Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:21, лабораторная работа
Цель данной работы – изучить особенности применения маркетинга в сфере культуры.
Задачи данной лабораторной работы заключаются в следующем:
раскрыть понятие социально-культурного маркетинга;
изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры;
выявить основные функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры;
изучить музейный маркетинг;
выявить особенности маркетинговой политики музеев Швейцарии.
Введение 3
Глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры 4
Определение понятия социально-культурного маркетинга 4
Особенности маркетинга в сфере культуры 5
Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры 7
Глава 2. Музейный маркетинг 10
2.1 Музей как бренд 10
2.2 Маркетинговая политика музеев Швейцарии 13
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Глава 2. Музейный маркетинг
2.1 Музей как бренд
Бренд - это:
1. юридический инструмент;
2. система отождествления;
3. компания;
4. идентификационная система;
5. образ в воображении потребителей;
6. личность;
7. отношение;
8. добавленная ценность;
9. эволюционирующая сущность.
Выше приведено наиболее полное определение бренда, которое можно встретить (его “собрали” из всевозможных источников два исследователя - Leslie de Chernatony и Francesca Dall`Olmo Riley - исследователи из Великобританского The Open University).
Какие из этих определений имеют наиболее близкое отношению к музею и его взаимоотношению с музейным посетителем?
В первую очередь – это бренд как образ в воображении посетителей, другими словами, набор уникальных ассоциаций, отвечающих реалиям самого музея. Каждый воспринимает музей по-своему и создает себе свой собственный его образ.
На втором
месте находится бренд как
идентификационная система, а на
третьем - бренд как система отождествления,
то есть совокупность визуальных знаков,
в идеальном случае несущих смысловую
нагрузку (символ, цвет, слоган, начертание
пр.), позволяющие устанавливать
связь между брендом и
Наконец, бренд музея имеет функцию добавленной ценности, так как из всего спектра задач, стоящих перед брендом, одними из важнейших является отличие его от других, достижение преимуществ и возможность повысить спрос. Все это становится возможным, когда посетитель убежден в преимуществе музей, и, таким образом, стремится заплатить, как в буквальном, так и в переносном смысле, большую цену за лучшее (реальное или воспринимаемое им) качество музея.
Создание бренда включает в себя создание торговой марки, которое предусматривает ряд этапов:
Анализ этих этапов показывает, что в том или ином виде подобные мероприятия реализовали у себя многие российские музеи. Тем не менее, даже создание и регистрация торговой марки не сделали ряд из них более посещаемыми или успешными. С другой стороны, есть музеи (и их немало), которые не имеют даже логотипа, однако сложились как успешные бренды, востребованные как в своем регионе, так и за его пределами.
Этот факт обращает к проблеме позиционирования музеев, то есть определения системы координат, в которых они себя помещают в сознании посетителей. В широком смысле речь идет об управлении мнением посетителя относительно места (позиции) бренда музея среди множества других учреждений, где человек может провести свое свободное время.
Целью любого позиционирования является создание у посетителей такого впечатления, что перед ним уникальный, единственный в своем роде локус, равноценной замены которому не существует.
Таким образом, основная задача позиционирования – облегчить потребителю процесс выбора, сформировать целостный образ, который формируется в его сознании и именуется брендом. При этом позиционирование музея строится преимущественно на сегментировании потребителей по географическим, социально-демографическим, и психографическим особенностям4.
2.2 Маркетинговая политика музеев Швейцарии
Одной из отличительных черт Швейцарской конфедерации является обилие музеев. Их насчитывается много десятков, несколько из которых вышли на мировой уровень. Есть музеи как государственные, так и университетские, при научных учреждениях, но большинство принадлежат городским или сельским властям, либо являются собственностью частных лиц.
В последнее время крупнейшие музеи Швейцарии стали всё чаще пересматривать концепции своего развития и, соответственно, изменять постоянные экспозиции.
Например, крупнейший этнографический музей страны в г. Базель (Музей народоведения и Швейцарский музей народной культуры) в 1996 г. был преобразован в Музей культур. Выставочная политика в данном музее довольно гибкая: новые выставки открываются почти каждый месяц, они отражают в себе новейшие достижения музейного дизайна, предполагают использование экспонатов в интерактивном режиме. Также все выставки предполагают дополнительные платные услуги, в которые входят экскурсии, показ фильмов, концерты, доклады, мастерские и пр.
Образ жизни швейцарцев характеризуется значительной подвижностью и спортивностью. Свободное время они предпочитают проводить вне дома, познавая окружающий мир. В этом случае транспортная доступность делает возможным и необходимым специализацию музеев.
Например, в Швейцарии есть группа Национальных музеев, ведущим из которых является Национальный музей в г. Цюрих. Другие семь национальных музеев расположены в разных районах страны - это Замок Пранжен, Форум швейцарской истории в г. Швиц, Швейцарский таможенный музей в Кантине ди Гандрия, Музей музыкальных автоматов в г. Зеевен, Замок Вильдегг, Музей Беренгассе и Дом Майсенской гильдии (г. Цюрих).
Они проводят
скоординированную
Одним из популярных приёмов музейного маркетинга, часто используемым в период финансовых затруднений, является событийный маркетинг.
В г. Бургдорф, где в замке размещены Исторический музей и Музей Золота, горное дело повлияло также на формирование программы ежемесячных событий в городском Музее народоведения. В 2000 г. к выставке «Индонезийский крис и кузнец - от расплавленного железа к дамасцированному кинжалу» было приурочено событие, охватывающее два дня: демонстрация добычи и плавки железной руды в плавильной печи, затем - процесса ковки кинжала.
