Особенности маркетинга в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Данная тема достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
Маркетинг в туризме - это система управления и организации деятельности туристских компаний по разработке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и учета процессов, которые протекают на мировом туристском рынке.

Файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 47.33 Кб (Скачать файл)

Введение

Данная курсовая работа посвящена  рассмотрению темы «Особенности маркетинга в туризме».

Данная тема достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.

Маркетинг в туризме - это система  управления и организации деятельности туристских компаний по разработке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных  услуг, их производству и сбыту с  целью получения прибыли на основе повышения качества туристского  продукта и учета процессов, которые  протекают на мировом туристском рынке.

При росте и постоянном изменении  туристского рынка конкуренция  чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции компании вынуждены  сосредотачивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. Именно поэтому индустрия путешествий  нуждается в возрастающем числе  профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных  реагировать на растущие потребности  потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга. Для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация  маркетинга различных организаций  и предприятий. Поэтому концепция  маркетинга в туризме носит более  чем где-либо, целостный и всеобъемлющий  характер.

Итак, целью данной работы является изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы.

Для достижения данной цели выделим ряд задач:

1. Рассмотреть сущность маркетинга  в туризме

2. Рассмотреть особенности использования  маркетинга в туризме

3. Провести анализ особенностей  маркетинговой деятельности на  примере конкретного туристского  предприятия

Объектом в данной курсовой работе является туристская фирма «Лабиринт», на основе данных которой проводились исследования с целью достижения выше поставленной цели.

Предметом - особенности маркетинга в туризме.

Работа структурно состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе Теоретические аспекты маркетинга в туризме рассматриваются следующие вопросы:

1. Маркетинг в туризме: понятие,  содержание, концепция.

2. Маркетинговые коммуникации в сфере туризма.

Во второй главе Анализ особенностей маркетинговой деятельности туристского предприятия «Лабиринт» рассматриваются такие вопросы, как:

1. Общие сведения о  туристической фирме «Лабиринт»

2. Позиционирование продукта в туристский фирме «Лабиринт»

3. Рекламная стратегия фирмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга в туризме.

1.1. Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция.

Слово «маркетинг» заимствовано из английского языка. Слово «маркет» (market) переводится как «рынок», а производное от него слово «маркетинг» (marketing) - торговая работа на рынке.

Маркетинг - это система управления торгово-производственной деятельностью туристской фирмы в условиях рыночной экономики. Существует множество других определений маркетинга. Остановимся на наиболее приемлемом определении его главной цели - распознать, идентифицировать и оценить существующий или скрытый спрос на туристские услуги, которые турфирма может предложить потребителю, и направить свои усилия на разработку, производство, продвижение и продажу этих услуг в целях получения оптимальной прибыли.

Отвечая на вопрос, зачем  маркетинг нужен турфирмам, скажем, что их деятельность в условиях рынка  и конкуренции всегда связана  с большим или меньшим финансовым риском, степень которого особенно возрастает во внешнеэкономической  деятельности, в том числе и  в области туризма. В наши дни  каждое туристское предприятие несет  материальную ответственность за собственные  убыточные операции. В 1995-2000гг. немало российских турфирм из-за допущенных ошибок в своей работе потерпели  финансовый крах и были вынуждены  прекратить свою деятельность.

Вот почему вопрос предпринимательского риска должен быть в центре внимания любой туристской фирмы. Снижение степени  этого риска может быть достигнуто только путем максимально точного  использования концепции маркетинга.

Конечно, не только конкурентная борьба на рынке определяет значение маркетинга. Еще более важной целью для турфирмы являются увеличение производства и продажи турпродукта, рост доходов и прибыли, повышение рентабельности.

Предприниматель не может  удержать потребителя туристских услуг, если не получает прибыль на инвестированный капитал и если вновь не вкладывает эту прибыль в производство, чтобы быть в состоянии удовлетворить потребности и желания своих клиентов. Таким образом, надо сказать, что маркетинг - это не одноразовое или однозначное действие, или мера, ограниченные какими-то функциональными или временными рамками. Современный маркетинг затрагивает все сферы деятельности каждой туристской фирмы, ее организационные и функциональные структуры, а реализация маркетинговых мер становятся повседневной практикой коллектива турфирмы.

