Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:57, курсовая работа
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управления выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Введение
Управление – это особый
интеллектуальный вид деятельности,
в котором занято огромное количество
людей, вооруженных современной
вычислительной и организационной
техникой. Организация управления выступает
как один из факторов трансформации
экономики, через нее реализуется
действие объективных законов
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Поэтому работа посвящена именно этой теме.
Необходимость изменения
организационной структуры
Цель работы – обосновать важность и оценить эффективность организационной структуры, дать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
Объектом исследования выступает Закрытое акционерное общество «Сахарный комбинат Курганинский».
Предмет исследования –
организационная структура
В работе 3 главы. В первой главе дана характеристика организационной структуры, раскрыты основные типы и виды организационных структур, и их совершенствование.
Во второй главе дается характеристика предприятия. В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры, в общем, и основные пути повышения организационной структуры на предприятии.
1 Теоретические основы совершенствования структуры управления
1.1 Сущность и
понятие организационной
Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность. Структура (лат. struktura) – строение, единство устойчивых взаимосвязей между её элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внешних и внутренних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают её качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике части и целого. Изменение структурных отношений в системе вызывает изменения свойств элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Таким образом, структура характеризует взаимозависимость частей системы. Организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность людей, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объёмов, сроков и последовательности работы. [1, с. 109].
Организационной структурой системы управления предприятием называется состав подсистем или элементов системы, каждому из которых соответствует определённая функция, а так же организация связей и отношений между подсистемами или элементами системы.
Возможны и другие определения:
«Организационная структура системы
управления предприятием – это разделение
предприятия на подразделения в
целях упорядочения взаимодействия
звеньев, установления подчинённости
и полномочий». Организационная
структура системы управления предприятием
– это структура объекта
Структура управления в организации
необходима для управления различными
областями деятельности предприятия
– производством, закупкой, сбытом,
маркетингом, финансами, НИОКР, работой
с персоналом и т.д. Анализ преимуществ
и недостатков различных
Основными элементами организационной структуры управления (ОСУ) выступают:
− цели и стратегии системы;
− иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности;
− горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, − менеджеры и руководители, управленческие работники;
− субъекты внешних связей – потребители, поставщики, партнёры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации;
− связи – отношения, коммуникации, информация.
Определяющим звеном структуры
являются связи, – отношения, имеющие
многогранное и многоаспектное содержание.
Прежде всего, отношения по управлению
имеют социально-экономическую
Целевое назначение структуры
управления организации – обеспечить
устойчивое развитие социально-экономической
системы посредством
Следует, однако, предостеречь от увлечения организационными новшествами, организационная перестройка, проводимая без веских внешних и внутренних причин не даст желаемых результатов. Примером может служить преобразование существующих подразделений, отделов на некоторых предприятиях в службу маркетинга без достаточной проработанности и исследования проблемы. [3, с. 118]
Чтобы предприятие успешно функционировало в целом, необходимы специальные подразделения или должности, – выделение подразделений предприятия основано на различии видов деятельности, управление протекающими процессами в подразделениях выполняется самими подразделениями. Поэтому организационная структура системы управления предприятием состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятием в целом (органов общего управления). [2, с. 450]
Между всеми составляющими
организационной структуры
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих её ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом
– организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчинённой производству и его потребностям;
− следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
− формирование структуры
управления надлежит связывать с
определением полномочий и ответственности
каждого работника и органа управления,
с установлением системы
− между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью − с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. [3, с. 209]
Подчинён-ность хозяйствен-ному процессу
Оптималь-ность разделения туда
Адекват-ность социально-культурной среде
Связанность взаимодей-ствий
Необходи-мость соблюдения принципа соответствия
Масштаб контроля
Степень самостоя-тельности
Распреде-ление полномочий, ответствен-ности
Подход к принятию решений
Требования к организаци-онной структуре
- основное требование
- вспомогательное требование
Рисунок 1.1 - Требования к организационной структуре
В зависимости от характера
связей между подразделениями
- линейную;
- функциональную;
- линейно-функциональную;
- матричную.
Линейная организационная структура управления - это одна из простейших организационных структур управления. При линейной структуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель — единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно.
Эта структура характерна
для малых предприятий, где круг
решаемых вопросов незначителен и производственных
связей немного. Когда же масштабы производства
больше, а круг решаемых проблем
все возрастает, повышается технический
и организационный уровень, линейная
структура оказывается
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
- единство и четкость распорядительства;
- согласованность действий исполнителей;
- простота управления;
- оперативность в принятии решения;
- четко выраженная
- личная ответственность руководителя.
Недостатки:
- высокие требования к руководителю;
- отсутствие звеньев по
планированию и подготовке
Информация о работе Организационная структура предприятия и ее совершенствование