Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:20, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль и значение правильной организации приёмки товаров на складах;
- проанализировать экономическую характеристику деятельности предприятия;
- изучить технологию приёмки товаров по количеству и качеству, их размещение и способы укладки товаров для сбережения;
- рассмотреть документальное оформление приемки товаров;
- проанализировать состояние работы склада по приемке товаров и направления ее усовершенствования.
Различают следующие методы размещения и хранения товаров:
- сортовой - товары различных видов и сортов размещаются отдельно друг от друга;
- партионный - каждая партия товара, поступившая на склад, хранится отдельно, при этом в состав партии товаров могут входить товары различных видов и наименований;
- партионно-сортовой - каждая партия поступивших на склад товаров хранится обособленно, при этом внутри партии товары разбираются по видам и сортам и также размещаются отдельно;
- по наименованиям - товары каждого наименования хранятся отдельно.
Для быстрого размещения и отбора, обеспечения требуемых режимов хранения разрабатывают схемы размещения товаров, предусматривая постоянные места хранения, возможность наблюдения за сохранностью и ухода за ними. При разработке схем принимаются во внимание периодичность и объемы поступления и отгрузки товаров, оптимальные способы укладки, условия их отгрузок, а для некоторых видов товаров - и «правильное соседство». В отдельных случаях, если нужна свобода маневра, применяют переменные места хранения товаров.
При размещении товаров следует придерживаться принципа «чаще спрос - ближе к проезду (проходу)». Товары ежедневного спроса хранятся в непосредственной близости от зоны отгрузки или выдачи.
Практикуется выделение участков краткосрочного и длительного хранения. На участках краткосрочного хранения располагают быстро оборачивающиеся товары. На участках длительного хранения размещают как товары невысокого спроса, так и товары частого спроса, составляющие страховые запасы в дополнение к оперативным, находящимся на участке краткосрочного хранения.
На крупных складах
с большим объемом
На складе исследуемого предприятия «ПромоГудс» товары чаще размещают в соответствии с группировкой по размерам. На складах имеются секции для крупных и мелких товаров.
Для разных товаров нужны
различные соотношения
Для увеличения количества ячеек, улучшения метода хранения, ускорения отбора товаров специфической формы на свободных участках стен, на колоннах и торцах стеллажей устанавливают стенды со штырями. Стенды используют для размещения в подвешенном состоянии гибких товаров - шлангов, тросов, т.е. товаров, хранение которых в лежачем положении не позволяет из-за их формы экономично использовать объемы ячеек и неудобно для отбора.
Независимо от того, крупный склад или небольшой, обязательно следует вести единую адресную систему размещения товаров, иначе неизбежны потери товаров, пересортица и убытки. Это важно для обеспечения увеличения оборота, исключения ошибок в размещении товаров и быстрого нахождения их даже новыми сотрудниками после короткогоинструктажа.
Суть данной системы состоит в том, что каждому месту хранения присваивается код (адрес), обозначающий номер стеллажа (штабеля), номер вертикальной секции и номер полки. Адрес может иметь 4-5 знаков и более. Программным путем обеспечивают автоматическое указание адресов в ярлыках, чеках, спецификациях наличия и ведомостях инвентаризации. Ведомости инвентаризации и комплектовочные листы для отбора товаров печатают с сортировкой по адресам.
4. Документальное оформление приёмки товаров
В организации торговли
и общественного питания товары
Товарно-транспортную накладную
выписывают при доставке товаров
При доставке товаров от иногородних поставщиков транспортные
организации выписывают при следовании
груза по железной дороге - железнодорожную
накладную, а водным путем - коносамент.
В зависимости от особенностей товаров к
вышеуказанным документам могут быть
приложены документы, подтверждающие
массу (количество) товаров (
При закупке товара и его приемке необходимо
проверить наличие сертификата соответствия
на закупаемый товар.
Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству и ее документального оформления регулируются договорами поставки, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.
Приемка товаров по количеству предусматривает
проверку соответствия фактического наличия товаров данным,
содержащимся в сопроводительных документах,
а при приемке товаров по качеству и комплектности
- требованиям, предусмотренным в договоре.
Порядок приемки товаров и ее документального
оформления зависит: от места приемки (на
складе поставщика, от транспортной организации,
на складе покупателя), характера приемки
(по количеству, качеству, комплектности),
степени соответствия фактически поступивших товаров условиям договора и сопроводительным
документам, наличия или отсутствия сопроводительных
документов и т.п.
Приемка товаров, получаемых от поставщиков,
может быть от транспортной организации,
на складе поставщика и на складе покупателя.
Если материально
Порядок оформления доверенностей, получения по ним товаров установлен Гражданским кодексом Украины.
Приемка товаров от транспортной организации.
Для получения товаров от транспортной организации материально ответственному лицу кроме доверенности выдается грузовая квитанция. Предъявив указанные документы и паспорт представителям транспортной организации, материально ответственное лицо получает от них соответствующие сопроводительные документы.
При приемке товаров прежде всего следует проверить,
была ли обеспечена сохранность груза
при перевозке. С этой целью проверяют
целостность вагона или контейнера, наличие
и целостность пломб, ясность оттисков
на них, исправность тары и упаковки и
т.п. Если никаких повреждений не обнаружено,
получатель делает об этом отметку в транспортном
документе. Если органы транспорта выдают
груз без проверки массы, то это отмечается
в транспортном документе.
