Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:54, курсовая работа
Объект исследования – организация и функционирование службы маркетинга на предприятии.
Предмет исследования – процесс управления маркетингом, организационные аспекты маркетинговой деятельности на предприятии.
Цель исследования – изучение организации маркетинговой службы на предприятии.
Задачи исследования:
1. сформулировать понятие и задачи службы маркетинга на предприятии;
2. охарактеризовать виды организационных структур маркетинговой службы на предприятии;
3. определить место службы маркетинга в системе управления предприятием;
4. разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.
Тема: Организация службы маркетинга на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации службы маркетинга на предприятии………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и задачи службы маркетинга на предприятии…………………..5
1.2. Основные виды организационных структур службы маркетинга…….....7
1.3. Место службы маркетинга в системе управления предприятием…….....13
Глава 2. Пути повышения эффективности деятельности службы маркетинга на предприятии…………………………………………………………………..16
2.1. Организационные мероприятия……………………………………………16
2.2. Повышение профессионально-квалификационного уровня персонала…19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Маркетинг отдельного товара в последнее время приобретает все большее значение. Это происходит, поскольку в странах развитого рынка дифференциация товара становиться одним из главных факторов конкурентной борьбы. В этой связи деятельность управляющего по товару является очень важной и ответственной. Ответственность за маркетинг должна лежать на управляющем по товару в тех случаях, когда покупательские привычки определяются характером товара и аналогичны для всех категорий промышленных покупателей и конечных потребителей. Если же можно объединить различия в потребностях и привычках отдельных групп потребителей, последние могут рассматриваться как различные рынки.
Рыночная ориентация организационной структуры маркетинговой службы по своей структуре аналогична товарной, однако здесь за основу берется разделение не по товарам, а по рынкам. Этот принцип положен в основу маркетинга в случае, если предприятие выступает на большом количестве рынков, а номенклатура товаров при этом не слишком велика или достаточно однотипна. Рыночная ориентация позволяет более глубоко изучать потребности покупателей; национальные, политические, экономические и иные особенности регионов; формировать спрос и стимулировать сбыт; учитывать региональные особенности при разработке внешнего вида товаров, их упаковки и т.д. недостатки данной организации маркетинга те же, что и при товарной организации.
Рис. 3. Организация
по рыночному принципу.
Кроме рассмотренных основных типов организационных структур маркетинговой службы, существуют так называемые смешанные структуры. В основе построения таких структур обычно лежит комбинация нескольких принципов, например, функционального и рыночного (функционально-рыночная структура).
Организация
по товарно-рыночному принципу.
Рис. 4. Товарно-рыночная организация службы маркетинга.
В
рамках этой схемы - управляющие по
товарам отвечают за планирование сбыта
и прибыли от продажи своих
товаров, а управляющие по рынкам
- за развитие рынков для существующих
и потенциальных товаров. Такая
организационная структура оправданна
на предприятиях с широкой номенклатурой
товаров и большим числом рынков, на которых
оно работает.
Всегда надо иметь в виду, что не существует идеальной организационной структуры службы маркетинга, одинаково хорошо работающей в любых условиях. Каждая из них имеет свои достоинства, так и недостатки. Разрабатываемая или внедряемая структура маркетинговой службы должна отвечать следующим требованиям:
1.3.
Место службы маркетинга
в системе управления
предприятием
Маркетинговая служба - административно-управленческое подразделение производственной или торгово-сбытовой фирмы, выполняющее полный или ограниченный набор маркетинговых функций.
Численность и состав маркетинговой службы, набор ее функций, степень самостоятельности и т.п. во многом зависят от типа и размера самой фирмы, от ее финансово- экономического и трудового потенциала.
Крупные
корпорации, с широким ассортиментом
и большим объемом продукции,
наличием множественных связей с
поставщиками, посредниками, клиентами,
финансовыми структурами и т.д.
Средние предприятия ограничиваются более скромными по численности, но тоже достаточно жестко структурированными службами маркетинга. Естественно, здесь уровень специализации ниже, допускается совмещение обязанностей, в том числе операционных, с информационно-аналитическими функциями (чем слабее фирма, тем чаще это практикуется).
Малые
фирмы редко создают
Организационно
служба маркетинга должна быть подчинена
непосредственно директору
Рис. Примерная схема взаимодействия службы маркетинга с подразделениями предприятия.
С переходом к рынку управление маркетингом приобретает такое же значение, как и управление производством, финансами и кадрами. Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за координацию и взаимоувязку сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции предприятия. Они отвечают теперь за управление всей деятельностью предприятия в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за представление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия руководства на их проведение в жизнь.
Для обеспечения реализации возложенных на службу маркетинга задач, она должна иметь хорошее информационное обеспечение, в том числе определенную информацию и по стадиям жизненного цикла товара.
Таким
образом, в современных условиях
функционирования маркетинговые подразделения
взаимодействуют со всеми подразделениями
предприятия, что обусловлено чрезвычайно
широким спектром решаемых задач.
Глава 2. Пути повышения эффективности деятельности службы маркетинга на предприятии.
2.1
Организационные мероприятия.
В условиях настоящего рынка, характеризующегося все увеличивающимся уровнем конкуренции, компании ищут новые варианты структур управления, способные противостоять сильным конкурентным образованиям. Поглощение предприятий, объединения и слияния компаний также являются реакцией на усложнение рынка и увеличение интенсивности конкуренции. Эта тенденция ведет к значительному усложнению процесса управления объединенным комплексом и требует организации социальных координирующих органов. Их создание направлено на согласование стратегий и планов развития с учетом общих интересов. В качестве таких органов выступают координационные советы, состоящие из руководителей высшего звена, финансируемые за счет специально создаваемых фондов развития корпорации. Помимо создания координационных советов важной тенденцией в структурном построении объединенной корпорации является сближение структур финансовых, производственных, технических служб.
Активная конкурентная борьба подразумевает непрерывное внедрение новшеств в сфере проектирования, производства, реализации и эксплуатации продукции. Инновационный характер управления в конкурентной среде часто является причиной изменения формы организации управления. Этот процесс требует серьезных затрат и происходит болезненно, так как отвлекает от решения неотложных производственных задач и расходует временной ресурс, так необходимый для работы в режиме опережения конкурентов.
Видимо поэтому предпочтения современных руководителей, когда речь идет об организационной структуре основной производственной единицы предприятия, остаются за стабильными бюрократическими линейно-функциональными структурами. Единственным, но достаточно частым отклонением от правила является внедрение в линейно-функциональные структуры элементов предметной (товарной) организации непосредственно в производственных цехах, способствующее повышению ответственности за выпуск конечной продукции.
Создание «буферных» структур и рыночная ориентация генеральной схемы управления компанией. Компания «Форд» пришла к необходимости создания «буферных» структур, которые, с одной стороны, первые принимают на себя «удары» рыночной среды, с другой, - являются гибкими инновационными центрами, способными адаптировать производственные процессы к меняющимся требованиям рынка. при этом стабильность, ритмичность и целенаправленность деятельности производственных структур является их главной заботой, так как только такая организация способствует реализации конкретных преимуществ, заложенных в технологические процессы, - качество, надежность, безопасность, экономичность и т.д. Особенностью данного подхода является выделение из «классических» линейно-функциональных структур производственных отделений, служб маркетинга, рекламы, сбыта, гарантийного обслуживания (в отдельных случаях МТС) в самостоятельную группу. Она подчиняется непосредственно первому руководителю предприятия или его заму и отвечает за своевременную реакцию на изменения конъюнктуры. Деятельность такой группы направлена на организацию связей с внешней средой, и, таким образом, она выступает в качестве «буфера, фильтра».
Специализация службы маркетинга на группах товаров. Построение непосредственно структуры управления маркетинговой службой в автомобильных компаниях имеет тенденцию к специализации на отдельных самостоятельных группах товаров (автомобили различного назначения, запасные части, сервисное и диагностическое обслуживание и т.п.). В условиях жесткой продуктовой конкуренции такой подход позволяет повысить ответственность за сбыт и дает возможность ориентировать систему продвижения автомобилей различного класса на целевые группы потребителей.
Обычно в каждой из продуктовых групп выделяются специалисты по исследованию рынка, сбыту, рекламе и планированию продукта. несмотря на экономичность подобных структур и слабую координацию работ на уровне всей компании, управление маркетингом в них направлено непосредственно на весь жизненный цикл однородных групп товаров, что повышает эффективность продаж. Классическим примером такой службы является маркетинговая структура компании «Дженерал Моторс».
Вместе с тем, параллельно с продуктовыми структурами, широкое распространение получили региональные маркетинговые центры. Они входят в региональные представительства компании и предназначены для выполнения всего комплекса маркетинговых работ с учетом конкретного рынка сбыта. Линейное руководство работой данной структуры осуществляет директор представительства, методическое - продуктовые службы маркетинга головного офиса компании. Основной опорой региональных служб являются менеджеры по маркетингу и сбыту дилерских контор, выставочных салонов и сервисных центров.
Как
показывает практика, наиболее существенные
реорганизации компаний происходят
под воздействием меняющихся условий
конкуренции. Основные причины развития
организационных структур управления
в современных условиях необходимо искать
в стремлении компаний опередить конкурентов,
обеспечить организационные условия для
создания и использования конкурентных
преимуществ. Задача инновационного маркетинга
не обслуживать давно сложившийся спрос,
а развивать новые потребности. Инновационный
маркетинг высокотехнологичных товаров
и услуг, интеллектуальных продуктов имеет
особо важное значение для нашей страны,
где накоплен бесценный багаж нереализованных
научно-технических разработок, а по ряду
направлений имеется значительный научный
потенциал мирового уровня.
2.2
Повышение профессионально-
Важнейшим
фактором эффективности деятельности
службы маркетинга должен стать рост профессионально-
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к действию. Одной из основных целей службы маркетинга является реализация уже произведенных материальных благ и услуг потребителям. В связи с этим значительный удельный вес в структуре численности службы маркетинга занимают сотрудники, непосредственно связанные со сбытом, именно они являются конечным звеном реализации продукции и услуг. Поэтому в службе маркетинга наиболее важное значение имеет работа с потребителями, так как от их умения привлечь внимание потенциальных покупателей и умению обращаться с покупателями напрямую зависит репутация предприятия. Поэтому сотрудники службы маркетинга должны выполнять обслуживание покупателей на высоком уровне, в противном случае организация теряет свой престиж и вместе с ним определенный сегмент рынка сбыта.
Информация о работе Организация службы маркетинга на предприятии