Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ критериев выбора поставщиков для повышения эффективности закупочной работы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить сущность, цели и задачи процесса выбора поставщиков.
2. Рассмотреть основные методы и критерии выбора поставщика.
Введение 3
1 Теоретические аспекты выбора поставщика 5
1.1 Сущность, цели и задачи процесса выбора поставщика 5
1.2 Основные методы и критерии выбора поставщика 11
1.3 Методика оценки систем качества поставщиков 24
2 Критерии выбора поставщика при осуществлении закупки товаров на примере ООО «Донской привоз» 27
2.1 Показатели и характеристика коммерческой деятельности предприятия 27
2.2 Анализ и оценка критериев выбора поставщика на предприятии 30
2.3 Пути повышения эффективности выбора поставщика при осуществлении процесса закупки товаров 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42
1.2 Основные методы и критерии выбора поставщика
Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап - выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции.
В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Работая совместно, они могут добиться снижение затрат и улучшение качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.
Выбор поставщика
является одной из наиболее важных
задач закупочной логистики. Некоторые
менеджеры недооценивают
Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.7
Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика
из числа компаний, которые уже
были вашими поставщиками (или
являются ими) и с которыми
уже установлены деловые
2. Выбор нового
поставщика в результате
Процедура (алгоритм) выбора поставщика.
В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:
Большинство источников не требует дополнительного комментария, но, например, такой источник, как «Собственное исследование», является достаточно емким и может включать:
Собственное исследование включает все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.
За рубежом
основными источниками
Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:
Наиболее распространенным
методом выбора поставщика можно
считать метод рейтинговых
Метод рейтинговых оценок.
Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем.
Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10 – бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика.
Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.
Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат.
Этот метод иногда называют
затратно–коэффициентным
По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.
В качестве примера, можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.
Метод доминирующих характеристик .
Состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.
Метод категорий предпочтения.
В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой–то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производтвенном процессе.
Майкл Р. Линдерс
и Харольд Е. Фирон уделяют
особое внимание неформальной оценке
поставщика работниками компании покупателя,
которая включает оценку личных контактов
между поставщиком и
«Как идут дела с поставщиком Х?» - типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика.
Сегодня в небольших компаниях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.
В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев, об этом и поговорим дальше. Как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы.
В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.
Один из возможных наборов таких факторов приведен ниже:
Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Заслуживает внимание
шкала критериев выбора поставщика,
предлагаемая Майклом Р., Линдерсом
и Харольдом Е. Фироном (критерии
расположены в порядке
Информация о работе Особенности организации маркетинга розничного предприятия ООО "Донской привоз"