Особенности маркетинга в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение путей совершенствования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы маркетинга в сфере образования.
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования.
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг.
2. Ситуационное положение учреждения образования « АИСИ» на рынке, оценка его сильных и слабых позиций.
3. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг « АИСИ».
4. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.docx

— 71.53 Кб (Скачать файл)

Понимание качества образовательной услуги как меры удовлетворения потребности в ней. Поэтому ненужные услуги не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от субъективного веса той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.

Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т. ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Вуз не может ограничиваться предоставлением образовательных услуг одного свойства. Вариации в данном случае не только уместны (для образования это возможность выбора формы обучения – дневной, вечерней и заочной; специальности; уровня подготовки – магистр, бакалавр и пр.), но и жизненно необходимы, так как иначе маркетинг не будет эффективен.

Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя в регионе (прежде всего, затрат по потреблению образовательных услуг) и учет их в ценообразовании, т. е. доминирование цены потребления над ценой продажи.

Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активного формирующего спрос типа (это становится очень значимым в условиях реструктуризации экономики региона, когда вуз должен заниматься не только удовлетворением потребности в специалистах на данный момент, но и прогнозировать динамику спроса на ту или иную группу специалистов в регионе).

Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу регионального рынка на решающих направлениях.

Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка труда региона и его реакциях.

Использование различных вариантов прогнозов рынка труда, оценок и решений на мультифакторной основе.

Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.

Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления – центр управленческих решений переносится как можно ближе к потребителю.

Ситуационное управление – принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.

На этой основе выделяются три взаимопересекающихся множества. В первом (I) – 1–4 – раскрывается философия маркетинга в отношении к потребностям клиентов. Во втором (II) – 5–8 – раскрывается подход к выбору и формированию рыночной, маркетинговой стратегии. В третьей группе (III) – 9–11 – показано, чем руководствоваться при реализации стратегии, т. е. в тактике действий (рисунок 1.1).

Субъекты маркетинга – люди и организации – существуют на рынке не сами по себе, а лишь благодаря процессам обмена материальными, энергетическими, информационными и другими ресурсами друг с другом, с внешней по отношению к ним средой, т. е. являются открытыми системами. В последнее время не только зарубежные, но и отечественные исследователи стали обращать на это пристальное внимание. Для маркетинга в образовании это характерно и выражено в значительно большей степени, чем в большинстве других сфер его применения.

 

Рисунок 1.1 – Принципы маркетинга образовательных услуг

Это находит свое выражение еще в целом ряде принципов как философско-этического, так и социально-экономического содержания:

1. Каждый новый акт  обмена, новая сделка, контракт, совершенный  в русле маркетинга открытых  систем (открытого маркетинга), должен  приносить прибыль и/или другие  дополнительные блага не только  участникам акта обмена, но и  обществу в целом, по крайней  мере – значительно более широким  слоям, группам, чем сами участники  сделки. В маркетинговое целеполагание, тем самым, включается социально  значимый внешний эффект, возникающий  в тех случаях, когда решение  или сделка затрагивает интересы, содействует удовлетворению потребностей  посторонних для данной сделки  людей, общественных слоев или  групп. Такой эффект образовательных  сделок – это общее повышение  уровня образованности населения, работников, следующий за этим  рост благосостояния, снижение социальной  напряженности и др. (это является  наиболее важным принципом в  связи со спецификой процессов  реструктуризации экономики региона, когда возникает социальная и  экономическая напряженность отношений  в обществе).

2. В быстро меняющейся  среде образовательное учреждение  не может себе позволить пассивное  следование за изменениями, иначе  оно станет неконкурентоспособным, прекратит свое существование. Скорость  изменения вуза как экономической  системы (ассортимента услуг, качества, и др., в т. ч. стратегии и тактики) должна не отставать, а в момент  начала изменения – по возможности  опережать изменения внешней  среды. Маркетинг должен быть  динамичным сам и ускорять  развитие вуза.

