Организация маркетинговой службы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли.
В термин «маркетинг» специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления в условиях рыночных отношений.
В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.
В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.

Содержание работы

1.Сущность маркетинговой деятельности на предприятии 3
2.Организация отдела маркетинга на предприятии 8
2.1Выбор организационной структуры и распределение функций 8
3.Место маркетинговой системы в структуре предприятия 12
Введение 17
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

Руководители и ведущие  специалисты маркетинговых служб  должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к персоналу (компетентность, высокие моральные качества и  т.д.). Кроме того, они должны удовлетворять  ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области  маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Место маркетинговой  системы в структуре предприятия

Организационно служба маркетинга должна быть подчинена непосредственно  директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению  к другим подразделениям и объективную  оценку возможностей предприятия при  разработке его маркетинговой политики. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями  предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей.

При взаимодействии с отделом  главного конструктора и главного технолога  служба маркетинга предоставляет следующие  данные:

· количественные и качественные требования потенциальных и существующих потребителей новой продукции;

· план мероприятий по коммерческой реализации и техническому обслуживанию продукции;

· стоимостные ограничения  на цену изделия, определяемые рынком и производителями аналогичной  продукции.

Конструкторские и технологические  отделы взаимодействуют со службой  маркетинга по всем вопросам, связанным  с оценкой продуктивности новых  решений по разработке и производству перспективной продукции, и обеспечивают службу маркетинга сведениями:

· о реальном состоянии  и возможностях предприятия в  области конструирования новой  техники и технологии;

· об уровне квалификации специалистов;

· о конструкторских, ресурсных  и прочих ограничениях;

· о прочих факторах, влияющих на эффективность работы службы маркетинга.

Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического контроля осуществляется по вопросам повышения  качества и надежности продукции.

С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга предприятия  взаимодействует при:

· разработке планов внедрения  передовой техники;

· организации производства;

· определении экономической эффективности новой продукции и технологии;

· анализе работы предприятия;

· разработке перспективных  и текущих планов социально-экономического развития предприятия. Взаимодействие службы маркетинга с отделом материально-технического снабжения осуществляется при подготовке договоров на приобретение необходимой  для производства материально-технической  продукции и управления ее запасами.

Взаимодействие с ОАСУП (отдел автоматизированных систем управления производством) осуществляется по вопросам организации и ведения автоматизированных коммерческих баз данных, проведения расчетов, обеспечивающих процесс конъюнктурно-экономических  исследований.

C юридическим отделом  служба маркетинга взаимодействует  по вопросам правового обеспечения  производственно-коммерческой деятельности  предприятия.

В соответствии с основными  направлениями деятельности служба маркетинга ряд функций своих  подразделений может выполнять  во взаимодействии с внешними предприятиями  и организациями (специализированные организации по маркетинговым исследованиям  и т.д.).

С переходом к рынку  управление маркетингом приобретает  такое же значение, как и управление производством, финансами и кадрами. Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за координацию и взаимоувязку сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции предприятия. Они отвечают теперь за управление всей деятельностью предприятия в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за представление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия руководства на их проведение в жизнь.

Для обеспечения реализации возложенных на службу маркетинга задач, она должна иметь хорошее информационное обеспечение, в том числе определенную информацию и по стадиям жизненного цикла товара.

На первых двух стадиях (выработка  стратегии товара и формирование плана НИОКР) жизненного цикла продукта (ЖЦТ) службе маркетинга необходима следующая  информация:

  • описание на количественном или качественном уровне социально-экономических целей предприятия;
  • задания, содержащиеся в директивных документах, и основные задания целевых комплексных программ, народнохозяйственных планов;
  • сведения об объекте планирования (изделия, технологический комплекс и т.п.);
  • эталонное представление о проектируемом объекте, прогнозируемые показатели перспективного образца;
  • патентная документация, отчеты по НИР, технологические решения перспективного образца;
  • имеющиеся прогнозы конъюнктуры;
  • утвержденные типажи машин, описания и проекты международных стандартов и сертификационных требований;
  • каталоги, проспекты, почтовая реклама, промышленные классификации, статьи в периодических журналах, справочники по параметрам изделия для рассматриваемой группы однородной продукции;
  • промышленные образцы;
  • сведения об унифицированных узлах общепромышленного производства;
  • предложения лицензий и сведения о деловой репутации возможных партнеров;
  • сведения о научно-техническом потенциале предприятия применительно к объекту разработки;
  • сведения о производственных и материальных ресурсах.

 

Результаты деятельности службы маркетинга, необходимы для  успешного осуществления первой и второй стадии ЖЦТ, состоят в  следующем:

  • данные о потребности в изделии внутри страны и на внешнем рынке (оценки областей применения, возможных объемов продаж, географическое размещение потребителей и т.п.);
  • прогноз затрат на разработку, освоение и эксплуатацию изделия:
  • данные о фирмах-конкурентах и их возможностях по разработке и производству аналогичных товаров;
  • параметры отечественных и зарубежных аналогов, оценка конкурентоспособности изделия;
  • предложения по улучшению характеристик перспективного образца;
  • предложения по модернизации технологии производства и оборудования;
  • предложения по стратегии цен и динамики выпуска изделий.
  • рекомендации по привлечению сторонних организаций, предприятий, специалистов (как источников идей, технологий, ресурсов и т.д.);
  • предложения по формированию спроса на изделия, инфраструктуры реализации продукции предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время относительно слабо представлены вопросы функционирования системы планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Дело, как правило, ограничивается описанием  организационной структуры управления предприятием, изредка – функциональных обязанностей работников службы маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими  службами предприятия.

