Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:14, курсовая работа
Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……2
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………4
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………4
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...6
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ……………………...9
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..15
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....15
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………17
2.3 Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по состоянию на 1.07.2014) (2014)……………………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….28
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….28
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….36
Кроме того, в рамках Программы необходимо25:
Ресурсное обеспечение Программы26:
Предполагается, что общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы - 0,46 млрд. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 109,96 млрд. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 219,58
млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - 0,39 млрд.
Стоит отметить, что в 2010 году ФЦП «Жилище» лидировала по объемам финансирования по направлению Прочие нужды, что можно увидеть на рисунке 5 (исходные данные – Приложение 3).
Рисунок 5.
Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2010 году ( 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)27
А в 2011 году по объемам финансирования ФЦП «Жилище» уступила только ФЦП «развитие транспортной системы», что также наглядно представлено на рисунке 6 ( исходные данные – Приложение 3).
Рисунок 6.
Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2011 году ( 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)28
Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):29
Государственный заказчик-координатор:
Минстрой России; государственные заказчики: Минстрой России, другие
федеральные органы исполнительной власти,
Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации, Генеральная прокуратура Российской
Федерации, Следственный комитет Российской
Федерации,Верховный Суд Российской Федерации,
Счетная палата Российской Федерации.
Ключевые программные мероприятия на
2014 год
Понаправлению«
обеспечение служебным жильем прокуроров
и следователей;
обеспечение жильем спасателей аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований
МЧС России;
обеспечение жильем молодых ученых и строительство
общежитий;
обеспечение жильем иных категорий граждан
Управлением делами Президента Российской
Федерации на основании решений Президента
Российской Федерации.
По направлению «прочие нужды»:
обеспечение жильем граждан Российской
Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии
с законодательством Российской Федерации
(военнослужащие, сотрудники органов внутренних
дел, подлежащие увольнению с военной
службы (службы), и приравненные к ним лица;
вынужденные переселенцы; граждане –
участники ликвидации последствий радиационных
аварий и катастроф, пострадавшие в результате
этих аварий, и приравненные к ним лица;
граждане, выезжающие из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей);
оказание содействия в обеспечении жильем
молодых семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов;
Предоставление субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации на софинансирование
мероприятий по завершению строительства
и реконструкции объектов коммунальной
инфраструктуры;
Обеспечение жильем молодых ученых путем
предоставления социальных выплат на
приобретение жилых помещений;
обеспечение жильем федеральных государственных
гражданских служащих путем предоставления
единовременной субсидии на приобретение
жилого помещения;
переселение граждан из ветхого и аварийного
жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;
приведение объектов г. Волгодонска в
состояние, обеспечивающее безопасное
проживание его жителей;
переселение граждан, проживающих в г.
Норильск и г. Дудинка и модернизация коммунальной
инфраструктуры г. Норильска.
Программа нуждается в корректировке
в части:
приведения объемов бюджетных ассигнований
из федерального бюджета на финансирование
мероприятий программы в 2014-2015 годах в
соответствие с параметрами Федерального
закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов»;
Передачи ФАНО России полномочий государственного
заказчика мероприятия по обеспечению
жильем молодых ученых и определения нового
механизма его реализации.
Проект постановления, предусматривающий
указанные изменения, возвращен Минэкономразвития
России письмом от 22 августа 2014 г. № 20259-ЕЕ/Д17и
на доработку в Минстрой России.
На 2014 год заключено 172 государственных
контракта (соглашения) на сумму 3 099,49 млн.
рублей – 27,3 % от объема годовых бюджетных
назначений в рамках процедуры размещения
заказа и заключения государственных
контрактов (11 339,05 млн. рублей), в том числе
по направлениям:
«капитальные вложения» – 70 контрактов
на сумму 611,86 млн. рублей;«прочие нужды»
– 102 контракта на сумму 2 487,63 млн. рублей.