3. Реальная база открытого  маркетинга – это общее, что  есть у всех участников сделки  в понимании акта обмена (договора, контракта, сделки). В этом смысле  многое зависит от знания партнерами  друг друга и понимания ими  характерных для каждого из  них ценностей, целей, приемлемых  средств их достижения и даже  используемой терминологии. В конечном  счете, такое общее понимание  предполагает заботу об обоюдной (множественной) выгодности сделки для всех партнеров. Это и выступает гарантией стабильности рыночного положения и поступления новых прибылей, роста благосостояния партнеров. Подобные гарантии особенно важны в такой сфере долгосрочных инвестиций, длительных по срокам оказания услуг, как образовательные услуги.

4. Поощряя возникновение  внешнего эффекта для общества  от своих сделок, открытый маркетинг  нацеливает стратегию образовательного  учреждения на опережающее, активное  использование этого внешнего  эффекта самим образовательным  учреждением. Внешний эффект превращается  во внутренний не только опосредованно (через повышение престижа учреждения), но и непосредственно – благодаря  формированию, в результате оказания  образовательной услуги дополнительного  спроса на нее, следующих уровней, а также через вовлечение выпускников  вуза в образовательный процесс, через налаживание с их помощью  новых деловых связей образовательного  учреждения со сторонними для  него организациями, фирмами.

5. В открытых системах, особенно в тяготеющих к активному  информационному обмену, к долгосрочным  и крупным капиталовложениям, к  необходимости снижения уровня  риска, т. е. в таких, как образовательные  учреждения, конкуренция между ними  ограничена по своим возможностям, позитивному эффекту и неизбежно  дополняется как сосуществованием (потенциальная конкуренция), так  и обоюдополезным взаимодействием  конкурирующих систем .

Миссия маркетинга в образовании – формирование и реализация стратегии приращения ценности человека. При этом речь идет далеко не только о рыночной ценности, но и о самоценности, и о ценности в общегуманистическом ее понимании, так что каждый из этих аспектов в своем приращении ведет и к приращению остальных. Трансформационный период задает жесткие условия реализации этой миссии – незрелость рынка, низкие ресурсные возможности, включая и дефицит времени.

Принципиально важно осмыслить тот факт, что маркетинг как рыночная философия предпринимательства, как стратегия и тактика поведения участников рыночных отношений, реализуем далеко не только в сфере обмена ценностями между конкретными юридическими, физическими лицами. Субъектом, участником рыночных отношений выступает и государство, но в ином качестве, чем прежде – не единовластным диктатором, а (в лице органов государственного управления, учреждений) – реальным заказчиком и потребителем товаров и услуг. Таким образом, подготовка специалистов, финансируемая из государственного бюджета, в принципиальном отношении является таким же актом обмена, как и оказание платных образовательных услуг. Поэтому сферой маркетинга в образовании выступает не только платное для конкретных потребителей, но и все образование в целом. Этот тезис является ключевым в понимании предлагаемого подхода и его возможностей в решении проблем образования.

Маркетинг образования – это принципиально новая, поисковая сфера маркетинга. Ему еще предстоит складываться и формироваться как научной, прикладной, а также как учебной дисциплине. И во всех отношениях его ожидает немало трудностей.

Чтобы осмыслить сущность маркетинга в сфере образования и увидеть, как она проявляется на рынке образовательных услуг, необходимо проанализировать обширный комплекс его элементов и аспектов. Это прежде всего субъекты маркетинговых отношений и функции этих субъектов на рынке, сфера действия и объекты маркетинга услуг образования, его целевая ориентация и проблемное содержание.

ВЫВОД: . Маркетинг – это дело лишь крупных корпораций, рыночных лидеров. При таком понимании маркетингу в средней школе практически не остается места. Применительно к маркетингу образовательных услуг в сфере высшей школы крупные лидеры возможны – это университеты, академии, крупные учебные институты.Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательных услуг. Ряд общеобразовательных учреждений нацеливают свои услуги на удовлетворение запросов населения независимо от возраста и уровня образования. Так, вечерние и открытые (сменные) общеобразовательные школы оказывают с учетом возможностей и особенностей услуги образования по реализации профессиональных программ начального и дополнительного образования в формах очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната.

