Организационная структура предприятия и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управления выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Файлы: 1 файл

курсовой маркетинг1.docx

— 180.12 Кб (Скачать файл)

Введение

Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной  вычислительной и организационной  техникой. Организация управления выступает  как один из факторов трансформации  экономики, через нее реализуется  действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным  началом всей системы факторов радикальной  реформы управления экономикой.

Ключевой проблемой в  организации управления является структура  системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Поэтому работа посвящена именно этой теме.

Необходимость изменения  организационной структуры большинства  российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной  структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного  способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение  механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических  положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма  формирования и развития организационной  структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего  повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

Цель работы – обосновать важность и оценить эффективность  организационной структуры, дать рекомендации по ее совершенствованию.

Задачи исследования:

  • рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
  • провести анализ организационно-управленческой структуры на примере предприятия ЗАО «Сахарный комбинат Курганинский»;
  • раскрыть пути совершенствования организационных структур управления и перспективы развития.

Объектом исследования выступает  Закрытое акционерное общество «Сахарный комбинат Курганинский».

Предмет исследования –  организационная структура управления предприятия.

В работе 3 главы. В первой главе дана характеристика организационной структуры, раскрыты основные типы и виды организационных структур, и их совершенствование.

Во второй главе дается характеристика предприятия. В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры, в общем, и основные пути повышения организационной структуры на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы совершенствования структуры управления

 

1.1 Сущность и  понятие организационной структуры

 

Категория "структура" относительно социально-экономических  систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально  существующих социально-экономических  систем, потому что структура придает  им целостность. Структура (лат. struktura) – строение, единство устойчивых взаимосвязей между её элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внешних и внутренних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают её качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике части и целого. Изменение структурных отношений в системе вызывает изменения свойств элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Таким образом, структура характеризует взаимозависимость частей системы. Организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность людей, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объёмов, сроков и последовательности работы. [1, с. 109].

Организационной структурой системы управления предприятием называется состав подсистем или элементов  системы, каждому из которых соответствует  определённая функция, а так же организация  связей и отношений между подсистемами или элементами системы.

Возможны и другие определения: «Организационная структура системы  управления предприятием – это разделение предприятия на подразделения в  целях упорядочения взаимодействия звеньев, установления подчинённости  и полномочий». Организационная  структура системы управления предприятием – это структура объекта управления, обеспечивающая взаимодействие между  его элементами. «Организационная структура  системы управления предприятием представляет собой упорядоченный набор образующих её элементов, связанных различными способами друг с другом». [2, с. 450] 

Структура управления в организации  необходима для управления различными областями деятельности предприятия  – производством, закупкой, сбытом, маркетингом, финансами, НИОКР, работой  с персоналом и т.д. Анализ преимуществ  и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать  правильный выбор в пользу конкретных организационных структур, учитывая при этом состояние рынка и  стратегию предприятия. Структура  управления организации есть выражение  целостности, взаимосвязи элементов  управления в управляющей системе. Различают организационную структуру  управления на уровне цеха, фирмы, отрасли, региона и т.п. [3, с. 119]

Основными элементами организационной  структуры управления (ОСУ) выступают:

− цели и стратегии системы;

− иерархические звенья управления или уровни принятия решений  и ответственности;

− горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, − менеджеры и руководители, управленческие работники;

− субъекты внешних связей – потребители, поставщики, партнёры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации;

− связи – отношения, коммуникации, информация.

Определяющим звеном структуры  являются связи, – отношения, имеющие  многогранное и многоаспектное содержание. Прежде всего, отношения по управлению имеют социально-экономическую природу, поэтому, при формировании способа  связей между людьми и коллективами, осуществляющими совместную деятельность, учитывается совокупность интересов  – экономических, социальных, психологических. Следует также отметить, что основное внимание уделяется связям, отражающим характер разделения труда, выделяют функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства  и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные).

Целевое назначение структуры  управления организации – обеспечить устойчивое развитие социально-экономической  системы посредством формирования, поддержания и совершенствования  способов взаимосвязи и взаимодействий системы с внешней средой и  внутреннего взаимодействия элементов  системы. С целевым назначением  связана и способность адаптации  структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами  временных, трудовых, материальных и  финансовых ресурсов. Устойчивость, рациональность, адаптивность, гибкость, управляемость, коммуникативность, надёжность, организационная культура – основные характеристики, обусловленные сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления. [1, с. 110]

Следует, однако, предостеречь от увлечения организационными новшествами, организационная перестройка, проводимая без веских внешних и внутренних причин не даст желаемых результатов. Примером может служить преобразование существующих подразделений, отделов на некоторых предприятиях в службу маркетинга без достаточной проработанности и исследования проблемы. [3, с. 118]

Чтобы предприятие успешно  функционировало в целом, необходимы специальные подразделения или  должности, – выделение подразделений  предприятия основано на различии видов  деятельности, управление протекающими процессами в подразделениях выполняется  самими подразделениями. Поэтому организационная  структура системы управления предприятием состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятием в целом (органов общего управления). [2, с. 450]

Между всеми составляющими  организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (например, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость  пересмотра всех остальных. Увеличение количества элементов и уровней  в организационной структуре  управления неизбежно приводит к  многократному росту числа и  сложности связей, возникающих в  процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что  в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих её ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах  формирования организационной структуры  управления. Главные из этих принципов  могут быть сформулированы следующим  образом 

– организационная структура  управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчинённой производству и его потребностям;

− следует предусматривать  оптимальное разделение труда между  органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также  надлежащую специализацию;

− формирование структуры  управления надлежит связывать с  определением полномочий и ответственности  каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

− между функциями и  обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью − с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

Организационная структура  управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние  на решения относительно уровня централизации  и децентрализации, распределения  полномочий и ответственности, степени  самостоятельности и масштабов  контроля руководителей и менеджеров. [3, с. 209]

Подчинён-ность хозяйствен-ному  процессу

Оптималь-ность разделения туда

Адекват-ность социально-культурной среде

Связанность взаимодей-ствий

Необходи-мость соблюдения принципа соответствия

Масштаб контроля

Степень самостоя-тельности

Распреде-ление полномочий, ответствен-ности

Подход к принятию решений

Требования к  организаци-онной структуре

- основное требование

- вспомогательное требование

Рисунок 1.1 - Требования к организационной структуре

1.2 Типология организационных  структур управления

 

В зависимости от характера  связей между подразделениями организации  различают следующие типы организационных  структур:

- линейную;

- функциональную;

- линейно-функциональную;

- матричную.

Линейная организационная  структура управления - это одна из простейших организационных структур управления. При линейной структуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель — единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно.

Эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производства больше, а круг решаемых проблем  все возрастает, повышается технический  и организационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может  знать все и поэтому не может  управлять хорошо.

Линейная организационная  структура управления имеет свои преимущества и недостатки:

Преимущества:

- единство и четкость  распорядительства;

- согласованность действий  исполнителей;

- простота управления;

- оперативность в принятии  решения;

- четко выраженная ответственность;

- личная ответственность  руководителя.

Недостатки:

- высокие требования к  руководителю;

- отсутствие звеньев по  планированию и подготовке решений;

Информация о работе Организационная структура предприятия и ее совершенствование