Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 20:57, курсовая работа
Целью исследования является определение путей совершенствования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;
Введение
1. Теоретические основы маркетинга в сфере образования.
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования.
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг.
2. Ситуационное положение учреждения образования « АИСИ» на рынке, оценка его сильных и слабых позиций.
3. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг « АИСИ».
4. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Заключение
Список использованной литературы
Понимание качества образовательной услуги как меры удовлетворения потребности в ней. Поэтому ненужные услуги не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от субъективного веса той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.
Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т. ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Вуз не может ограничиваться предоставлением образовательных услуг одного свойства. Вариации в данном случае не только уместны (для образования это возможность выбора формы обучения – дневной, вечерней и заочной; специальности; уровня подготовки – магистр, бакалавр и пр.), но и жизненно необходимы, так как иначе маркетинг не будет эффективен.
Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя в регионе (прежде всего, затрат по потреблению образовательных услуг) и учет их в ценообразовании, т. е. доминирование цены потребления над ценой продажи.
Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активного формирующего спрос типа (это становится очень значимым в условиях реструктуризации экономики региона, когда вуз должен заниматься не только удовлетворением потребности в специалистах на данный момент, но и прогнозировать динамику спроса на ту или иную группу специалистов в регионе).
Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу регионального рынка на решающих направлениях.
Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка труда региона и его реакциях.
Использование различных вариантов прогнозов рынка труда, оценок и решений на мультифакторной основе.
Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.
Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления – центр управленческих решений переносится как можно ближе к потребителю.
Ситуационное управление – принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.
На этой основе выделяются три взаимопересекающихся множества. В первом (I) – 1–4 – раскрывается философия маркетинга в отношении к потребностям клиентов. Во втором (II) – 5–8 – раскрывается подход к выбору и формированию рыночной, маркетинговой стратегии. В третьей группе (III) – 9–11 – показано, чем руководствоваться при реализации стратегии, т. е. в тактике действий (рисунок 1.1).
Субъекты маркетинга – люди и организации – существуют на рынке не сами по себе, а лишь благодаря процессам обмена материальными, энергетическими, информационными и другими ресурсами друг с другом, с внешней по отношению к ним средой, т. е. являются открытыми системами. В последнее время не только зарубежные, но и отечественные исследователи стали обращать на это пристальное внимание. Для маркетинга в образовании это характерно и выражено в значительно большей степени, чем в большинстве других сфер его применения.
Рисунок 1.1 – Принципы маркетинга образовательных услуг
Это находит свое выражение еще в целом ряде принципов как философско-этического, так и социально-экономического содержания:
1. Каждый новый акт
обмена, новая сделка, контракт, совершенный
в русле маркетинга открытых
систем (открытого маркетинга), должен
приносить прибыль и/или
2. В быстро меняющейся
среде образовательное
3. Реальная база открытого
маркетинга – это общее, что
есть у всех участников сделки
в понимании акта обмена (договора,
контракта, сделки). В этом смысле
многое зависит от знания
4. Поощряя возникновение
внешнего эффекта для общества
от своих сделок, открытый маркетинг
нацеливает стратегию
5. В открытых системах,
особенно в тяготеющих к
Миссия маркетинга в образовании – формирование и реализация стратегии приращения ценности человека. При этом речь идет далеко не только о рыночной ценности, но и о самоценности, и о ценности в общегуманистическом ее понимании, так что каждый из этих аспектов в своем приращении ведет и к приращению остальных. Трансформационный период задает жесткие условия реализации этой миссии – незрелость рынка, низкие ресурсные возможности, включая и дефицит времени.
Принципиально важно осмыслить тот факт, что маркетинг как рыночная философия предпринимательства, как стратегия и тактика поведения участников рыночных отношений, реализуем далеко не только в сфере обмена ценностями между конкретными юридическими, физическими лицами. Субъектом, участником рыночных отношений выступает и государство, но в ином качестве, чем прежде – не единовластным диктатором, а (в лице органов государственного управления, учреждений) – реальным заказчиком и потребителем товаров и услуг. Таким образом, подготовка специалистов, финансируемая из государственного бюджета, в принципиальном отношении является таким же актом обмена, как и оказание платных образовательных услуг. Поэтому сферой маркетинга в образовании выступает не только платное для конкретных потребителей, но и все образование в целом. Этот тезис является ключевым в понимании предлагаемого подхода и его возможностей в решении проблем образования.
