Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……2
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………4
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………4
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...6
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ……………………...9
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..15
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....15
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………17
2.3 Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по состоянию на 1.07.2014) (2014)……………………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….28
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….28
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

Кроме того, в рамках Программы необходимо25:

  • обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;
  • совершенствовать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
  • совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
  • развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);
  • совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.

Ресурсное обеспечение Программы26:

Предполагается, что общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы - 0,46 млрд. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 109,96 млрд. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - 0,39 млрд. рублей, молодых семей - 219,19 млрд. рублей.

Стоит отметить, что в 2010 году ФЦП «Жилище» лидировала по объемам финансирования по направлению Прочие нужды, что можно увидеть на рисунке 5 (исходные данные – Приложение 3).

 

Рисунок 5.

 

Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2010 году ( 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)27

 

А в 2011 году по объемам финансирования ФЦП «Жилище» уступила только  ФЦП «развитие транспортной системы», что также наглядно представлено на рисунке 6 ( исходные данные – Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6.

 

Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2011 году ( 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)28

 

 

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):29

  • улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека);
  • повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году - 4,8 года);
  • увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 12 до 30 процентов;
  • увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";
  • строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";
  • увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;
  • содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах 172 тыс. молодых семей;
  • улучшение жилищных условий в 2011 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;30
  • завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов;
  • завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;
  • совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;
  • создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;
  • переселение в 2011 - 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

 

2.3.Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по

состоянию на 1.07.2014) (2014)

Государственный заказчик-координатор: Минстрой России; государственные заказчики: Минстрой России, другие федеральные органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации,Верховный Суд Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации. 
Ключевые программные мероприятия на 2014 год 
Понаправлению«капитальныевложения»: 
обеспечение служебным жильем прокуроров и следователей; 
обеспечение жильем спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России; 
обеспечение жильем молодых ученых и строительство общежитий; 
обеспечение жильем иных категорий граждан Управлением делами Президента Российской Федерации на основании решений Президента Российской Федерации. 
По направлению «прочие нужды»: 
обеспечение жильем граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица; вынужденные переселенцы; граждане – участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним  местностей); 
 
оказание содействия в обеспечении жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 
Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по завершению строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры; 
Обеспечение жильем молодых ученых путем предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений; 
обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих путем предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; 
переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали; 
приведение объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей; 
переселение граждан, проживающих в г. Норильск и г. Дудинка и модернизация коммунальной инфраструктуры г. Норильска. 
Программа нуждается в корректировке в части: 
 
приведения объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий программы в 2014-2015 годах в соответствие с параметрами Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»; 
Передачи ФАНО России полномочий государственного заказчика мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и определения нового механизма его реализации. 
 
Проект постановления, предусматривающий указанные изменения, возвращен Минэкономразвития России письмом от 22 августа 2014 г. № 20259-ЕЕ/Д17и на доработку в Минстрой России. 
 
На 2014 год заключено 172 государственных контракта (соглашения) на сумму 3 099,49 млн. рублей – 27,3 % от объема годовых бюджетных назначений в рамках процедуры размещения заказа и заключения государственных контрактов (11 339,05 млн. рублей), в том числе по направлениям: 
«капитальные вложения» – 70 контрактов на сумму 611,86 млн. рублей;«прочие нужды» – 102 контракта на сумму 2 487,63 млн. рублей.  
Стоимость работ, выполняемых в 2014 году по 41 переходящему контракту прошлых лет, составила 308,99 млн. рублей, по заключенным с 1 января 2014 г. 131 контракту составила 2 790,50 млн. рублей. Контракты длительностью более одного года не заключались. 
 
Бюджетные ассигнования в объеме 26 366,52 млн. рублей расходуются вне процедуры размещения заказа и заключения государственных контрактов, в том числе: 
подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» – 22 562,97 млн. рублей; 
мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих – 3 473,88 млн. рублей; 
мероприятия по обеспечению постоянным жильем молодых ученых – 263,02 млн. рублей; 
расходы на управление реализацией программы – 66,65 млн. рублей. 
Объем финансирования в 2014 году за счет средств федерального бюджета составляет 37 705,57 млн. рублей, в том числе по направлению «капитальные вложения» (бюджетные инвестиции) – 4 945,79 млн. рублей, «прочие нужды» – 32 759,78 млн. рублей. 
 

Освоено в первом полугодии 2014 г. за счет средств федерального бюджета 15 382,68 млн. рублей – 40,8 % от годовых бюджетных назначений, в том числе по направлению «капитальные вложения» – 290,70 млн. рублей, «прочие нужды» – 15 091,98 млн. рублей. 
 
За первое полугодие 2014 г. суммарные кассовые расходы государственных заказчиков из федерального бюджета на реализацию программы составили 15 688,35 млн. рублей – 41,6 % от годовых бюджетных назначений, в том числе по направлению «капитальные вложения» – 383,49 млн. рублей, «прочие нужды» – 15 304,86 млн. рублей. 
 
Объем софинансирования в 2014 году, предусмотренный утвержденной программой, составляет 70 936,42 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по направлению «прочие нужды» – 23 002,55 млн. рублей, за счет внебюджетных источников по направлению «прочие нужды» – 47 933,87 млн. рублей.  
 
За первое полугодие 2014 г. средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников не привлечены.

Практические результаты реализации ФЦП за год (2014):

Уровень обеспеченности населения жильем составит 23,8 кв. м на человека; доля семей, которые смогут приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств возрастет до 27%; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов составит 34,5 тыс. семей; количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия составит 18,2 тыс. семей; будет обеспечено жильем 7,4 тыс. семей в рамках реализации мероприятий по обепечению жильем отдельных категорий граждан.

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП.

 

3.1. Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП

 

 

 В настоящее время одной из целей государства является повышение результативности и эффективности федеральных целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических проблем.

Главные проблемы в этой области следующие:

Расходы федерального бюджета на реализацию ряда федеральных целевых программ не увязаны с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Некоторым государственным заказчикам федеральных целевых программ при утверждении программ удалось установить показатели их финансирования из федерального бюджета особенно с 2008-2009 годов, более чем в 2 раза превышающие его возможности. Принятые при утверждении программ объемы их финансирования из федерального бюджета оказались за пределами бюджетных возможностей. В процессе подготовки программ государственные заказчики необоснованно завышали потребность в средствах федерального бюджета, при этом значительные средства предлагалось использовать на текущую деятельность. Как показало время, на стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности осуществления расходов, помимо федерального бюджета, со стороны участников программы.31

Государственные заказчики при подготовке программ закладывают в показатели финансирования программных мероприятий значительные объемы средств из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, используя это как важный аргумент в пользу принятия программы.

Нормативное регулирование финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ в настоящее время не устанавливает прямые и жесткие обязательства государственного заказчика по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.32

Обязательства федерального бюджета формируются в рамках процедур учета затрат на программу при формировании бюджетных проектировок на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу33.В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость включения в федеральные целевые программы сведений о распределении объемов и источников финансирования по годам за счет всех источников. При этом, в ходе подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию федеральных целевых программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном финансовом плане.34

Это обстоятельство допускает возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет государственным заказчикам федеральных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.

В ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации. Государственные заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах. Отсутствие этих показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией.35

Информация о работе Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП