Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:32, контрольная работа
Слово «маркетинг», так внезапно, ворвавшееся в российский деловой лексикон в начале девяностых годов, стало привычным, практически обиходным. Не иметь отдел маркетинга на предприятии стало просто неприлично. К сожалению, можно констатировать, что на многих российских предприятиях от настоящего маркетинга имеется только табличка «отдел маркетинга», за которой скрывается практически не изменившийся ни по составу, ни по существу работы отдел договоров и поставок (то есть, кондовый отдел сбыта).
Ошибки в маркетинге и способы борьбы с их последствиями.
Слово «маркетинг», так внезапно, ворвавшееся в российский деловой лексикон в начале девяностых годов, стало привычным, практически обиходным. Не иметь отдел маркетинга на предприятии стало просто неприлично. К сожалению, можно констатировать, что на многих российских предприятиях от настоящего маркетинга имеется только табличка «отдел маркетинга», за которой скрывается практически не изменившийся ни по составу, ни по существу работы отдел договоров и поставок (то есть, кондовый отдел сбыта).
Сменить табличку на двери отдела – просто. Перестроить деятельность и организационные основы предприятия в соответствии с концепцией маркетинга, построить на предприятии систему маркетинга, запрограммированную на эффективную производственно-сбытовую деятельность – непросто.
В течение последних трех лет многие российские предприятия пользовались позитивными последствиями девальвации рубля, произошедшей в 1998 году, когда западные товары в один миг стали неконкурентоспособными. В течение 1999 и в первой половине 2000 года большинство западных производителей занимали в отношении российского рынка выжидательную позицию, не проводя в России активной маркетинговой политики. Но в последнее десятилетие ситуация коренным образом изменилась: на 2014 год «капиталисты» оживились как за счет увеличения объемов импорта (мелкие и средние предприятия), так и за счет организации на территории России собственных производств (крупные кампании, транснациональные корпорации).
Те отечественные производители, которые последние шесть лет после кризиса 2008 года занимались не только выживанием на рынке за счет низких цен, но инвестировали средства в развитие, логикой развития рынка были подведены к необходимости организации на предприятии полноценной системы маркетинга. Многие предприятия, работающие на рынках товаров народного потребления, переориентировали свою систему управления на функцию маркетинга, создав так называемую маркетинг-ориентированную систему управления.
Однако на пути создания системы маркетинга менеджмент предприятия поджидают ошибки, приводящие к формированию крайне неэффективной системы или снижающие ее эффективность.
Основные ошибки, допускаемые менеджерами.
Ошибки, допускаемые менеджерами российских предприятий в управлении системой маркетинга, многообразны.
Все ошибки можно разделить на две больших группы: ошибки системного и ошибки функционального характера. Причем, к сожалению, на предприятиях нередко два этих типа ошибок наслаиваются друг на друга…
Ошибки системного характера, в основном, связаны с недооценкой роли функции маркетинга или несовершенной интеграцией системы маркетинга в систему управления предприятием.
До сих пор среди руководителей распространено мнение, что маркетинг – это вспомогательная функция, обслуживающая производство. Типичное мнение, отражающее подобную точку зрения - «отдел маркетинга должен продавать то, что предприятие производит». На предприятии, где эта управленческая установка доминирует, служба маркетинга находится в зависимом положении линейно-функционального подразделения, которое не имеет управленческих полномочий повлиять на объемы и структуру выпуска продукции и ресурсов, на то, чтобы оказать необходимое воздействие на рынок. Начальник службы маркетинга такого предприятия находится на одном уровне управления, например, с «начальником транспортного цеха», и превращается в штатного мальчика для битья (ответственности много, полномочий – практически никаких). Доминанта производственной системы проявляется на таких предприятиях и в том, что должности менеджеров и специалистов по маркетингу нередко занимают технические специалисты (инженеры, технологи) или экономисты и бухгалтеры. В результате в штатном расписании предприятия появляются неуклюжие должности вроде «инженера по маркетингу» или «экономиста по рекламе».
Наиболее эффективной формой организации маркетинга на предприятии в современных условиях является штабная организационная структура, возглавляемая руководителем, занимающим пост заместителя первого руководителя организации или вице-президента компании. При этом полномочия начальника службы маркетинга должны позволять ему зримо влиять на решения, связанные с внутренней инвестиционной политикой предприятия, с программой производства, с разработкой и внедрением в производство новых продуктов, с повышением качества продукции.
Но даже при правильном позиционировании службы маркетинга предприятия в системе управления нередко ее внутренняя архитектоника, распределение функций между подразделениями и сотрудниками не отвечает целям и задачам, которые компания преследует на рынке, а потому система маркетинга действует неэффективно. Здесь существуют два рода ошибок. В первом случае система маркетинга, нередко многочисленная по человеческим ресурсам, функционально раздроблена между отдельными излишне специализированными подразделениями и сотрудниками (как бы «растаскивается»). В итоге – каждый сотрудник системы маркетинга делает свое узкое дело, а «за дикцию» (то есть, за конечный результат) из-за плохой координации усилий, «никто не отвечает».
Второй типичной ошибкой организационного планирования маркетинга является, наоборот, недостаточный уровень специализации сотрудников на решении ограниченного круга задач. Например, лично мне приходилось видеть на одном из крупных российских предприятий по ремонту горно-транспортного оборудования менеджеров по сбыту запасных частей в должностные обязанности которых, помимо собственно продаж деталей, входило исследование рынка и потребителей, планирование продаж, разработка рекламы и функции логистика. Естественно, что ни одна из перечисленных функций эффективно не выполнялась.
Как избежать ошибок системного характера? В основе разрешения проблемы организационного планирования системы маркетинга, как, впрочем, и иных маркетинговых задач, лежит объективная информация.
Прежде всего, руководство предприятия должно четко представлять себе, какие цели преследует предприятие во внешней маркетинговой среде (на рынке) и в развитии внутренней среды предприятия на отдаленную перспективу (примерно на срок 5-7 лет), на среднесрочную перспективу (2-4 года) и ближайшую перспективу (до 1 года). В зависимости от поставленных целей и результатов анализа внешней и внутренней среды предприятие может выработать ту или иную бизнес-стратегию предприятия и, как одну из ее составляющих – стратегию маркетинга. Следует обратить внимание на то, что анализу должен подвергнуться не только рынок и деятельность существующей службы маркетинга, но и иные компоненты среды, такие как политические, правовые, технологические, социальные факторы, а также конкуренты, поставщики и иные внешние контактные аудитории.
Только после этого может быть создана организационная система маркетинга, адекватная достижению поставленных целей и выполнению стратегии.
Ошибки функционального характера в системе маркетинга предприятия связаны с тем, что маркетинг не выполняет или недостаточно эффективно выполняет следующие свои важнейшие функции:
Резюмируя перечисление возможных ошибок маркетинга, можно сказать: числа им не счесть, от них не застраховано ни одно предприятие, но общее у всех ошибок одно – все они снижают эффективность функционирования системы маркетинга предприятия. Если спуститься на «грешную почву» экономических категорий, то плодом любых ошибок системы маркетинга всегда является снижение рентабельности производственно-сбытовой деятельности предприятия из-за потерь в продажах и роста необоснованных расходов (например, на бездарно проведенную рекламную кампанию, ненужных ремонтах помещений на предприятии).
Что же делать? Предположим, менеджмент предприятия осознал, что несовершенный маркетинг – одна из зон уязвимости предприятия и «надо что-то менять в маркетинге». Тут возникает вероятность совершения другой серьезной ошибки – не имея результатов объективного анализа, должного уровня компетентности для того, чтобы правильно спланировать новации, но, имея большое желание «крушить и ломать», первый руководитель организации начинает проводить организационные, процедурные, кадровые и иные изменения в системе маркетинга на свой страх и риск, нередко занимаясь при этом простым экспериментаторством («я тут прочитал интересную статью в журнале об организации службы маркетинга, давайте попробуем ту схему, которая там описана»).
Другая крайность того же порочного подхода - требовать от сотрудников службы маркетинга немедленного (но при этом объективного!) анализа причин маркетинговых просчетов предприятия и предложений относительно того, «как все изменить к лучшему», желательно, не тратя на изменения ни копейки… При этом руководитель нередко забывает, что низкий уровень компетентности сотрудников системы маркетинга, их консерватизм, пассивность являются одной из главных причин неэффективного маркетинга. Естественно, что в этой ситуации не может быть никакой речи об объективности анализа и адекватности новаций, предложенных такими работниками.
Третий вариант развития ситуации по порочному пути (кстати, весьма популярный) – просто оставить все как есть, ничего, по сути, не меняя. Типичные мотивации подобного подхода: нет средств на организационные изменения, нет сотрудников, способных осуществить новации, у высших менеджеров нет времени детально разобраться с проблемами маркетинга.
Прогноз развития ситуации при любом из описанных порочных подходов к преодолению ошибок системы маркетинга неблагоприятен: это либо наслоение новых ошибок на уже имеющиеся, дестабилизация службы маркетинга из-за постоянных экспериментов (в первом случае), либо продолжение кризиса маркетинга (во втором и в третьем случаях), причем, как правило, это длится не особенно долго - до покупки вконец обнищавшего предприятия успешным конкурентом.
Итак, как же поступить правильно в ситуации, когда менеджмент осознает, что маркетинг предприятия болен? На этот счет существует давно апробированный мировой маркетинговой практикой рецепт – провести аудит маркетинга предприятия, с тем, чтобы после его окончания выработать комплексный план мероприятий, способствующих повышению его эффективности, достижению целей, поставленных перед предприятием.
Аудит маркетинга как выход из кризиса.
Аудит (ревизия) маркетинга представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное (!) исследование маркетинговой среды предприятия (или бизнес-единицы), ее задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем, ошибок и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности этой фирмы. В западной практике регулярный аудит маркетинга проводится крупными и средними компаниями не реже одного раза в год.
Строго говоря, аудит маркетинга проводится в трех случаях:
Грамотно проведенный аудит маркетинга позволяет:
Информация о работе Ошибки в маркетинге и способы борьбы с их последствиями