Маркетинг образования – это принципиально новая, поисковая сфера маркетинга. Ему еще предстоит складываться и формироваться как научной, прикладной, а также как учебной дисциплине. И во всех отношениях его ожидает немало трудностей.
Чтобы осмыслить сущность маркетинга в сфере образования и увидеть, как она проявляется на рынке образовательных услуг, необходимо проанализировать обширный комплекс его элементов и аспектов. Это прежде всего субъекты маркетинговых отношений и функции этих субъектов на рынке, сфера действия и объекты маркетинга услуг образования, его целевая ориентация и проблемное содержание.
ВЫВОД: . Маркетинг – это дело лишь крупных корпораций, рыночных лидеров. При таком понимании маркетингу в средней школе практически не остается места. Применительно к маркетингу образовательных услуг в сфере высшей школы крупные лидеры возможны – это университеты, академии, крупные учебные институты.Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательных услуг. Ряд общеобразовательных учреждений нацеливают свои услуги на удовлетворение запросов населения независимо от возраста и уровня образования. Так, вечерние и открытые (сменные) общеобразовательные школы оказывают с учетом возможностей и особенностей услуги образования по реализации профессиональных программ начального и дополнительного образования в формах очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната.
Маркетинг образовательных услуг в целевом отношении определяется долгосрочными коммерческими и другими интересами всех субъектов рынка, а также возможностью создания благоприятного и широкого социального резонанса, эффекта в виде воспроизводства национального интеллектуального потенциала и взаимосвязанных с ним эффектов
2. СИТУАЦИОННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «АИСИ» НА РЫНКЕ,ОЦЕНКА ЕГО СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ.
«В связи с нехваткой в области строителей широкого профиля различного уровня подготовки...» - такими словами начинается постановление главы Администрации Астраханской области № 230, которое было подписано 16 сентября 1992 г. Именно оно и утвердило открытие Астраханского инженерно-строительного института (АИСИ) на базе учебного комплекса «Астраханское высшее инженерно-строительное училище» (АВИСУ). Многие абитуриенты того времени, ныне состоявшиеся профессионалы и успешные руководители, вспоминают, что они писали заявление о поступлении в АВИСУ, а зачисленными к своему приятному удивлению оказались в АИСИ.
В 1992 г. в институте было образовано пять кафедр, на сегодняшний день их 13. Кафедры объединены в пять факультетов: строительный, архитектурный, геотехнический, факультет экономики и управления недвижимостью и факультет инженерных систем и энергетики.
Основными видами деятельности вуза являются:
АИСИ осуществляет подготовку по следующим направлениям:
В настоящее время на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и свидетельства Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о государственной аккредитации обучение студентов ведется по 13 специальностям и направлениям подготовки бакалавров.
Специальности:
280705 «Пожарная безопасность»
120401 «Прикладная геодезия»
Направления подготовки бакалавров:
270100 «Архитектура» (профили:
«Градостроительное
051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»
140100 «Теплоэнергетика и теплотехника»
080100 «Экономика» (профили: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций»)
021300 «Картография и геоинформатика»
280700 «Техносферная безопасность»
120700 «Землеустройство и кадастры»
120100 «Геодезия и дистанционное зондирование»
280400 «Прикладная гидрометеорология»
280100 «Природообустройство и водопользование»
270800 «Строительство» (профили:
«Теплогазоснабжение и
АИСИ сегодня является инновационным учебно-научно-производственным комплексом, обладающим большими техническими возможностями. Астраханский инженерно-строительный институт сформирован как современный учебный и научно-инновационный центр, обеспечивающий потребности области, а также соседних регионов в высококвалифицированных кадрах;
выполняет функции базового регионального информационного, проектного и экспертного центра по проблемам архитектуры, строительства, транспортного строительства и ЖКХ;
содействует сохранению архитектурно-строительного наследия Астраханской области и обеспечению качества среды обитания;
воспитывает техническую интеллигенцию, патриотов России, нравственно и морально ответственных перед обществом и государством.
Около 2000 выпускников АИСИ достойно представляют родной вуз во всех сферах строительства не только в Астраханской области, но и в других регионах России и за рубежом, среди них есть государственные деятели, руководители министерств и ведомств, директора крупных предприятий. Институт уверенно смотрит в будущее: профессия строителя будет востребована всегда
Ценности АИСИ:
Информация о работе Особенности маркетинга в сфере образования