится производству. Пристальное внимание направляется на:

  • стабильность инвестиций,
  • стандартизацию товаров,
  • управление издержками,
  • внедрение рациональных технологий,
  • контроль расходов и тому подобное.

Снижение издержек базируется на использовании «кривой опыта» (затраты на производство единицы продукции падают на 20% всякий раз, когда объем производства удваивается), а также выведенном на ее основе «законе опыта».

Закон опыта гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции».

3) Лидерство в нише проявляется в фокусировании продуктового или ценового преимущества на определенном сегменте рынка. Более того, этот специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Подобное лидерство, как правило, используют предприятия малого бизнеса. Лидерство в нише может быть применено и крупными организациями, чтобы выделить узкую группу потребителей (профессионалы, люди с определенным уровнем дохода и тому подобное).

Тип стратегии напрямую зависит от положения, занимаемого предприятием на рынке, и от характера его действий.

Согласно предложенной Ф. Котлером классификации, лидер рынка занимает доминирующее положение на рынке, вносит наибольший вклад в его развитие. Лидер часто представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые нападают, подражают или избегают его. Предприятие-лидер располагает значительными стратегическими возможностями.

Преследователь лидера рынка — это предприятие, которое не занимает в настоящее время доминирующее положение, но желает атаковать лидера.

Далее следуют предприятия, избегающие прямой конкуренции. Ими являются предприятия, намеренные мирно сосуществовать с лидером и согласные со своим положением на рынке.

Занимая определенное положение на рынке, предприятия выбирают упреждающие (активные) или пассивные стратегии обеспечения своих конкурентных преимуществ (см. таблицу).

Стратегия

Характеристика

«Захват рынка»

Подразумевает расширение спроса на продукцию путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др.

«Защита рынка»

Воздействие на «своих» потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др.

«Блокировка рынка»

Не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и так далее

«Перехват»

Реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности.

«Атака в лоб» («фронтальная атака»)

Использование преследователем достигнутого над лидером превосходства для установления конкурентного преимущества

«Прорыв» («фланговая атака»)

Использование какой-либо одной слабой стороны лидера

«Окружение»

Постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон.

«Следование по курсу»

Минимизация риска ответных действий лидера, например в ценовой политике.

«Сосредоточение сил на выгодных участках»

Выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов.

«Обход»

Избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и тому подобное.

«Сохранение позиций»

Поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво).


Теперь обратимся к управлению ценообразованием.

Конкурентное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь существуют следующие методы [9]:

  • «Ценовая война»;
  • «Цена снятия сливок»;
  • «Цена проникновения»;
  • «Цена по кривой освоения».

Ценовые войны применяются, как правило, на рынке монополистической конкуренции. При установке цены выше, чем у конкурентов, привлекается незначительное число покупателей. Если же цена ниже конкурентов, то конкуренты ответят тем же. Желание привлечь потребителей низкими ценами со временем приводит к низким прибылям.

Цена снятия сливок (или престижные цены) устанавливается на новые, модные, престижные товары. Расчет направлен на те сегменты рынка, где покупатели начнут их приобретать, невзирая на высокий уровень цен. По мере предложения конкурентами таких же товаров, данный сегмент будет насыщаться. Тогда предприятие сможет перейти на новый сегмент или новый уровень «снятия сливок». Задача состоит в опережение конкурентов и сохранения за собой лидерства на определенном участке рынка.

Стратегия «снятия сливок» рассматривается и как осторожная финансовая и маркетинговая проблема одновременно. Главное достоинство этой стратегии состоит в том, что она оставляет возможность последующей перестройки цен с учетом эволюции рынка и конкуренции. С маркетинговой точки зрения снижать цену всегда легче, чем повышать. С финансовой стороны она позволяет быстро высвободить ресурсы для использования в других проектах.

Цена проникновения предполагает установление более низких начальных цен относительно цен конкурентов. Цены проникновения должны создавать барьер для конкурентов по производству аналогичной продукции. Политика низких цен в большей мере преследует цель получения долговременных прибылей (по сравнению с «быстрыми» прибылями высоких цен).

Цена по кривой освоения представляет собой компромиссный вариант между ценой снятия сливок и проникновения. Данный подход предполагает быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам.

 

 

 

2. Краткая характеристика гипермаркета "Бегемот" и магазина-франчайзи "БегемотиК"

2.1. Описание деятельности гипермаркета "Бегемот" и магазина "БегемотиК"

 

Гипермаркет "Бегемот" - крупнейшая федеральная торговая сеть по продаже игрушек, включающая в себя 89 магазинов, которые расположены в европейской части РФ, на Урале и Западной Сибири.

Сеть образована в 2005 г. с открытия первого магазина в г. Пенза. Именно с этого магазина началась история гипермаркета. Прошло 9 лет, за это время компании удалось:

- открыть еще 88 гипермаркетов в  крупнейших городах России; 
- создать и развить франчайзинговую сеть, в которую сейчас входят более 800 франчайзи - партнеров. Сеть магазинов - франчайзи «Бегемотик» прочно укрепляет свои позиции на рынке игрушек: 
- добиться узнаваемости бренда "Федеральная торговая сеть "Гипермаркет "Бегемот" не только в пределах Российской Федерации, но и за рубежом; 
- заручиться поддержкой оптовых и розничных покупателей.

Идея создания общенациональной сети, специализирующейся исключительно на игрушках, исходила от группы компаний "Гранд Тойз" - крупнейшего российского поставщика, вышедшего на рынок в 1998 г.

"Бегемот" работает в формате cash&carry. Он позволяет в одном месте и сразу приобрести все, что выбрал покупатель в необходимом для себя количестве (все запасы удобно размещены в торговом зале) и по доступным ценам. Для оптовиков, кроме низких оптовых цен, действует специальная система скидок и набор дополнительных услуг.

Каждый магазин сети - это целое царство для детей и их родителей (около 1000 кв.м), где можно найти 15 тыс. наименований игрушек на любой возраст, вкус и кошелек. Несмотря на такое обилие, благодаря квалифицированному персоналу и удобной навигации каждый легко и быстро найдет для себя необходимую игрушку. 

Все, что представлено в магазинах сети "Гипермаркет "Бегемот",соответствует самым строгим требованиям:

  • только сертифицированный товар, прошедший необходимую проверку (имеются все необходимые документы).
  • возможность приобрести любую игрушку от ведущих производителей (Россия, Китай, Германия, Беларусь, Польша).
  • игрушки как на важнейший аспект развития детской личности.
  • Имеется весь необходимый ассортимент, начиная от игрушек для новорожденных и до товаров для тинейджеров.

Девиз  гипермаркета "Бегемот" -  "Мы дарим радость детям!" - основной вектор развития. Одна из лучших традиций современной России - оказание представителями крупного бизнеса всесторонней поддержки детским организациям. Это направление получило дальнейшее продолжение и в данной компании. Так, ФТС "Гипермаркет "Бегемот" патронирует мероприятия, конкурсы, спортивные соревнования, организованные для детворы в городах нашего присутствия.

Ежегодно в магазинах сети проводится акция "Подарок под елку", в ходе которой покупатели собирают подарки для детей из малообеспеченных семей и интернатов.

Информация о работе Определение конкурентоспособности магазина