Маркетинг образовательных услуг в целевом отношении определяется долгосрочными коммерческими и другими интересами всех субъектов рынка, а также возможностью создания благоприятного и широкого социального резонанса, эффекта в виде воспроизводства национального интеллектуального потенциала и взаимосвязанных с ним эффектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СИТУАЦИОННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «АИСИ»  НА РЫНКЕ,ОЦЕНКА ЕГО СИЛЬНЫХ  И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ.

«В связи с нехваткой в области строителей широкого профиля различного уровня подготовки...» - такими словами начинается постановление главы Администрации Астраханской области № 230, которое было подписано 16 сентября 1992 г. Именно оно и утвердило открытие Астраханского инженерно-строительного института (АИСИ) на базе учебного комплекса «Астраханское высшее инженерно-строительное училище» (АВИСУ).  Многие абитуриенты того времени, ныне состоявшиеся профессионалы и успешные руководители, вспоминают, что  они писали заявление о поступлении в АВИСУ, а зачисленными к своему приятному удивлению оказались в АИСИ.

 

В 1992 г. в институте было образовано пять кафедр, на сегодняшний день их 13. Кафедры объединены в пять факультетов: строительный, архитектурный, геотехнический, факультет экономики и управления недвижимостью и факультет инженерных систем и энергетики.

Основными видами деятельности вуза являются:

  • образовательная  деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность по актуальным проблемам в области строительства.

АИСИ осуществляет подготовку по следующим направлениям:

  • высшее профессиональное образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • курсы повышения квалификации;
  • профессиональная переподготовка;
  • подготовительные курсы;
  • Малая академия архитектуры и дизайна;
  • Центр профессиональной подготовки.

В настоящее время на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и свидетельства Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о государственной аккредитации  обучение студентов ведется по 13 специальностям и направлениям подготовки бакалавров.

Специальности:

   280705 «Пожарная безопасность»

   120401 «Прикладная геодезия»

Направления подготовки бакалавров:

270100 «Архитектура» (профили: «Градостроительное проектирование», «Проектирование городской среды», «Реставрационное проектирование», «Архитектурное проектирование»)

051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»

140100 «Теплоэнергетика и  теплотехника»

080100 «Экономика» (профили: «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит», «Экономика  предприятий и организаций»)

021300 «Картография и геоинформатика»

280700 «Техносферная безопасность»

120700 «Землеустройство и  кадастры»

120100 «Геодезия и дистанционное  зондирование»

280400 «Прикладная гидрометеорология»

280100 «Природообустройство  и водопользование»

270800 «Строительство» (профили: «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Водоснабжение и водоотведение», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Механизация и автоматизация  строительства», «проектирование зданий», «Промышленное и гражданское  строительство»)

АИСИ сегодня является инновационным учебно-научно-производственным комплексом, обладающим большими техническими возможностями. Астраханский инженерно-строительный институт сформирован как современный учебный и научно-инновационный центр, обеспечивающий потребности области, а также соседних регионов в высококвалифицированных кадрах;

выполняет функции базового регионального информационного, проектного  и экспертного центра по проблемам архитектуры, строительства, транспортного строительства и ЖКХ; 

содействует сохранению архитектурно-строительного наследия Астраханской области и обеспечению качества среды обитания; 

воспитывает техническую интеллигенцию, патриотов России, нравственно и морально ответственных перед обществом и государством.

Около 2000 выпускников АИСИ достойно представляют родной вуз во всех сферах строительства не только в Астраханской области, но и в других регионах России и за рубежом, среди них есть государственные деятели, руководители министерств и ведомств, директора крупных предприятий. Институт уверенно смотрит в будущее: профессия строителя будет востребована всегда

Ценности АИСИ:

  • ориентация на развитие науки и технологии;
  • удовлетворение образовательных потребностей общества;
  • корпоративная культура;
  • развитие административно-управленческого и профессорско-преподавательского состава;
  • информатизация сфер деятельности института;
  • непрерывное совершенствование учебного процесса;
  • новые образовательные и информационные технологии в учебном процессе;
  • обеспечение непрерывности между различными уровнями образования.

Информация о работе Особенности маркетинга в сфере образования