Особенности организации маркетинга розничного предприятия ООО "Донской привоз"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ критериев выбора поставщиков для повышения эффективности закупочной работы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить сущность, цели и задачи процесса выбора поставщиков.
2. Рассмотреть основные методы и критерии выбора поставщика.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты выбора поставщика 5
1.1 Сущность, цели и задачи процесса выбора поставщика 5
1.2 Основные методы и критерии выбора поставщика 11
1.3 Методика оценки систем качества поставщиков 24
2 Критерии выбора поставщика при осуществлении закупки товаров на примере ООО «Донской привоз» 27
2.1 Показатели и характеристика коммерческой деятельности предприятия 27
2.2 Анализ и оценка критериев выбора поставщика на предприятии 30
2.3 Пути повышения эффективности выбора поставщика при осуществлении процесса закупки товаров 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Основные критерии выбора поставщика при осуществлении процесса закупки товаров.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Основные методы и критерии выбора поставщика

Когда потребности  в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап - выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции.

В современных  условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Работая совместно, они могут добиться снижение затрат и улучшение качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые  менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для  эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение  по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.7

Возможны два  направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика  из числа компаний, которые уже  были вашими поставщиками (или  являются ими) и с которыми  уже установлены деловые отношения.  Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового  поставщика в результате поиска  и анализа интересующего рынка:  рынка, с которым фирма уже  работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.

Процедура (алгоритм) выбора поставщика.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

  1. Каталоги и прайс-листы.
  2. Торговые журналы.
  3. Интернет – сайты.
  4. Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
  5. Конкурсы.
  6. Банки и финансовые институты официальных органов.
  7. Выставки и ярмарки.
  8. Торги и аукционы.
  9. Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.).
  10. Торговые представительства.
  11. Собственность исследования.
  12. Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
  13. Конкуренты потенциального поставщика.
  14. Торговые ассоциации, например, Торгово-промышленная палата.
  15. Специализированные информационные агентства и исследовательские организации.
  16. Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.8

Большинство источников не требует дополнительного комментария, но, например, такой источник, как «Собственное исследование», является достаточно емким и может включать:

  • неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
  • неформальные личные контакты и переписка с возможными поставщиками;
  • общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.

Собственное исследование включает все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие  официальных документальных запросов.

За рубежом  основными источниками информации о поставщиках являются общедоступные и информационные справочники – каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет – это огромный «информационный банк» с не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.

Существует  несколько распространенных методов  выбора поставщика:

  • затратно-коэффициентный;
  • доминирующих характеристик;
  • категорий предпочтения;
  • рейтинговая оценка факторов и др.

Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно  считать метод рейтинговых оценок.

Метод рейтинговых  оценок.

Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем.

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10 – бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика.

Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод  оценки затрат.

Этот метод иногда называют затратно–коэффициентным методом  или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность  метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера, можно  привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного  товара:

  1. маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
  2. издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.)
  3. издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков.
  4. затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.).
  5. затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров.
  6. транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара.
  7. затраты на страхование логистических рисков и др.9

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать  и контролировать.

Метод доминирующих характеристик .

Состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого  метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.

Метод категорий  предпочтения.

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор  способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой–то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производтвенном процессе.

Майкл Р. Линдерс  и Харольд Е. Фирон уделяют  особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов  между поставщиком и работниками  отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации.10

«Как идут дела с поставщиком Х?» - типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения  при встречах с представителями  других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика.

Сегодня в небольших  компаниях почти вся оценка имеющихся  источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.

В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев, об этом и поговорим дальше. Как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы.

В ряде случаев (в зависимости от корпоративной  стратегии) на первое место могут  выходить такие, например, параметры, как  время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.

Один из возможных наборов  таких факторов приведен ниже:

  1. Надежность доставки.
  2. Гарантии качества.
  3. Производственные мощности.
  4. Цены.
  5. Местоположение.
  6. Технический потенциал.
  7. Финансовое положение.
  8. Возможность компромиссов.
  9. Наличие информационной системы связи и отработки заказов.
  10. Послепродажный сервис.
  11. Репутации и роль в своей отрасли.
  12. Деловая инициативность.
  13. Управление и организация.
  14. Контроль процессов.
  15. Отношение к покупателю.
  16. Имидж.
  17. Оформление товара (паковка).
  18. Трудовые отношения.
  19. Деловой опыт и история взаимоотношений.
  20. Вспомогательная литература и инструкции.
  21. Взаимность выгод и интересов.11

Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом  и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):

Информация о работе Особенности организации маркетинга розничного предприятия ООО "Донской привоз"