Следует отметить, что в последнее время маркетинговые технологии в Швейцарии стали использоваться не отдельными музеями, а музейным сообществом при поддержке городских властей. Например, событие «Долгая ночь музеев» впервые провел Союз цюрихских музеев. В ночь со 2 на 3 сентября 2000 г . 27 из 45 музеев и библиотек города были открыты до утра. Каждый из них запланировал серию мероприятий как внутри, так и снаружи - экскурсии, концерты, доклады, фильмы, встречи. Музей Ритберг каждые полчаса предлагает выступления разных групп музыкантов, Музей индейцев - каждые два часа встречу с юконской индианкой-сказительницей, а Музей народоведения - свободное посещение выставок и установленной в парке туркменской юрты, а также музыкальную программу.
Практически все выставки и мероприятия, проводимые в швейцарских музеях, сопровождаются предоставлением дополнительных услуг.
Например, экспозиция Швейцарского центра народной культуры и Института народной музыки и костюмов в г. Бургдорф демонстрирует 250 музыкальных инструментов, сгруппированных согласно систематической классификации, причем на 20 из них посетитель может поиграть.
Также, например, в базельском музее культуры рядом с экспозицией выделено помещение для занятий кружков, в нем участники семинаров, прежде всего дети, могут на практике воплощать то, что не представлено в коллекции. В музейном магазине продаются не только открытки, каталоги и научные публикации, но и материалы для практических работ, сувениры, изделия ремесленников, соответствующие профилю выставок. Педагогическая, просветительская деятельность поддерживается также услугами музейной библиотеки, которая открыта практически весь день (с 9 до 17.00). В музее организуются концерты, лекции, просмотры видеофильмов, встречи с интересными людьми и т.п.
Входная плата имеется практически во всех музеях Швейцарии. В последнее время музеи страны взимают отдельно входную плату и плату за посещение выставок. Это позволяет держать входную плату на достаточно низком уровне, получая значительные суммы вследствие увеличения доли выставок.
Например, входной билет одновременно в базельский Музей культур и Естественноисторический музей стоит 7 и 5 (льготный) франков, причем в первое воскресенье месяца вход в музей бесплатный.
Ценовая политика используется швейцарскими музеями как инструмент рыночной политики. Практикуется предоставление разнообразных льгот различным категориям посетителей - детям, школьникам, студентам, семьям, пенсионерам, группам и т.д. Скидки достигают 30% от стоимости билета.
Другая форма, позволяющая получить комплекс музейных услуг, это Швейцарский музейный паспорт. Его можно заказать по почте из Цюриха. Обладатели его, помимо льгот при покупке билета, получают дважды в год бюллетень «Музейные новости».
Практически в каждом крупном городе предлагаются местные однодневные паспорта для проезда по городу и посещения музея. Региональные музейные паспорта нередко действуют и за рубежом.
Музеи трех пограничных стран вокруг Боденского озера - Швейцарии, Германии и Австрии - объединились в союз - Ферейн музеев и замков Еврегио. Музейный паспорт Ферейна позволяет бесплатно посещать музеи в Еврегио.
Их названия
(в алфавитном порядке), адреса, часы
работы и специализация указаны
в буклете, а на карте нанесено
их местоположение. Союз выпускает
общие цветные буклеты о
140 музеев
Германии, Франции и Швейцарии,
расположенных в верховьях
Многие
швейцарские музеи
Одним из основных направлений деятельности швейцарских музеев является музейная педагогика. Это направление деятельности важно не только для сегодняшнего дня, но и закладывает фундамент будущего. Человек, которого в детстве водили в музей, придет туда снова, став взрослым, а потом будет приводить туда своих детей.
Некоторые швейцарские музеи основной своей задачей видят образование, работу с детьми. Так, Музей народоведения г. Бургдорф создавался в 1995 г. как учреждение культуры, специализирующееся на работе со школами города и окрестностей. Там разрабатываются методики работы с детьми, готовится много рабочих материалов.
Большую гибкость работе этого музея с детьми придаёт программа «Музей в сундучке». Для этой программы специально подбираются вещи и другие материалы и в сундучке вывозятся для показа вне стен музея - в школы и детские сады. Коллекцию сопровождают дидактические материалы для учителей, оформленные в виде брошюр или публикаций. Данная программа доводит музейный товар прямо до потребителя и очень популярна.
Другой новый музей, специализирующийся на музейной педагогике, - Форум швейцарской истории - был основан в 1995 г . в г. Швиц в здании бывшего цейхгауза. Экспозиция музея раскрывает историю страны за полтысячелетия - с 1300 по1800 гг. На трех этажах музея (общая площадь экспозиции 1400 кв. м) демонстрируются предметы, модели и макеты, раскрывающие все стороны жизни средневекового общества - от земледелия до паломничества. Тексты этикеток суммированы также в информационных листках, опубликованных на четырех языках, в том числе на английском. На каждом этаже имеется компьютер с информацией о каждом из выставленных предметов, причем по желанию ее можно распечатать.
Экспозиция
построена на принципе интерактивности.
Посетитель сам включает бегущую
строку, экраны, движущиеся модели, звукозаписи
3-4 минутной длины (песни, диалоги, тексты).
Постоянно разрабатываются
Информация о работе Особенности применения маркетинга в сфере культуры