Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 06:28, реферат
Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые ростом масштабов производства, усилением его диверсификации и усложнением выпускаемой продукции; расширением в результате интернационализации территориальной разобщенности производства. С другой стороны, она носит на себе отпечаток исторических особенностей, формирования и развития конкретных фирм.
ВВЕДЕНИЕ 3
Особенности управления в японских фирмах 5
Особенности управления в американских фирмах 13
Особенности управления в западноевропейских фирмах 16
Специфические особенности управления персоналом в фирмах США и Японии 17
Сравнение японской и американской модели менеджмента 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
5) переподготовка на основе долгосрочных соглашений между фирмами и школами бизнеса и университетами.
6) переподготовка на рабочем месте.
Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в три-четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа – за счет личного.
Основой японской системы профессионального обучения в японских фирмах является концепция "гибкого работника". Ее целью является отбор и подготовка работника не по одной, а, по крайней мере, по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.
Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.
5. Сравнение японской и американской модели менеджмента
К концу ХХ в. наиболее изученными оказались два во многом полярных стиля менеджмента - японский и американский. Различия между ними состоят, в частности, в следующем.
Структура собственности. В
корпорациях США физическим
Долгосрочные цели. В США из-за постоянного обновления состава акционеров компании вынуждены заботиться прежде всего о норме прибыли на вложенный капитал, доходности акций. Планы при этом составляются на 1-3 года. В Японии фирмы планируют свое развитие на 5-10 лет и связывают его прежде всего не с нормой, а с общей суммой дохода и прибыли, завоеванием места на рынке, общими масштабами производства, сохранением рабочих мест, финансовыми перспективами.
Роль государства. В США
она традиционно невелика и
ограничивается установлением
Механизм принятия решений.
В США он отличается
Тип организационной культуры. В
США она ориентирована на конкуренцию
работников, четкие должностные инструкции,
жесткую классификацию
Роль работников в управлении производством. По данным социологов, в Японии 65%, а в США лишь 12% рабочих привлекаются к анализу и решению управленческих проблем. Особо поощряется участие рабочих в управлении качеством продукции, рационализации, совместное с мастером установление норм выработки. В результате, как свидетельствуют опросы, одинаковую направленность личных и фирменных интересов отмечают 93% работников японских фирм, в США - 9% . По мнению экспертов первенство фирм Японии по эффективности труда на 40% связано с кадровым менеджментом, на 35% - с надежностью снабжения ( система “точно вовремя”), на 20% с управлением качеством продукции и лишь на 10% - с превосходством в технике и технологии.
В США половина работающих занята на малых предприятиях, которые дают половину всей продукции и еще больше - новых идей и инновационных изделий. В Японии 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе, на его долю приходится 70% всех продаж.
По данным многочисленных публикаций приводим сравнительные правила, составляющие японскую и американскую модели менеджмента.
Таблица 1.1.
Японская и американская модели менеджмента
Япония |
США |
Управленческие решения |
Индивидуальный характер принятия решения |
Коллективная ответственность |
Индивидуальная ответственность |
Гибкая (индивидуальная для организации) структура управления |
Строго формализованная структура управления |
Неформальная организация |
Четко формализованная процедура контроля |
Коллективный контроль |
Индивидуальный контроль руководства |
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост |
Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе |
Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль |
Главные качества руководителя - профессионализм и инициатива |
Ориентация управления на группу |
Ориентация управления на отдельную личность |
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату |
Оценка результатов по индивидуальному результату |
Неформальные отношения с |
Формальные отношения с |
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы |
Деловая карьера обусловливается личными результатами |
Подготовка руководителей |
Подготовка |
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу |
Оплата труда по индивидуальным достижениям |
Долгосрочная занятость |
Наем на работу на короткий период |
Стиль менеджмента в ФРГ также имеет явную социальную и организационно-техническую ориентацию, имея в виду перспективную, а не краткосрочную максимизацию прибыли, и при этом учитываются экологические критерии, национальные и региональные (земельные), а не только узкофирменные интересы. До 70% фирм ФРГ, включая малые и средние, сами ведут или заказывают НИОКР. Особое внимание в стратегическом управлении обращается на инвестиции в гибкую технологическую оснастку, автоматизацию контроля качества, реконструкцию складского хозяйства, информационных сетей, подъездных путей, а также на установление надежных хозяйственных связей, техническую помощь поставщикам из малого бизнеса, улучшение социально-психологического климата в коллективе на основе льготной продажи акций работникам, их участия в прибылях, обсуждении и принятии ряда решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в их общем предприятии, он глубоко укоренен в культуре. Один из главных выводов, стоящих перед менеджерами развивающихся стран, состоит как раз в том, чтобы отыскать и распознать те элементы их собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать как строительные блоки модернизированной системы управления.
Освоение знаний и моделей из других стран имеет определенные границы. Лимитирующим фактором являются социально-экономические и культурно-исторические условия каждой страны. Поэтому опыт других стран необходимо творчески адаптировать к отечественным условиям. В этой связи все большее значение придается сравнительному менеджменту. Он заключается в изучении и анализе опыта различных стран, включая исследование причин, определяющих различия в уровне производительности и результатах деятельности предприятий.
Для России понимание
международных проблем
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Особенности управления в американских, западноевропейских и японских фирмах