Развитие товарно-денежных отношений в России привело к формированию насыщенного товарами рынка - “рынка покупателя”, когда предложение превышает спрос по большинству товарных групп, причем как по продукции производственного назначения, так и по товарам широкого потребления. Развиваются конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности предприятия.

Суть и содержание маркетинговой  деятельности отражают объективные  условия развития рынка, который  в известной мере утрачивает хаотичность  и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых  хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю. Потребитель  предъявляет свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего  машин и оборудования) и тем  самым создает предпосылки для  распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать  конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет  высокие требования к качеству и  конкурентоспособности продукции.

Необходимыми условиями  достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка  является не только эффективное и  непрерывное обеспечение производства материалами, трудовыми и финансовыми  ресурсами в нужном количестве, соответствующего качества и по приемлемым ценам, но и ориентация производства на выпуск продукции, нужной рынку. По своему содержанию эти задачи являются довольно сложными, что объясняется рядом причин, и прежде всего конкурентной борьбой. В выигрыше остается тот, кто умеет  не только устанавливать эффективные  связи по обеспечению производства материальными и другими ресурсами, но и рационально их использовать и создать благоприятные условия  для сбыта своей продукции. Решением указанных вопросов на предприятии  и занимается маркетинговая служба. В ее состав, как правило, входят отделы по материально-техническому снабжению, сбыту, изучению рынка, рекламы и  многое другое. Именно поэтому выбранная  нами тема является актуальной на сегодняшний  день.

             Цель данной работы: анализировать деятельности маркетинговой службы на предприятии.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Выявить сущность маркетинговой службы на предприятии;
  2. Отразить организационные этапы создания маркетинговой службы на предприятии;
  3. Определить место и значение маркетинговой службы в структуре предприятия.

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования: изучение статей, описание, метод сравнения, аналитический метод. Данная курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Заключение

В условиях рыночной экономики  маркетинг представляет собой систему  организации деятельности предприятия  по разработке, производству и сбыту  продукции. Основополагающие принципы в его деятельности – производить  то, что продается, а не продавать  то, что производится. В результате производство продукции предприятия  перестраивается в соответствии со спросом на нее.

Успех на рынке может быть достигнут только в том случае, если предприятие изучает рынок, спрос, вкус и желания потребителей, выпускает товары, пользующиеся спросом, воздействует на рынок и спрос в своих интересах.

Промышленное производство материализует научные разработки, занимается воспроизводством материальных и духовных благ. Его задача –  наиболее полное удовлетворение потребностей человека и общества в целом высококачественными  орудиями, предметами труда и предметами потребления.

Эффективная работа производства обеспечивается высоким техническим  уровнем производства, организацией производства и труда, подбором, расстановкой, воспитанием и повышением квалификации кадров, высокой производственной, трудовой и исполнительской дисциплиной  работников.

Сделаем выводы по нашей  работе.

В первой главе мы рассмотрели  сущность маркетинговой деятельности на предприятии. Маркетинг – это способ убедить массы сделать покупку. Он использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей.

Во второй главе мы выявили  организационные этапы создания маркетинговой службы на предприятии. Существует несколько ориентаций организационных структур маркетинговых служб на предприятии. Наиболее распространенная из них – функциональная, товарная, региональная и сегментная.

В третьей главе мы рассмотрели  место маркетинговой системы  в структуре предприятия. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. -  М.: Русская Деловая Литература, 2009.- 416с.
  2. Гончаров В. И. Менеджмент предприятия. Ч. 2. – Мн.: МИУ, 2009. – 256 с.
  3. Гончаров В. И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. – Мн.: МИУ, 2010. – 160 с.
  4. Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие - Мн.: ФУАинформ, 2010. – 528 с.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Перс. с англ. – М.: Изд.дом «Вильямс». – 2009. – 656 с.
  6. Котлер Ф.  Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 2009.-896.
  7. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М. – 2008. – 528 с.
  8. Титов В.И. Экономика предприятия. – М.: Эксмо. – 2009. – 416.
  9. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиева С.А. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен». – 2008. – 448 с.
  10. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика фирмы. – Ростов н/Д.: Феникс – 2009. – 400 с.
  11. Шмелева Н.А., Ваганов А.С., Данченок Л.А. Стратегический маркетинг. – М.: Московская финансово-промышленная академия. - 2009. – 77 с.
  12. Экономика предприятия (фирмы) / Под.ред.проф.Волкова О.И., доц. Девяткина О.В. – М.: ИНФРА-М. – 2009. – 601 с.
  13. Экономика предприятия (фирмы) / Под.ред.проф.Позднякова В.Я., доц. Прудникова В.М. – М.: ИНФРА-М. – 2008. – 319 с.
  14. Экономика предприятия / Под. ред. проф. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2008. – 767 с.
  15. Берестов В.Л. Анализ и оценка маркетинговой деятельности промышленного предприятия // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. – №1. – С.231-233.
  16. Богомолова И.П. Эффективность организационной структуры управления маркетингом как способ повышения конкурентоспособности предприятиями // Управление персоналом. – 2009, – №17. – С.47-51.
  17. Гусев А. Об управлении маркетинговой деятельностью предприятия // Практический маркетинг. – 2009. – № 5. – С.22-23.
  18. Петушков А.В. Организация службы маркетинга на предприятии // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2008. – №6. – С.468-476.
  19. Шеремет Д.А. Маркетинговый анализ и его роль в стратегическом развитии организации // Аудит и финансовый анализ. – 2009. – №5. – С.418-427.

Информация о работе Организация маркетинговой службы на предприятии