Незатаренные грузы при приемке перевешивают.
При этом выписывается приходный грузовой
отвес. Факт приемки груза удостоверяется
подписями получателя и представителя
транспортной организации.
В случае установления при приемке товаров каких-либо
нарушений, порчи груза, несоответствия
наименования и массы груза или количества
мест сопроводительным документам и т.п.
получатель должен потребовать от транспортной
организации обязательную проверку количества
мест или массы груза. Если будут установлены
факты недостачи или порчи груза, составляется
коммерческий акт.
Если выявленная недостача не превышает установленных норм естественной убыли, коммерческий акт не составляется, но об этом делается отметка в транспортном документе.
Приемка товаров на складе поставщика.
Приемка товаров на складе поставщика проводится путем проверки соответствия количества и качества товаров данным сопроводительных документов.
Если товары находятся в ненарушенной таре,
их приемка может проводиться по количеству
мест, массе брутто или количеству товарных единиц
и маркировке на таре. Если проверка фактического
наличия товаров в таре не проводится, то
необходимо сделать отметку об этом в
сопроводительном документе.
Прием (сдача) товаров оформляется подписями
лиц, получивших и сдавших ценности.
Приемка товаров на
складе покупателя
Порядок приемки товаров на складе покупателя во многом
зависит от того, поступают ли ценности
в таре или без нее.
В первом случае товары принимают по массе
нетто или количеству товарных единиц,
а во втором случае - по количеству мест
и массе брутто (приемка товаров по качеству
и комплектности осуществляется в момент
вскрытия тары).
При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) составляется акт о приемке товаров. Вместо этого документа оприходование товаров может оформляться проставлением на документе поставщика штампа, где указывается дата приемки товаров, номер и дата сопроводительного документа, стоимость принятых товаров и тары, подпись материально ответственного лица.
В случае несоответствия
фактического наличия товаров данным сопроводительных документов
или отклонений от качества, установленного
в договоре, должен составляться акт об
установленном расхождении по количеству
и качеству при приемке товарно-материальных
При поступлении от поставщиков товаров без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика.
При поступлении от поставщиков тары, включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика.
5. Анализ состояния/
работы склада по приёмке
На предприятие «ПомоГудс» товар поступает ежедневно, небольшими партиями, кроме воскресных и праздничных дней. Существует два вида привоза товара. Первый - непосредственно то поставщика, на прямую, минуя дополнительные звенья, и второй—с общего склада. Процесс приемки этих товаров отличается только оформлением товарно-транспортных или товарных накладных, которые приходят вместе с товаром.
Рассмотрим первый вариант
поступления. После прибытия машины
с грузом к месту выгрузки, водитель
передает все имеющиеся у него
документы контролеру-кассиру
После проверки правильности оформления накладной, а именно, соответствия указанного в накладной адреса, адресу магазина, начинается выгрузка товара. В магазине отсутствует специально отведенное место для приемки, поэтому товар выгружается непосредственно в торговый зал или сразу на склад. Во время выгрузки прослеживается целостность упаковок, затем проверяется соответствие наименования товара наименованию, указанному в накладных, если не нарушена упаковка, то сверяется только количество мест, если же есть повреждения, то может быть пересчет всех единиц товара. Когда же товар поступает без упаковки, то его полностью пересчитывают и осматривают. После окончание сверки количества и проверки качества товаров и не обнаружения никакого несоответствия контролер-кассир подписывает все экземпляры товарно-транспортных накладных, в которых указывается должность, фамилия и инициалы лица, принявшего товар, ставится его подпись, время и печать магазина. Первый экземпляр остается у грузополучателя, остальные отдаются водителю. Печать магазина ставится и на путевом листе водителя. Если имеются счета-фактуры и протоколы согласования цен, то они только подписываются и отправляются в главный офис в двух экземплярах для постановки печати, и затем один из экземпляров отправляется поставщику. При обнаружении недостачи по количеству или товара плохого качества, а также товара с истекшим сроком годности, составляется акт, в котором указывается наименование товара, количество недостачи или брака и причина. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается контролером-кассиром и водителем, ставится печать магазина и делается пометка в накладных. Далее товар отправляется на склад для хранения, а накладные передаются по факсу в бухгалтерию для формирования окончательной розничной цены на товар.
При поступлении товара со склада организации процесс приемки остается неизменным, только на накладных, кроме печати самого магазина, ставится и внутренняя печать.
Время приемки товара составляет от 15 минут до 2 часов. Все зависит от характера поступаемого товара, его количества, состояния, от количества машин, прибывших с грузом и количества покупателей в магазине. Наиболее быстро принимаются продовольственные товары, т.к. они поступают минимальными партиями в открытом виде и не требуют особо тщательного осмотра. Чуть больше по времени, примерно 30-40 минут занимает приемка напитков и алкогольной продукции. Не смотря на то, что эти товары всегда поступают в таре и их пересчет происходит по количеству мест, они являются достаточно тяжелыми и количество наименований и мест может доходить до - 60. В этом случае большинство времени уходит на выгрузку и перенос товара к месту приемки.