Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……2
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………4
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………4
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...6
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ……………………...9
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..15
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....15
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………17
2.3 Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по состоянию на 1.07.2014) (2014)……………………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….28
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….28
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

1.3. Федеральные целевые  программы, действующие в РФ.

 

Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом.11

Реализация ФЦП предусматривает инвестирование средств в развитие человеческого потенциала, осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.12

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд", Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

В 2010 году на территории Российской Федерации действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42 подпрограммы).

 

Рисунок 1.

Доля ФЦП в расходной части федерального бюджета (млрд.  руб).13

На основе этой диаграммы можно сделать вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% - 8,5% , так в 2010 году этот показатель составил – 7,53%, а в 2011 году – 8,65%. Т.е. увеличился на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году предусмотрено начало новых ФЦП – будут финансироваться  4 новые ФЦП.  Для более подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных целевых программ в 2011 году (Приложение 2).

В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году –14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне   16,2 млрд. рублей

Далее можно проанализировать объем бюджетного финансирования, которые согласно Департаменту государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1.

Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ.14

 

Год

Объемы бюджетных ассигнований, млн руб

ГКВ

НИОКР

Прочие нужды

Всего

2010

462047.8180

104436.2520

206112.8644

772596.9344

2011

551804.9939

152850.4965

217415.9457

922071.4361

2012

457581.5272

176683.0655

213865.8071

848130.3998

2013

419663.5524

185976.1987

200528.8324

806168.5835


 

 

 

 

 

 

 

Чтобы проанализировать эти данные, их удобно представить в графическом виде – рисунок 2.

 

Рисунок 2. 

Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ

(млн руб)15

Таким образом, можно увидеть, что по объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» – они составляют более 50% от общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте – «НИОКР».

Что касается объемов бюджетного финансирования каждой ФЦП, то на рисунке 3 ( по данным Приложения 1) представлены 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета в 2011 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 .

 

Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования(10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета)( млн рублей)16

 

Также необходимо определить приоритетные области финансирования федеральных целевых программ, которые представлены на рисунке 4 (по данным Приложения 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 .

 

Бюджетное финансирование федеральных целевых программ 2011 года в разрезе приоритетов( млн рублей).17

В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий, а на третьем месте безопасность.

Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:

В 2011 - ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 88,4 млрд. руб.

Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не является исключением.

 

 

 

 

 

Глава 2.  ФЦП «ЖИЛИЩЕ»

 

2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»

 

В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.18

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.19

Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.20

В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.

Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 срок реализации федеральной целевой программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм продлен на период 2011 - 2015 годов.21

При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями федеральной целевой программы "Жилище" добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.

 

2.2.Основные параметры  ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

 

Решение о разработке программы было принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.

Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050. Внесены изменения постановлениями Правительства РФ от 14 июля 2011 г. № 575, от 6 октября 2011 г. № 825, от 27 декабря 2011 г. № 1161, от 20 июля 2012 г. № 745, от 22 ноября 2012 г. № 1204, от 30 апреля 2013 г. № 389, от 12 октября 2013 г. № 923,от 18 апреля 2014 г. № 359, от 18 октября 2014 г. № 1076.

      Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 

Государственные заказчики Программы - федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации

Основной разработчик Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации

Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Основными задачами Программы являются22:

  • создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
  • повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
  • обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.

Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.

Приоритетными направлениями Программы являются:

  • стимулирование развития жилищного строительства;
  • поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
  • повышение качества коммунальной инфраструктуры;
  • проведение научно-исследовательских работ.

По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.

Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач23:

  • формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;
  • обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;
  • государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;
  • разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;
  • модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов.

Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи24:

  • упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;
  • развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
  • развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;
  • комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
  • комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;
  • поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.

Информация о работе Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП