Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 02:36, курсовая работа
Современный этап в развитии российской металлургии характеризуется интеграцией в мировую металлургическую инфраструктуру. Мировые тенденции консолидации металлургических предприятий в течение последних лет привели к созданию крупнейших транснациональных корпораций, сталелитейные мощности которых сравнимы с мощностями России и Германии, занимающих в мировом рейтинге производителей стали соответственно 4-ое и 5-ое места. Активное приобретение зарубежных металлургических активов российскими компаниями приводит к превращению последних в транснациональные корпорации.
Коммерческий аспект определяет инновацию
как экономическую
Научно-технические инновации
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса:
ь внутриорганизационная (натуральный процесс),
ь межорганизационная (товарный процесс),
ь расширенная.
Внутриорганизационная форма инновационного
процесса предполагает создание и использование
новшества внутри одной и той
же организации, новшество в этом
случае не принимает непосредственно
товарной формы. При товарном инновационном
процессе новшество выступает как
предмет купли-продажи. Такая форма
инновационного процесса означает отделение
функции создателя и
В условиях товарного инновационного процесса действует, как минимум, два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяются две его органические фазы:
1) Создание и распространение;
2) Диффузия нововведения.
Первая фаза, в основном, включает в себя последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределится между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.
Диффузия инновации - это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам и распределяется между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т.п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами:
ь формой принятия решения;
ь способом передачи информации;
ь свойствами социальной системы;
ь свойствами нововведения (относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой: сложность, накопленный опыт внедрения и др.)
Одним из основных факторов распространения
любой инновации является ее взаимодействие
с соответствующим социально-
Субъекты инновационного процесса делятся на новаторов; ранних реципиентов; раннее большинство и отстающих. Последние три вида субъектов относятся к имитаторам.
Диффузия нововведения зависит
как от стратегии имитаторов, так
и от количества пионерских реципиентов.
Предприниматели открывают
Инновационный процесс имеет циклический
характер, что демонстрирует
По мере развития деятельность, представляющая
инновационный процесс, распадается
на отдельные, различающиеся между
собой участки и
Создание нововведений происходит в ходе деятельности, которая может быть названа инновационной. Условно совокупность процессов инновационной деятельности в разных отраслях может быть названа инновационной сферой.
Инновационная сфера не является единой организационной системой, ее составляющие присутствуют как в производственном, так и в непроизводственном секторах экономики. В состав инновационной сферы входят подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации на предприятиях, в организациях и учреждениях, самостоятельные научно-технические организации, ВУЗы, система образования, отдельные ученые и изобретатели.
Стратегия развития инновационной
сферы как часть социально-
Инновационная стратегия - система концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.
В свою очередь экономическая (социально-экономическая)
стратегия - это система долгосрочных,
определяемых целью развития концептуальных
установок (ориентиров) на принятие решений,
позволяющих распределять ресурсы
между альтернативными
Инновационная стратегия, с одной
стороны, призвана регулировать функционирование
инновационной сферы, а с другой
- включает отдельные экономико-
Говоря об иерархии инновационных стратегий, рассмотрим в общей постановке задачи, решаемые на каждом из анализируемых уровней.
Методологическая постановка проблемы инновационного регулирования, а также фактическое протекание научно-технических процессов позволяют выделить три основные задачи, решаемые в рамках формирования макроинновационных стратегий:
ь обеспечение инновационной
ь выявление и реализация государственных
научно-технических
ь создание условий инновационной
предпринимательской
В свете проблемы обеспечения инновационной безопасности инновационные макростратегии должны способствовать созданию таких условий функционирования научно-технической сферы, которые позволяли бы поддерживать на необходимом уровне фундаментальные исследования, обеспечивали бы оптимальную долю заводских НИОКР в общем объеме проводимых в стране исследований и разработок, передачу результатов НИОКР в сферу производства и решение ряда других необходимых задач.
Государственные научно-технические приоритеты определяют направления развития науки и техники, которые имеют наибольшую важность для обеспечения конкурентоспособного положения страны в целом. Государство должно выявлять эти приоритеты и формировать стратегии их претворения в жизнь. Его усилия должны быть направлены на то, чтобы заинтересовать регионы, отраслевые образования, отдельные предприятия следовать в русле названных приоритетов. С этой целью на рассмотренные более низкие уровни передаются управляющие стратегические воздействия.
Создание условий
Региональная и отраслевая стратегии
вместе и по отдельности являются
стратегиями мезоуровня (среднего уровня).
Разновидностью отраслевого уровня
является так называемый ассоциативно-корпоративный
уровень. Последний характеризует
процессы, протекающие на уровне объединений
предприятий в масштабе отрасли,
подотрасли, системы производств
промышленности. Одной из форм ассоциативно-корпоративного
уровня выступают вертикально-
Переходя к задачам мезоуровня,
Микроуровень - это уровень отдельных предприятий и организаций. В свою очередь он также может быть разложен на структурные составляющие с вертикальной взаимосвязью.
Инновационная стратегия на уровне
предприятия или на микроуровне
очень сильно зависит от инновационных
стратегий более высоких
1.2 Классификация инноваций. Функции инноваций
Для успешного управления инновационной
деятельностью необходимо тщательное
изучение инноваций. Прежде всего, необходимо
уметь отличать инновации от несущественных
видоизменений в продуктах и
технологических процессах (например,
эстетические изменения - цвета, формы
и т. п.); незначительных технических
или внешних изменений в
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
1) Продуктовые инновации. Они
включают применение новых
2) Процессные инновации означают
новые методы организации
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
ь новые для отрасли в мире;
ь новые для отрасли в стране;
ь новые для данного предприятия (группы предприятий).