Говоря о концепции  маркетинга, используются такие понятия, как «маркетинговая позиция», «маркетинговый процесс» и «маркетинговая технология».

Маркетинговая позиция строится на том, что в условиях рынка и  конкуренции спрос определяет предложение. Следовательно, успех предпринимательства  зависит от его способности предложить туристские услуги в таком количестве и такого качества, в таком месте и по такой цене, которые бы соответствовали действительному и потенциальному спросу.

Таким образом, исходной позицией маркетинга считается наличие определенного  рынка и потребительского спроса на туристские услуги. Есть спрос на туристские услуги, значит, фирма может активно разрабатывать маркетинговую стратегию и планы по ее реализации, а если спроса нет, то надо или искать его в другом месте, или перепрофилировать свою производственную деятельность.

Любая маркетинговая мера может считаться оправданной, если она исходит из реальной оценки действительного  или потенциального спроса.

Необходимо также подчеркнуть, что главным в маркетинге является задача не столько пассивно следовать  за спросом, сколько активно формировать  этот спрос на основе прогнозирования  его развития.

Маркетинговый процесс - это  серия взаимосвязанных мер, которые  начинаются с выявления рынка  и спроса и включают планирование, разработку, производство, распределение  и продажу товаров и услуг  потребителям.

Маркетинговая технология - это управленческие методы, применяемые  предпринимателем в процессе выявления  и изучения спроса, планирования производства и продажи туристских услуг и товаров.

Иными словами, маркетинг - это  система взаимосвязанных приемов  и мер, позволяющих турфирме добиваться положительных результатов на рынке  туристских услуг.

Также, следует помнить, что  в туристском мире успех маркетинга зависит:

  1. от комплексного анализа рынка;
  2. производства туристского продукта;
  3. анализа систем и каналов реализации;
  4. рекламы продукта.

 

1.2. Маркетинговые коммуникации в сфере туризма.

Современный маркетинг туристской фирмы означает больше, чем разработка хороших услуг, установление на них  привлекательной цены и приближение  к ним потребителей целевого рынка.

Туристская фирма должна также иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами. Поэтому каждая туристская компания неизбежно начинает играть роль источника коммуникации и генератора различных средств продвижения информации об услугах на рынки.

Процессы коммуникации не должны быть отданы на волю случая. Чтобы  работать эффективно фирмы часто  нанимают рекламные агентства для  разработки эффективной рекламы, специалистов по стимулированию сбыта, подготовке программ продвижения туристского продукта и, наконец, фирмы, занимающиеся связями с общественностью, для разработки корпоративного имиджа предприятия. Для любой туристской фирмы вопрос не только в том, какую коммуникационную политику проводить, но и как много денег нужно потратить и как это сделать.

Современные туристские фирмы  управляют сложной системой маркетинговых  связей. Фирма имеет коммуникационное отношение со своими посредниками, потребителями и различными представителями  общественности.

Комплекс маркетинговых  коммуникаций состоит из четырех  основных средств воздействия:

· реклама;

· пропаганда;

· стимулирование сбыта;

· личная продажа.

Реклама - наиболее значимый элемент коммуникационного комплекса. Она оказывает большое потенциальное  влияние на все остальные элементы этого комплекса (может привлекать широкие массы людей) и является самой дорогой.

Играя главную роль во всей коммуникационной системе, реклама  одновременно информирует о компании и ее продукте, убеждает потенциальных покупателей остановить свой выбор на данной компании и ее продукте, усиливает уверенность у существующих клиентов в своем выборе и т. д.

По мнению западных специалистов, в туристском бизнесе от рекламы  требуется выполнение следующих важных задач:

1. С ее помощью любая  составляющая услуги должна иметь  осязаемый вид, чтобы потенциальному  потребителю было понятно, что  именно ему предлагается.

2. Она должна обещать  выгоду или решение проблемы.

3. Она должна указывать  на отличия продукта компании  от продукта ее конкурентов.

4. Она должна оказывать  позитивное влияние на тех  работников компании, которые должны  проводить в жизнь обещания, данные  клиентам.

5. Она должна капитализироваться  с помощью устного распространения.

В туристском бизнесе, так  же как и в других областях, в  последнее время все больше повышается значение таких элементов коммуникационного  комплекса, как паблик рилейшнз и паблисити. Некоторые туристские компании половину средств, выделяемых на рекламные цели, тратят именно на них (20 лет назад на паблик рилейшнз и паблисити тратилось средств в 2 - 3 раза меньше). Причина этого кроется в том, что паблик рилейшнз является мощным инструментом и порой может оказать больше влияния на потенциального клиента, чем реклама.

По мнению зарубежных, эффективный  паблик рилейшнз является инструментом управления, с помощью которого организация представляет свой продукт в средствах массовой информации с наилучшей стороны. Однако разница между паблик рилейшнз и паблисити заключается в том, что последний только составляет информацию (эта информация может представить организацию как с лучшей, так и с худшей стороны), предназначенную специально для средств массовой информации. Что касается паблик рилейшнз, то с его помощью организация осуществляет своего рода контроль над паблисити и следит за тем, чтобы о ее продукте создавалось только положительное мнение.

Таким образом, паблик рилейшнз является мощным маркетинговым средством, которое может определить успех организации, улучшить доверие к ней, создать новый рынок, помочь в борьбе с конкурентами, представить новый продукт на рынке, проявить лояльность к торговой марке, улучшить эффективность других элементов коммуникации и др.

Персональные продажи  или, как их еще называют, прямые продажи для индустрии туризма являются одним из важных элементов коммуникационного комплекса. Они относятся исключительно к процессу продаж и представляют собой маркетинг, проводящийся по отношению к клиентам. Важность их предопределена возможностью продавцов встречаться с клиентами.

Персональные продажи  составляют одну из статей маркетингового плана компании. Они являются чуть ли не единственным элементом коммуникационного  комплекса, который обеспечивает обратную связь с клиентом независимо от того, осуществлялась ли она через персонал по продажам или непосредственно  со стороны руководства компании или ее сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ особенностей маркетинговой деятельности туристского предприятия «Лабиринт».

2.1. Общие сведения  о туристической фирме «Лабиринт»

Компания «Лабиринт» присутствует на туристическом рынке с 1995 года Официальный сайт турфирмы «Лабиринт» http://www.labirint.com.ru/.

Туроператор «Лабиринт» работает по таким направлениям как Финляндия, Греция, Швеция, Норвегия, Латвия, Эстония, Африка, Израиль, Дания, Исландия, Германия, Франция.

Помимо «классических» экскурсионных  туров, «Лабиринт» организует и отдых  с учетом местных особенностей жизни - так, в Финляндии и Латвии можно  пожить в коттеджах и порыбачить, в Греции - отправиться на «шубный» тур, в Исландии - увидеть удивительные ледники и гейзеры. Туроператор  «Лабиринт» пытается показать известные  достопримечательности разных стран  с новой стороны, чтобы сделать  тур ярким и запоминающимся.

Также организуются туры по России - например, по Золотому Кольцу, речные туры и т.д.

Компания имеет телефон  для экстренной связи в любое  время суток из любой страны, куда организуются экскурсии.

Туроператор Лабиринт занимается организацией туристических поездок  в страны Скандинавии, Прибалтики, Грецию, Африку и Россию. «Лабиринт» предлагает самые разнообразные программы  для туристов, среди которых экскурсионные  туры, поездки для любителей рыбной ловли, праздничны специальные новогодние туры от «Лабиринта», а также туры для горнолыжников и поездки  для пенсионеров. Турфирма «Лабиринт» является гарантом отличного отдыха для туристов любых возрастов  и пристрастий. Каждый отдыхающий найдет в поездках от «Лабиринт» тот вид  отдыха, который придется ему по душе.

Информация о работе Особенности маркетинга в туризме