Особенности управления в американских, западноевропейских и японских фирмах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 06:28, реферат

Описание работы

Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые ростом масштабов производства, усилением его диверсификации и усложнением выпускаемой продукции; расширением в результате интернационализации территориальной разобщенности производства. С другой стороны, она носит на себе отпечаток исторических особенностей, формирования и развития конкретных фирм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Особенности управления в японских фирмах 5
Особенности управления в американских фирмах 13
Особенности управления в западноевропейских фирмах 16
Специфические особенности управления персоналом в фирмах США и Японии 17
Сравнение японской и американской модели менеджмента 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Реферат по УП.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

5) переподготовка на основе долгосрочных соглашений между фирмами и школами бизнеса и университетами.

6) переподготовка на рабочем месте.

Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в  три-четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование  является частью процесса труда, на который  каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа – за счет личного.

Основой японской системы профессионального  обучения в японских фирмах является концепция "гибкого работника". Ее целью является отбор и подготовка работника не по одной, а, по крайней мере, по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.

Переход к новым технологиям  требует значительных затрат, связанных  с обновлением знаний, переподготовкой  работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сравнение японской и американской модели менеджмента

К концу ХХ в. наиболее изученными оказались два во многом полярных стиля менеджмента - японский и американский. Различия между ними состоят, в частности, в следующем.

 Структура собственности. В  корпорациях США физическим лицам  принадлежит основная часть, а  в Японии - лишь 10% акций (в качестве  собственников выступают прежде  всего юридические лица). Более  80% активов промышленных фирм  образовано за счет кредитов. Малый бизнес в Японии весьма развит (как и в США), но в значительной степени связан с крупными корпорациями.

 Долгосрочные цели. В США  из-за постоянного обновления  состава акционеров компании  вынуждены заботиться прежде  всего о норме прибыли на вложенный капитал, доходности акций. Планы при этом составляются на 1-3 года. В Японии фирмы планируют свое развитие на 5-10 лет и связывают его прежде всего не с нормой, а с общей суммой дохода и прибыли, завоеванием места на рынке, общими масштабами производства, сохранением рабочих мест, финансовыми перспективами.

 Роль государства. В США  она традиционно невелика и  ограничивается установлением налоговых  и иных льгот, военными заказами, финансированием фундаментальной  науки и образования, немногочисленными целевыми программами, тогда как в Японии министерство торговли и промышленности по согласованию с ведущими корпорациями разрабатывает средне- и долгосрочную научно-техническую, структурную политику, координирует выполнение технологических программ, связанных с прорывом на внешние рынки.

 Механизм принятия решений.  В США он отличается многоступенчатостью  и авторитарностью (в рамках  своей компетенции). В Японии число  управленческих этажей значительно  меньше и решения принимаются  коллективно с учетом мнения всех, кого они касаются.

Тип организационной культуры. В  США она ориентирована на конкуренцию  работников, четкие должностные инструкции, жесткую классификацию должностей, индивидуальные контракты с сотрудниками и большие различия в социальном статусе в зависимости от должности. Это сдерживает взаимопомощь сотрудников, делает немыслимой критику руководства, но развивает стремление к успеху. В Японии преобладает ориентация на командную работу, сотрудничество, здесь отсутствует строгое распределение прав и обязанностей. Разрыв в оплате сравнительно невелик, ее изменение связано, в основном, с успехами коллектива и стажем работы. Должность не дает и каких-то привилегий, особого статуса.

 Роль работников в управлении  производством.  По данным социологов, в Японии 65%, а в США лишь 12% рабочих привлекаются к анализу и решению управленческих проблем. Особо поощряется участие рабочих в управлении качеством продукции, рационализации, совместное с мастером установление норм выработки. В результате, как свидетельствуют опросы, одинаковую направленность личных и фирменных интересов отмечают 93% работников японских фирм, в США - 9% . По мнению экспертов первенство фирм Японии по эффективности труда на 40% связано с кадровым менеджментом, на 35% - с надежностью снабжения ( система “точно вовремя”), на 20% с управлением качеством продукции и лишь на 10% - с превосходством в технике и технологии.

В США половина работающих занята на малых предприятиях, которые дают половину всей продукции и еще  больше - новых идей и инновационных изделий. В Японии 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе, на его долю приходится 70% всех продаж.

По данным многочисленных публикаций приводим сравнительные правила, составляющие японскую и американскую модели менеджмента.

Таблица 1.1.

Японская и американская модели менеджмента

Япония

США

Управленческие решения принимаются  коллективно на основе единогласия

Индивидуальный характер принятия решения

Коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность

Гибкая (индивидуальная для организации) структура управления

Строго формализованная структура управления

Неформальная организация контроля

Четко формализованная процедура  контроля

Коллективный контроль

Индивидуальный контроль руководства

Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост

Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе

Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль

Главные качества руководителя - профессионализм  и инициатива

Ориентация управления на группу

Ориентация управления на отдельную  личность

Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному  результату

Оценка результатов по индивидуальному  результату

Неформальные отношения с подчиненными

Формальные отношения с подчиненными

Продвижение по службе по старшинству  и стажу работы

Деловая карьера обусловливается  личными результатами

Подготовка руководителей универсального типа

Подготовка узкоспециализированных руководителей

Оплата труда по показателям  работы группы, служебному стажу

Оплата труда по индивидуальным достижениям

Долгосрочная занятость руководителя в фирме

Наем на работу на короткий период


 

Стиль менеджмента в ФРГ также  имеет явную социальную и организационно-техническую  ориентацию, имея в виду перспективную, а не краткосрочную максимизацию прибыли, и при этом учитываются экологические критерии, национальные и региональные (земельные), а не только узкофирменные интересы. До 70% фирм ФРГ, включая малые и средние, сами ведут или заказывают НИОКР. Особое внимание в стратегическом управлении обращается на инвестиции в гибкую технологическую оснастку, автоматизацию контроля качества, реконструкцию складского хозяйства, информационных сетей, подъездных путей, а также на установление надежных хозяйственных связей, техническую помощь поставщикам из малого бизнеса, улучшение социально-психологического климата в коллективе на основе льготной продажи акций работникам, их участия в прибылях, обсуждении и принятии ряда решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в их общем предприятии, он глубоко укоренен в культуре. Один из главных выводов, стоящих перед менеджерами развивающихся стран, состоит как раз в том, чтобы отыскать и распознать те элементы их собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать как строительные блоки модернизированной системы управления.

Освоение знаний и  моделей из других стран имеет  определенные границы. Лимитирующим фактором являются социально-экономические  и культурно-исторические условия  каждой страны. Поэтому опыт других стран необходимо творчески адаптировать к отечественным условиям. В этой связи все большее значение придается сравнительному менеджменту. Он заключается в изучении и анализе опыта различных стран, включая исследование причин, определяющих различия в уровне производительности и результатах деятельности предприятий.

Для России понимание  международных проблем менеджмента  особенно важно. Это связано не столько  с отсутствием у большинства  российских менеджеров опыта работы с представителями других культур, сколько с прямым переносом в российское деловое образование западной (преимущественно американской) модели, не учитывающей особенностей нашего менталитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Сравнительный менеджмент: Учебно-методическое пособие. / Сост.: Васильев С.В.;  НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2004. – __ с.
  2. http://pidruchniki.ws/19670318/menedzhment/osobennosti_apparata_upravleniya_amerikanskih_zapadnoevropeyskih_yaponskih_organizatsiyah
  3. http://www.alkj.ru/index.php-quest-Itemid-eq-28-and-id-eq-366-and-option-eq-com_content-and-task-eq-view

 




Информация о работе Особенности управления в американских, западноевропейских и японских фирмах