Особенности маркетинга в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение путей совершенствования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы маркетинга в сфере образования.
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования.
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг.
2. Ситуационное положение учреждения образования « АИСИ» на рынке, оценка его сильных и слабых позиций.
3. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг « АИСИ».
4. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.docx

— 71.53 Кб (Скачать файл)

В маркетинге открытых систем философия участников рынка образовательных услуг опирается на положение о том, что ограничение взаимоотношений с конкурентами только соперничеством бесперспективно и неплодотворно. В образовании сотрудничество конкурентов проявляется постоянно и эффект его значителен: при формировании новых учебных дисциплин, подготовке учебных и методических пособий, использовании научно-педагогических кадров, создании и эксплуатации дорогостоящих комплексов учебного и научного оборудования, а также других объектов инвестирования. Учитывая долгосрочность проявления эффекта инвестиций в образовании (в высшей школе – через 5–8 лет), инвесторы стремятся минимизировать риск, поощряют готовность образовательных учреждений к сотрудничеству с конкурентами [4].

Начинающих активное применение маркетинга образовательных услуг в регионе гораздо больше привлекают такие его аспекты как стратегии и особенно тактики рыночной деятельности, ее "инструментальная составляющая", рецептура действий. Однако любой инструмент и тем более рецепт может быть правильно и к месту применен, приведет к рыночному успеху только в том случае, если его применение – не случайность и не дань моде, а следствие понимания и принятия для себя, освоения общих принципов, методов, способов бытия и познания в рынке.

В среде образовательных учреждений такая работа пока еще проводится малым количеством вузов. В результате ведущие принципы маркетинга практически не оказывают действия на поведение субъектов рынка услуг образования в регионе, а их поступки оказываются мало увязанными друг с другом, противоречивыми и в результате – неэффективными.

Реальной практики и психологического настроя на участие в реализации принципов маркетинга у наших научно-педагогических кадров, как правило, явно не хватает: сказывается психологическая усталость, пессимизм интеллектуальных кадров. Тем более необходимо создание в вузах специализированных маркетинговых подразделений. Службы, отделы маркетинга смогли бы выступить ответственными исполнителями, заказчиками и координаторами маркетинговых исследований и разработок, взаимодействуя с соисполнителями как в коллективе вуза (т. е. с факультетами, кафедрами, отдельными научными сотрудниками и педагогами), так и за его пределами.6

Перед государством также стоит задача совершенствования маркетинга в сфере образования услуг.

Целью развития платных образовательных услуг является создание условий для получения качественного воспитания и образования, удовлетворение растущих потребностей отраслей экономики и населения в образовательных услугах и обеспечение их доступности.

  • В процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
  • обеспечение координации действий республиканских органов государственного управления по увеличению видов и объемов платных образовательных услуг;
  • развитие нормативной правовой базы, обеспечивающей дальнейшее развитие платных образовательных услуг;
  • расширение объемов и спектра платных образовательных услуг.

Указанные задачи тесно пересекаются с функциями маркетинга образовательных услуг.

Механизм реализации поставленных задач включает:

  • расширение рынка платных образовательных услуг на основе сочетания государственной и частной форм образования;
  • развитие новых форм и видов образовательных услуг, оказываемых учреждениями образования всех форм собственности, в том числе дистанционного обучения;
  • внедрение новых информационных образовательных технологий, всеобщая компьютеризация, включение в глобальную сеть Интернет;
  • развитие образовательных услуг по подготовке специалистов в области высоких технологий;
  • повышение экспорта образовательных услуг, создание условий по привлечению на учебу иностранных студентов;
  • обеспечение учреждений образования, расположенных в сельской местности, современными технологиями и средствами обучения, в том числе компьютерной техникой

Для увеличения объемов по оказанию платных образовательных услуг организациям образования необходимо продолжать расширять предоставление услуг по: дополнительному дошкольному образованию и воспитанию;

  • углубленному и повышенному уровню (сверх установленных учебными планами) изучения предметов, дисциплин, курсов;
  • подготовке специалистов на уровне среднего специального образования в профессионально-технических колледжах;
  • подготовке в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, лиц с присвоением квалификации рабочего и служащего, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе;
  • получению на платной основе второго и последующего высшего образования;
  • подготовке специалистов для отраслей экономики, использующих новые и высокие технологии;
  • повышению квалификации и переподготовке кадров (планируется организовать в каждом высшем и среднем специальном учебном заведении повышение квалификации и переподготовку кадров);
  • подготовке специалистов для зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинг образования представляет собой систему управления рыночной деятельностью образовательного учреждения, направленную на регулирование рыночных процессов и изучение образовательного рынка, ведущую к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности в образовании; образовательного учреждения в развитии; фирм и других организаций-заказчиков в росте кадрового потенциала; общества в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Учитывая, что маркетинговые исследования основа для начала формирования маркетинговой деятельности, то, предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точную информацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях.

В числе особенностей, определяющих специфику маркетинга в сфере образования как таковой, выделены прежде всего следующие:

  • активная роль конечного потребителя образовательных услуг – личности - в образовательном процессе в корне меняет содержание и характер маркетинговой деятельности, задает ей особые требования и предоставляет новые возможности;
  • отсроченный характер проявления результатов образования, в т. ч. дифференцированного в зависимости от степени фундаментальности и прикладной ориентации знаний существенно изменяет динамику спроса и диктует особенности ценовой, коммуникационной политики, а также политики в отношении ассортимента услуг и его обновления;
  • сущность маркетинга образовательных услуг как маркетинга систем, открытых для информационного и другого обмена задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг;
  • сохраняющаяся высокая значимость и необходимость участия государства (в лице органов управления) в развитии образования диктует целесообразность тесного взаимодействия коммерческих и некоммерческих ориентаций в маркетинге образовательных услуг.

Маркетинг образования развивается очень интенсивно. Он играет двоякую роль в современной экономике. Во-первых, это связано особой значимостью образования в экономическом развитии. Современные технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни в развитых странах. Они задают верхний предел экономического роста, темпы которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные технологии доступны всем, однако распространение зависит от системы и уровня образования населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования связан с распространением идеи образования.

Во-вторых, учебные заведения в большинстве стран мира содержатся на средства бюджетов, пожертвования и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги. Разнообразие источников финансирования требует постоянного расширения комплекса маркетинга для большинства организаций системы образования. Ограниченность возможностей федерального и региональных бюджетов в условиях глубокого кризиса российской экономики определяет интенсивное развитие маркетинга платных образовательных услуг на потребительском рынке и рынке организаций, а также маркетинга обмена со спонсорами и политиками.7

Особенности маркетинга образования обусловлены, кроме того, приверженностью рынка формальному материальному представлению образования в виде аттестатов и дипломов.

Разнообразие видов, технологий и рынков образования определяет использование всего арсенала средств и методов комплекса маркетинга в этой сфере.

При рассмотрении особенностей маркетинга в сфере образования «АИСИ» выявлены следующие проблемы:

– преобладание производственной ориентации маркетинга образовательных услуг;

– отсутствие специализированной службы маркетинга в учреждении, возложение функций по продвижению услуг на некомпетентные службы.

Соответственно, основными направлениями совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг будут являться следующие:

– переход на рыночную ориентацию маркетинга образовательных услуг;

– создание специализированной маркетинговой службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Владимиров, В. Государственный ВУЗ в рыночной экономике /В. Владимиров. Высшее образование в России. – 2009. – № 4. С. 6–13.
  2. Ганчеренок, И. И. Рейтинг вузов, или необходима ли соревновательность в отечественной высшей школе? /И. И. Ганчеренок, Вышэйшая школа. – 2012. – № 1.
  3. Голдобин, Н. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения. Дистанционное образование. / Н. Голдобин. М, 2010. – № 1.
  4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер, СПб.: Питер, 2012. – 496 с.
  5. Лифиц, И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. / И. М. Лифиц. – М. : Юрайт, 2009.
  6. Егоршин, А. П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. – Н. Новгород : НИМБ, 2011. – 624 с.
  7. Резник, С. Д. Управление кафедрой : Учебник. / С. Д. Резник. – М. : ИНФРА-М, 2009 – 635 с.
  8. Образование в Республике Беларусь: Стат. сб. : Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  9. Панкрухин, А. П Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. / А. П. Панкрухин. – М. : Интерпракс, 2009. – 247 с.
  10. Панкрухин, А. П. Маркетинг. / А. П. Панкрухин. – М. : Омега-Л, 2010.
  11. Программа развития платных образовательных услуг на 2006–2010 годы.
  12. Сагинов, С. А. Маркетинг образовательных услуг региона. Маркетинг в России и за рубежом. / С. А. Сагинов – М. 2013. – № 5. – С. 23–25.
  13. Кукушин, А. М. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. А. М. Кукушина. – Москва : ИКЦ "МарТ", 2009. – 464 с.
  14. Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг. Высшее образование в России. / А. Ченцов. – 2012. – № 2. – С. 120–123.

 

 

1 Ганчеренок, И. И. Рейтинг вузов, или необходима ли соревновательность в отечественной высшей школе? /И. И. Ганчеренок, Вышэйшая школа. – 2012. – № 1.

 

2 Сагинов, С. А. Маркетинг образовательных услуг региона. Маркетинг в России и за рубежом. / С. А. Сагинов – М. 2013. – № 5. – С. 23–25.

 

3 Панкрухин, А. П Маркетинг образовательных услуг в высшем и д ополнительном образовании. / А. П. Панкрухин. – М. : Интерпракс, 2009. – 247 с.

 

4 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер, СПб.: Питер, 2012. – 496 с.

 

5 Владимиров, В. Государственный ВУЗ в рыночной экономике /В. Владимиров. Высшее образование в России. – 2009. – № 4. С. 6–13.

 

6 Кукушин, А. М. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. А. М. Кукушина. – Москва : ИКЦ "МарТ", 2009. – 464 с.

 

7 Егоршин, А. П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. – Н. Новгород : НИМБ, 2011. – 624 с.

 

 

 


Информация о работе Особенности маркетинга в сфере образования