Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 17:27, контрольная работа
Растущая роль маркетинга для предприятия отражается и на типичных организационных структурах. Можно выделить 4 фазы развития: маркетинг как функция распределения; организационная концентрация задач маркетинга как функции продажи; выделение маркетинга в самостоятельную службу; маркетинг как главная функция предприятия.
Организационные аспекты маркетинга
Растущая роль маркетинга для предприятия отражается и на типичных организационных структурах. Можно выделить 4 фазы развития: маркетинг как функция распределения; организационная концентрация задач маркетинга как функции продажи; выделение маркетинга в самостоятельную службу; маркетинг как главная функция предприятия.
Рис1. Ориентированная на производство организация предприятия.
Рис.2. Ориентированная на продажу организация предприятия.
Рис.2. Ориентированная на маркетинг организация предприятия.
Рис.4. Полная интеграция маркетинга на предприятии.
Итак, маркетинг может быть интегрирован в деятельность предприятия частично и полностью. Частичная интеграция означает, что маркетинг представляет собой равноправную функцию предприятия. Полная интеграция – маркетинг является главной функцией. На практике частичная интеграция наблюдается на небольших предприятиях и в сфере инвестиционных товаров; полная интеграция – преимущественно на американских предприятиях и в сфере товаров массового спроса.
5. Факторы, влияющие на организацию маркетинга.
Оптимальная структура и форма организации маркетинга зависят от различных факторов и условий ситуации, в которой находится предприятие. Определяющими факторами являются:
Внутренние условия: величина предприятия и его возраст; число и разнородность продуктов; квалификация сотрудников; финансовый потенциал; имеющиеся каналы сбыта.
В реальной жизни имеется множество различных форм организации службы маркетинга, поэтому ограничимся рассмотрением лишь основных базисных организационных структур.
3.1. Функциональная организация
маркетинга означает, что маркетинг
выступает как линия наряду
с другими функциями
Рис.5. Функциональная организация маркетинга.
Специализация, стандартизация управленческих процессов, четкое разграничение компетенций определяет высокую эффективность этой организационной структуры. Проблемы, связанные с подобной организацией: а) групповой эгоизм, трудности с координацией; б) решение задач, выходящих за пределы компетентности линии, передаётся наверх, что влечёт опасность чрезмерной централизации; в) сотрудники не всегда понимают конечную цель, недостаток мотивации.
С точки зрения
3.2. Управление по продукту в рамках функциональной организации маркетинга. Для преодоления координационных проблем в рамках функциональной организации иногда вводится менеджмент по продуктам. Менеджер по продукту несёт ответственность от внедрения до снятия с производства за одно или за группу однородных изделий. Его задача – координация работы различных служб предприятия в связи с выпуском данного продукта.
Особенности деятельности
- менеджер оценивается по
- менеджер выполняет, как правило,
координирующую роль без
- различные менеджеры по
- при управлении по продуктам высока вероятность конфликтов, необходимо чёткое разделение полномочий.
Типичные задачи менеджера по продукту:
- наблюдение и анализ рынка;
- планирование и контроль
- позиционирование продукта;
- предложения по улучшению
- проверка комплекса
Реализация остаётся за функциональными менеджерами, поэтому выполнение менеджером по продукту своих задач зависит от его компетентности и силы убеждения.
При интеграции в
Рис.6. Управление продуктом, интегрированное в отдел маркетинга.
Рис.7. Управление продуктом как штаб предприятия.
Исторически вначале
Управление по продуктам может улучшить планирование продукта, приспосабливаемость к рынку, координацию между службами, однако для этого необходима поддержка руководства предприятия.
Организация по продуктам. Чем разнороднее программа, чем сильнее диверсифицировано предприятие, чем динамичнее рынок, тем лучше подходит организация предприятия по продуктам (рис. 8.).
Рис.8. Организация, структурированная по продуктам.
Эти структуры могут быть
подчинены отделу маркетинга
или руководству предприятия. если
руководитель по продукту
Организация по клиентам. При организации маркетинга по клиентам каждому отделу поручается какая-либо отдельная группа клиентов или часть рынка (например, работа с оптовой торговлей, розничной торговлей и промышленными предприятиями) (рис. 8.9.). Иногда менеджеру поручается всего один, но очень важный клиент.
Рис9. Организация, структурированная по группам клиентов.
Рис.10. Организация, структурированная по географическому принципу.
Подобные структуры (рис.10) могут подойти для предприятий, имеющих большой ареал сбыта, в рамках которого существуют регионы с различными требованиями к товару. На практике такие структуры управления встречаются относительно редко.
Рис.11. Матричная организация.
Каждый элемент матричной
структуры (точки на пересечениях
линий на рис.11.) имеет две вышестоящие
организации. В качестве критериев
структурирования могут
Преимуществом подобных структур можно назвать малые потери информации и лучшую координацию деятельности. Существенный недостаток – конфликты по поводу компетенций.
Какая доля отклонения относится на счёт падения сбыта в штуках, и какая на счёт снижения цен?
За счёт цен: (1-0,8)*3000=600 руб.(37,5%).
За счёт объёма: 1*(4000-3000)=1000 руб. (62,5%).
Дифференцированный контроль
позволяет получить более
Процедура использования анализа маркетинговых затрат состоит из трёх этапов: изучение расходов по обычным статьям, переход от обычных статей к функциональным и распределение функциональных статей по маркетинговой классификации.
Первым шагом при анализе маркетинговых затрат является изучение уровней расходов по обычным статьям, а не по целям расходов. Статьи, обычно содержащиеся в бухгалтерских книгах, включают заработную плату, аренду, рекламу, материалы, страхование и проценты. Классификация обычных статей расходов приводится в табл. 22.