Стоимость работ, выполняемых в 2014 году
по 41 переходящему контракту прошлых лет,
составила 308,99 млн. рублей, по заключенным
с 1 января 2014 г. 131 контракту составила
2 790,50 млн. рублей. Контракты длительностью
более одного года не заключались.
Бюджетные ассигнования в объеме 26 366,52
млн. рублей расходуются вне процедуры
размещения заказа и заключения государственных
контрактов, в том числе:
подпрограмма «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством»
– 22 562,97 млн. рублей;
мероприятия по обеспечению жильем федеральных
государственных гражданских служащих
– 3 473,88 млн. рублей;
мероприятия по обеспечению постоянным
жильем молодых ученых – 263,02 млн. рублей;
расходы на управление реализацией программы
– 66,65 млн. рублей.
Объем финансирования в 2014 году за счет
средств федерального бюджета составляет
37 705,57 млн. рублей, в том числе по направлению
«капитальные вложения» (бюджетные инвестиции)
– 4 945,79 млн. рублей, «прочие нужды» – 32
759,78 млн. рублей.
Освоено в первом полугодии 2014 г. за счет
средств федерального бюджета 15 382,68 млн.
рублей – 40,8 % от годовых бюджетных назначений,
в том числе по направлению «капитальные
вложения» – 290,70 млн. рублей, «прочие нужды»
– 15 091,98 млн. рублей.
За первое полугодие 2014 г. суммарные кассовые
расходы государственных заказчиков из
федерального бюджета на реализацию программы
составили 15 688,35 млн. рублей – 41,6 % от годовых
бюджетных назначений, в том числе по направлению
«капитальные вложения» – 383,49 млн. рублей,
«прочие нужды» – 15 304,86 млн. рублей.
Объем софинансирования в 2014 году, предусмотренный
утвержденной программой, составляет
70 936,42 млн. рублей, в том числе за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов по направлению «прочие
нужды» – 23 002,55 млн. рублей, за счет внебюджетных
источников по направлению «прочие нужды»
– 47 933,87 млн. рублей.
За первое полугодие 2014 г. средства бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и внебюджетных источников не
привлечены.
Уровень обеспеченности населения жильем составит 23,8 кв. м на человека; доля семей, которые смогут приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств возрастет до 27%; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов составит 34,5 тыс. семей; количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия составит 18,2 тыс. семей; будет обеспечено жильем 7,4 тыс. семей в рамках реализации мероприятий по обепечению жильем отдельных категорий граждан.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП.
3.1. Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП
В настоящее время одной из целей государства является повышение результативности и эффективности федеральных целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических проблем.
Главные проблемы в этой области следующие:
Расходы федерального бюджета на реализацию ряда федеральных целевых программ не увязаны с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Некоторым государственным заказчикам федеральных целевых программ при утверждении программ удалось установить показатели их финансирования из федерального бюджета особенно с 2008-2009 годов, более чем в 2 раза превышающие его возможности. Принятые при утверждении программ объемы их финансирования из федерального бюджета оказались за пределами бюджетных возможностей. В процессе подготовки программ государственные заказчики необоснованно завышали потребность в средствах федерального бюджета, при этом значительные средства предлагалось использовать на текущую деятельность. Как показало время, на стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности осуществления расходов, помимо федерального бюджета, со стороны участников программы.31
Государственные заказчики при подготовке программ закладывают в показатели финансирования программных мероприятий значительные объемы средств из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, используя это как важный аргумент в пользу принятия программы.
Нормативное регулирование финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ в настоящее время не устанавливает прямые и жесткие обязательства государственного заказчика по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.32
Обязательства федерального бюджета формируются в рамках процедур учета затрат на программу при формировании бюджетных проектировок на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу33.В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость включения в федеральные целевые программы сведений о распределении объемов и источников финансирования по годам за счет всех источников. При этом, в ходе подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию федеральных целевых программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном финансовом плане.34
Это обстоятельство допускает возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет государственным заказчикам федеральных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.
В ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации. Государственные заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах. Отсутствие этих показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией.35
Информация о работе Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП